admin

 Финно-угорские куклы

Всеигрушки отличает одна особенность: за ними спрятан богатый пластверований, представлений о мире и человеке, присущий всемфинно-угорским народам. Куклы исстари наделялись магическим смыслом,отождествлялись с потусторонними силами, несли определенную энергетику.Несмотря на общие качества, ребячьи забавы у каждого народа имели исвою изюминку.

Например, коми куклы почти никогда не имели глаз, носа,ушей... Их лицо оставалось без росписи, так как считалось, что, обретячерты, они могли ожить и напугать ребенка.

Изкаких только материалов народы-сородичи не мастерили игрушки!Традиционная ненецкая кукла, к примеру, изготавливалась из утиногоклюва. По древним верованиям самодийских народов, именно птица являласьматерью-прародительницей. Сделав куклу из клюва птицы, мать-ненкапыталась оградить свое чадо от зол и напастей.

Укоми-пермяков при изготовлении игрушек в ход шли и трава, и солома, ищепка. В Удмуртии кукол очень часто делали из глины. А также излоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Скрепленные такимобразом обрезки тоже служили оберегом. Кстати, удмурты кукол делали ииз полешков, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушкитщательно пеленали в холсты.

Здесь, как нигде, куклы были в ходу и вчести. Марийских девочек, впрочем, как и их сверстниц из другихфинно-угорских регионов, замуж выдавали рано. В дом мужа девочка-женаприносила целый ворох холщовых кукол, иногда до ста штук. Это считалосьдобрым предзнаменованием: где много куколок, там много детей.

Туловокукол из соседней с Коми Кировской области сделано из мешочков сзерном. Зерновым нутром игрушки начинялись осенью, после обмолотаурожая. Всю зиму дети играли такими кукляками. А весной мешочкивскрывали и сохранившееся таким образом зерно бросали в борозды.Считалось, что эти зернышки наполнились положительной детскойэнергетикой и дадут хорошие всходы. А кукол из чесаного льна давалииграть больным детям. По поверьям, недуг уходил в лен, куклу послеэтого сжигали.

Навыставке в Национальном музее представлены коллекции кукол изФинляндии, Эстонии, Карелии. Есть и куклы, которые родом из небольшихфинно-угорских поселений с немногочисленными народностями ижора, ливы,водь. Водьские игрушки тоже изготовлялись с большимипредосторожностями, например, мастерица не должна была брать в руки ниножницы, ни иголку. Набивали такие куклы нитками, выдерганными изкусочков ткани. А вот традиционные венгерские куклы нельзя представитьбез кукурузы. Когда мастерили куклу, в ход шли и стержни, и початки, икожура царицы полей. Все это преследовало одну цель – изобилие,  продолжение рода.

Открытиевыставки, собравшее множество посетителей, получилось по-настоящемупраздничным. Для гостей пела Лидия Логинова. А мастерицы из села ЫбСыктывдинского района Нина Дмитриевна Гилева и Энгелия ИвановнаМуравьева тут же могли дать советы начинающим рукодельницам и поведатьлегенды, которыми было окутано рождение каждой игрушки в семьях здешнихкрестьян.

Анна СИВКОВА.Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Источник - www.gazeta-respublika.ru/article.php/14550


Знаменитая мастерица финно-угорского мира - Александра Тахтуева. (Фото справа - её работы).

Александра Матвеевна занимается шитьем традиционныхкукол с конца 80-годов прошлого века. Представлены куклы и игрушки финно-угорских народов:финнов, эстонцев, саамов, карелов, вепсов, удмуртов, марийцев, ханты,манси, коми-зырян, венгров, ижорцев, народов мордвы, водь, ливов.

Тахтуева (Когончина)  Александра Матвеевна родилась в 1924 году в деревне Юган Сургутского района в семье рыбака и охотника ханты.

Окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище (1944) и Ленинградский государственный университет (1954).

В 1944 – 1949 годах работала учителем начальных классов в Угутской школе, в поселке Тромаган.

С 1960 года она живет в городе  Ханты-Мансийске. Долгое время  преподавала географию в  школе №1, одновременно руководила краеведческими кружками, организовывала и проводила  туристические походы.

Следующие 13 лет была инспектором Отдела народного образования по национальным школам, часто  выезжала в самые отдаленные поселки округа.

С 1991 года Александра Матвеевна - сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. С конца 80-х годов ХХ века  она занимается исследованием материальной культуры, шитьем национальных кукол, бисероплетением. Автор книги «Материальная культура юганских ханты» (Сургут, 1993) и более десяти научных статей по играм и игрушкам, обрядам и материальной культуре юганских ханты. 

Все изделия Александры Матвеевны  выставлялись  более 20 раз и представлялись под названием «Игрушки народа ханты».

В 2005 году Александра Матвеевна работает над созданием коллекции «Финно-угорский мир в куклах и игрушках», которая экспонировалась  в дни проведения IХ Международного фольклорного фестиваля финно-угорских народов. Часть коллекции вошла в фотоальбом «Финно-угорский мир в куклах и игрушках А. М. Тахтуевой». Фотоальбом издан  в октябре  2006 года.

"У нас одни корни, одни истоки, — говорит Александра Тахтуева. — Всекуклы безликие, без рук и ног. Характер определяет их костюмы, их позы,род занятий". В первобытном обществе кукла-акань была оберегом, ейпоклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз. Первых кукол,по словам рукодельницы, девочкам-ханты шили мать или старшая сестра.

Например,на Северной Сосьве для девушки изготавливали куклу алтын акань, которуюона сохраняла и после замужества, до появления детей. С куклойобращались также заботливо, как с будущим ребенком. На ночь ееукладывали спать обутой, так как верили, что она ночью ходит по домуи даже посещает домашних животных. Под утро кукла брала кусок дереваи била им в угол комнаты, приговаривая: "День, начнись, день,начнись!". В доме, где была эта кукла, по преданию, призракине водились.