Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.

Предыдущая часть книги здесь.

Заключительное слово о нижегородской игрушке

Даже при беглом взгляде видно, сколь богаты, разнообразны и уникальны промыслы нижегородской народной игрушки. Многие образцы, как, например, семеновская матрешка или городецкая роспись, известны во всём мире. Народная игрушка относится к массовой материальной культуре, и ее возникновение и развитие обуславливалось в каждое время многими причинами. Из поколения в поколение, от деда к внуку, от отца к сыну передавали нижегородские мастера секреты изготовления токарных, топорных и керамических игрушек. Бережно хранились традиции, но не чурались народные умельцы и новаций. При создании крупных промысловых центров игрушки во второй половине XX века, наряду с традиционными изделиями, разрабатывались и внедрялись в производство экспериментальные формы, созданные профессиональными художниками-конструкторами в специальных научных институтах Москвы. Как видно из приведенных данных, 60-е – начало 80-х годов были временем расцвета нижегородской игрушки. Получая правительственную поддержку, промыслы и сами давали значительную прибыль региону. Над развитием игрушечного дела в области трудились экспериментальные лаборатории, созданные при основных промысловых производствах.

В постсоветский период народные промыслы испытывают серьезные трудности, так как современный мир диктует свои условия выживания. Сохранение и развитие традиций изготовления русской игрушки – задача, от решения которой зависит, смогут ли будущие поколения пить из чистого родника народного искусства. За последние годы интерес к традиционным промыслам оживился, и народная игрушка вновь стала пользоваться спросом. Возрождаются и развиваются старые промысловые формы этих изделий, разрабатываются новые. Живет древо традиционных ремесел, а с ним множатся и его плоды – по-праздничному яркие и нарядные, со сказочными узорами и скромным декором, народные игрушки. Пуриховские, городецкие, курцевские, семеновские, лысковские, ермиловские, полховмайданские лошадки представляют все многообразие подходов народных мастеров к натурному объекту и древнему символу коня, слуги солнца, приносящего на землю радость и благодать, праздник и веселье. Народная игрушка – это неистощимый источник юмора, метких наблюдений за природой, животными и людьми, это память о сакральных знаниях, мифологических представлениях. Нижегородская традиционная игрушка, как правило, нарядна и празднична, богато орнаментирована растительными узорами. Ее образы наполнены оптимистическим настроением и яркими красками. Ее философия и эстетика изначально настроены на положительные эмоции, они пронизаны праздничным настроением, нацелены на добро и благо, хотя в последнее время стали появляться и образы из параллельного печального мира. В традиционной же нижегородской игрушке нашли свое отражение, прежде всего, те поэтические воззрения на мир, которыми так полны фольклор, сказки, былины и русские крестьянские праздники. К сожалению, художественно-поэтическое осмысление мира сейчас стремительно уходит, оставляя после себя памятники материальной культуры, которые являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, тем Трояном, который и обеспечивает связь времен. За каждым видом нижегородской игрушки стоит вековая мудрость многих поколений, морально-нравственная ответственность за сотворенное, поэтому в народном искусстве не могло появиться то, что не соответствовало бы исконному жизненному укладу и традиционным представлениям о красоте. Любое новаторство корректировалось коллективом, и чуждое отметалось само собой. Феномен народной игрушки неразрывно связан с домом, где ремесленное производство и крестьянский труд, дополняя друг друга, способствовали жизнеобеспечению семьи, ее благополучию.

Игрушки Городца, Семенова, Полховского Майдана и других промысловых центров Нижегородского края – это золотой фонд областного культурного потенциала, который мы, к сожалению, постепенно теряем. Как говорил один известный нижегородский журналист, народное крестьянское искусство – это русский эдем, рай, который мы все более утрачиваем, меняя его на заморский ширпотреб. А как бы хотелось, чтобы не только внуки, но и правнуки сегодняшней молодежи могли подивиться расписным лошадкам, покрутить крылья деревянной мельницы, покачаться на коне или петушке, пошуметь трещотками и погремушками, посвистеть в размалеванных яркими красками птичек, поиграть на расписной, в узорах, балалайке, словом, окунуться в стихию народного праздника, в наш национальный эдем, сохранение или разрушение которого зависит только от нас, нашей ответственности перед собой и следующими поколениями.

А в вашем доме есть нижегородские народные игрушки? Златогривые кони, строгие или улыбающиеся матрешки, грибы или коты-копилки, мельницы-вертушки или веселые карусели, трогательные, в цветах, собачки или звонкие свистульки. Если есть, то вы – обладатели частички русского ирия-рая, и пусть в вашем доме всегда светит солнце согласия и лад.

Принятые в издании сокращения

АК – Ассортиментный кабинет ЗАО Городецкая роспись

ВМДП и НИ – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

ВСХВ – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства (Москва)

ГИМ – Государственный исторический музей (Москва)

ГРМ – Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

ГТГ – Государственная Третьяковская галерея (Москва)

ИКМВ – Историко-краеведческий музей рабочего поселка Вознесенское

МУК ИХМ СР – Муниципальное учреждение культуры Историко-художественный музей Семеновского района (г. Семенов, Нижегородская область)

МВЦО – Музейно-выставочный центр Отчина (п. Ковернино, Нижегородская область)

НГИАМЗ – Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

НГХМ – Нижегородский государственный художественный музей

НИИХП – Научно-исследовательский институт художественной промышленности (Москва)

МИХП НО – Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

РЭМ – Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)

СПМЗ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

ХПМИ – Художественно-педагогический музей игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область)

Список литературы

Абрамова А. В. Жизнь художника Сергея Малютина. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 272 с., ил.

Арбат Ю. А. Путешествие за красотой. – М.: Искусство, 1966. – 184 с., ил.

Барабулин А. В. Полховский Майдан // Широков Б. П. Народные художественные промыслы Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986. – 143 с., ил.

Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М., Детская литература, 1977. – 190 с., ил.

Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с., ил.

Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с.,. ил.

Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиция, 2007. – 120 с., ил.

Емельянова Т. И. Искусство хохломской росписи: Монография. – Нижний Новгород: Музей ННГУ, 2008. – 140 с., ил.

Князева Е. В. Мир кукол. – СПб.: Аврора, Калининград, Янтарный сказ, 2002. – 63 с., ил.

Коновалов А. Е. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. – Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1988. – 236 с., ил.

Кострина А. Е. Малиновое чудо. – Нижний Новгород: Кварц, 2005. – 21 с., ил.

Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 120 с., ил.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с., ил.

Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. – М.: Мысль. 1994. – 398 с., ил.

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. – М.: Форум, 2009. – 272 с., ил.

Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. – М.: Советская Россия, 1969. – 108 с., ил.

Народные мастера. Традиции и школы. / Под ред. М. А. Некрасовой. – М.: Академия, 2006. – 432 с., ил.

Народные художественные промыслы. / Под общей ред. В. Г. Смолицкого – М.: Высшая школа, 1982. – 216 с., ил.

Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. – М.: Сов. Россия, 1983. – 217 с., ил.

Некрасова М. А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры // Каталог Всероссийская художественная выставка. Современное народное искусство России. Традиции и современность. – Вологда: Арника, 2008. – 196 с., ил.

Новикова Е. Е., Сорокин И. К. Семеновский сувенир. – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1987. – 143 с., ил.

Прокопьев Д. В. Художественные промыслы Горьковской области. – Горький, 1939. – 215 с.

Рогов А. П. Черная роза. – М.: Современник, 1986. – 318 с., ил.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: София, Гелиос, 2001. –744 с., ил.

Семенова Т.. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М.: Советский художник, 1972. – 200 с., ил.

Соловьева Л. Н. Матрешка. – М.: Интербук-бизнес, 1999. – 95 с., ил.

Соколова М. С. Матрешки. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с., ил.

Супрун Л. Я. Городецкая роспись. – М.: Культура и Традиция, 2006. – 148 с., ил.

Федоров В. В. Семенов – столица золотой хохломы. – Нижний Новгород: Бегемот, 2007. – 22 с., ил.

Чуянов С. П. Городецкие праздники. – Нижний Новгород: Арника, 1995. – 158 с., ил.

Широков Б. П. Народные художественные промыслы Горьковской области. Альбом. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. – 143 с., ил.