Кукушка

Кукла Кукушка, Кукушечка

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.


А вот информация с сайта - Дербеневка (фольклорно-этнографический центр):

Почему кукушка? С этой птицей всегда были связаныопределенные мифологические представления. От других птиц кукушкаотличается тем, что не вьет гнезда и не выводит птенцов, считается, чтоименно за это на Петров день птицы изгоняют ее из леса. Наиболееустойчивы верования, что кукушка - воплощенная душа умершего иливестница мира предков. В северо-западных областях (Псковская область,Полесье) существует обычай полевых голошений с кукушкой, обращаясь кней как к покойному родственнику или передавая ей весточки для него.Поскольку кукушка осознается как медиатор между мирами, как вестница с«того» света, она наделяется способностью предсказывать будущее.

Обряд предстает перед нами в нескольких вариантах – «похороны» кукушки и ее «крестины». «Унас такой абычай, што харанили. А у некатарых деревнях называлася«крестили какушку». Крeстьбины были. Ну, делають какушку и крестьбиныей делають. Как ребёначка крестят. И абед, и гуляют. Если крестят, тоне закaповают».

Пару раз удалось записать, видимо,полный вариант обряда, в котором сделанную на Вознесение куклукрестили и закапывали, а на Троицу поминали (иногда при этом разрывая).Во многих селах под названием «крестить кукушку» остался лишь третийэтап обряда – собственно поминки с весельем в лесу; так обрядтрансформировался в праздник.

Делали куклу по-разному. Если в других местах бытования обряда«кукушкой» часто становилась травка «кукушкины слезки», а в редкихслучаях даже собственно чучело птицы, то в Людиновском районе это былатряпочная кукла, в основе которой была раздвоенная березовая (иногдаольховая) веточка. По выражению исполнителей ее «пеленают», то естьобертывают красивыми тряпочками, которые приносят девки («кто какоймахорик, ласкутик») - шить при этом нельзя было.

Интересно, что иногда куклу делали скаблучками, то есть конец каждой из двух веточек раздваивался еще раз;возможно, что это орнитоморфная деталь, обозначающая птичьи ножки.«Ножки» пеленали обязательно красной тряпкой, далее делали традиционныйдевичий костюм. Как и большинство архаичных кукол, кукушка должна былабыть «слепая», то есть без лица, но в более поздних вариантах его сталирисовать.

Изготовленная кукла – молодая девка,это много раз проскальзывает в репликах исполнителей – «положи девкуда получше». Во фразе «отдаем мы девку замуж» слышатся отголоскидревнего жертвоприношения, хотя сами бабушки, конечно, об этом незадумываются. Смысл производимых действий они объясняют традицией: «Паабычаю. И сроду, сроду!».

Крещение было достаточно условным:«пабрызгають, памоють её». Потом сделанную куклу ставили на окно иликлали на лавку, делали гробик, застилали его соломой, которая понародным представлениям «греет покойников», делали подушечку, набитуюсоломой. Далее все делали по традиционному похоронному обряду – гробикнесли на носилках, опускали в ямку на полотенцах и т.д. Закапываличаще всего в ржаном поле, что прямо указывает на связь с аграрноймагией.

Обряд с кукушкой являлся одним изженских весенних обрядов, в нем участвовали девушки и молодки;параллельно свои «похороны кукушки» могли делать девочки. Обрядсовершался тайно, мужчины, парни не могли присутствовать при нем изнать о месте «крещения» и захоронения кукушки. Для этого хоронилирано, до восхода солнца: «а тада рана подымаемся на Вознесение,рана-прерана. И мы убеrаем, штоб ребята нас не нашли!».

Парни (в поздних вариантах - дети)караулили девок на крышах, старались подсмотреть и разорить местозахоронения. Иногда оно оказывалось тайным даже для участников:похороны производили одна-две выбранные девушки. Особо смелые девкиделали фальшивую могилу с нечистотами. Настоящую могилку затаптывали,чтобы никто не видел, а если ставили крестик, то так, чтобы не былвиден во ржи. Раньше тайность совершаемых действий была необходимой; поописанию начала 20 века «Ни одна крестьянка не сознается, что умеет«сряжать и кстить кукушку».

Если могилка все-таки разрывалась,ребята приносили куклу, надсмехались над девками, иногда в насмешкуприбивали ее к столбу, вместе с лаптем, в котором ее там хоронили. Присерьезном отношении к обряду, в этом случае праздник был сорван, этомогло предвещать плохой урожай или неудавшееся замужество, девушкиочень плакали; позже, конечно, наблюдалась более игровая атмосфера.

Последний этап обряда – поминки, акое-где торжественное выкапывание кукушки через неделю после Троицы. Напомин собирались все – и ребята, и девушки, делали общий стол, причемобязательной ритуальной едой были яйца – «пару яец мать сварить идращёну спекеть». Там уж «столько народу, там столька шуму, там сколькавеселля!», «и гармошки, и песни, и танцы, и страдания, фсё!».

Во время похорон по кукушке обязательно причитали, выбирая при этом наиболее умелую в этом деле молодку («ну, каму ш плакать? нада Маньке плакать!»). При этом, как часто это бывало, начинается плач символически («Што вроде паложено»), а как «начнёть причитывать и заплачеть па всей па правде. И заrалосить, и мы заrалосим».

автор текста - Марина Альтшулер,научный сотрудник Центра народной музыки Московской Государственной Консерватории.

Дополнение

Кукла Кукушка, Тульская губерния (на фото справа - сзади стоит, серая).
Была связана с древним обрядом посвящения девочек в девушки, во взрослую жизньобрядом «отказа от кукушества». девочки, прощаясь со своим детством, давали обещание не быть кукушкою, т.е. ке быть плохой матерью.

Кукла делалась девочками 12 лет на праздник Вознесения из травы кукушкины слезы под руководством вдовой старухи. Несколько девочек собирали траву для изготовления куклы, аккуратно складывали стебель к стеблю. При этом нельзя было сломать стебель и оторвать корень. Куклу делали все вместе, обвязывая стебли красной нитью. Каждая девочка стремилась внести в создание куклы что-то свое. Самая древняя кукушкаиз травы в темном платке. Позже появилась кукла из травы, одетая в яркую поневу, передник. но в темном платке. Еще один вариант куклы кукушкиобраз женщины немолодой, возможно вдовы, одетой неярко.

На Вознесение проводился и обряд «похороны кукушки». На полянке выкапывалась ямка и устилалась травой. Хоронили куклу кукушку, которую в тот же день делали девушки. Куклу клали вместе с подарками девушек (кольцо, платочек и т.д.), загадывая желания на год. Кукушку присыпали, травой, землей, примечали место. Куклу откапывали через 10 дней, на Троицу и смотрели на свои подарки. Если в кольцо заползал муравей, то девушка выйдет замуж. Свои вещи с кукушки снимали и куклу сажали на дерево.

Девушки через кукушку «кумились»выбирали подружку на целый год. Наряженную куклу ставили под березку, свивали на д ней дугою ветки. На них вешали свои крестики девочки, желающие покумиться. Затем они целовались в дуге из веток, приговаривая: "Ты куна, и я кума" и обменивались крестиками и куклами. После этого девушки дружили целый год и не ссорились. На следующий год можно было выбрать эту же подружку или другую.

Информатор Агаева И.8

Фото с сайта letopisi.ru/index.php/Куклы-обереги

 

Кукушечка с сайта gimn-65.narod.ru/Str_kr_f_kukl.htm

 

Кукла Кукушка.

Кукушечки.

Автор: Алла Назарова

  • Не знаю как сейчас, а еще в 80х гг. у нас во дворах девочки делали "секретики"-выкапывали ямку и красиво укладывали в нее фольгу, цветные стеклышки, бусинки,цветочки. Все закрывалось сверху куском прозрачного стекла и засыпалось землей. В любой момент землю можно аккуратно разгрести и показать "секретик" подругам. Главное - чтоб мальчишки не узнали :) Именно эта девчачья игра и является рудиментом "похорон кукушки".

    olena tarasenko
  • olena, спасибо, вы написали - а ведь я что-то даже такое и вспомнила, хотя до сего момента не помнила совершенно! Мы с девчонками тоже закапывали секретики, и правда! И во дворе в городе, и особенно - в пионерлагере. Мальчишки не знали. А вот знали ли они о существовании секретиков и пробовалили ли их найти - этого уже не помню. Но девчачья тайна была, точно!
    Спасибо вам огромное за "восстановление памяти"! :-))

    admin
  • shpak
  • У Агаевой в статье про "кукушек" четко написано:
    делали разных кукушек: девочки, кот .исполнилось 12 лет прощались с детством - делали из ткани,
    девушки на "выданье" и молодки - делали из травы "кукушкины слезки" - гадали на замужество, рождение ребенка; и делали парочку "кукушка и кукун" гадали на суженного, если точно его знали;
    женщины постарше - делали из березовых веточек - гадали на урожай.
    Еще делали птичку в "серых тонах"(птичку!), сажали на дерево - и говорили "унеси все мои печали" - отворачивались и уходили.
    В статьях этнографов все перепутано - записать то записали а смысла ноль.
    Вот Ирина Владимировна разъяснила!

    Alena
  • Понятно, что это для тульской губернии - в других , думаю, смысл такой же. Может исполнение чуть другое.сама с ног сбилась, пока нашла))

    Alena
  • Сначала этнографы записывают, потом приходится искать разъяснений. :-) Интересно, можно ли сразу так записывать, чтоб было понятно? :-))

    Alena, спасибо за уточнения, я этого не знала, теперь прояснилось!

    admin
  • С благодарностью.Много полезного и интересного нахожу на сайте.

    Ирина Фирсова