Свистульки, погремушки

Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не доходили чужестранцы, местных жителей мало касались вражеские наше-ствия, а нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу». Потом свистульки стали служить забавой ребятишкам. Но в форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски древних языческих верований. Наряду с «утушками» часто лепят свистульки в виде вещей птицы счастья Сирин, которую в рукописных книгах или же в росписях бытовых предметов всегда изображали с женской головой. Эти маленькие фигурки окрашены в самые яркие цвета - малиновый или зеленый. На туловище - три выступа, обозначающие лапы и хвост. Голова человеческая, с рельефным носом. Глаза проделаны тычком. На голове крестьянский кокошник. Раскрашена эта маленькая игрушка ярко: синяя полоса на кокошнике, синий круг на месте крыльев и зеленые и желтые пятнышки.


Этот образ имеет глубокие корни и много столетий назад был одним из основных иотивов древнерусских женских украшений - колтов, где Сирины размещались по обе стороны "древа", выражаю идею роста жизненных сил, идею жизни. Подобных Сиринов можно увидеть и в вышивках на подолах каргопольских женских рубах.


Так родовые и племенные каргопольские орнамен-тальные знаки, древние языческие верования о магической охраняющей силе свиста, символический образ птицы счастья слились воедино в творчестве народной мастерицы, которая ничего не знает ни о племенных знаках, ни о птице Сирин, ни о том, что когда-то означал свист.


С птицей в руках часто можно увидеть и "медведко". Отголосок связи медведя с культом огня и солнца можно проследить в орнаментике игрушки, украшенный крестом, статуэтка медведя представляется нам огненным божком. Образ медведя и в русском фольклоре и в изобразительном народном искусстве - один из наиболее любимых. Мастер - крестьянин или охотник очеловечивает лесного жителя и в соответствии с этим дает ему свои, крестьянские занятия.

В каргопольской коллек-ции Московского музея народного искусства можно увидеть разных медведей: играющего на рожке, на гармошке, держащего чашу. Медведь у большинства мастеров - добрый "хозяин леса". Медведь - это своеобразный "тотем", прародитель, предок - поэтому он очеловечен, он всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары природы. Часто медведь изображается на коне, в этой трактовке, скорее всего, в образе медведя изображается ряженный мужик, едущий встречать "масленицу". У славянских народов "медведко" считался подателем плодородия земли, оттого на масленицу завсегда можно было увидеть ряженного медведем в санях рядом с куклой "масленицы". Часты так же сцены борьбы медведя с мужиком, защищающим от бесчинства сильного животного кормилиц коров и крестьянские посевы.


Мужские фигурки тоже очень разные. Это бородатый старик, сидящий в кресле, играет на гармошке; парень, обедающий и парень, курящий трубку. Лепкой рук, лица, головы они схожи с женскими изображениями. По пластическому решению и орнаментации "мужички" близки к скульптуркам медведя. У них широко расставлены конические столбики ног, часто фигурка опирается на третьий сторбик - шлейф кафтана. Чаще всего мужская фигура появляется "Санях" с гармошками. Санные возки лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.