АкадемияСамопознания

МузейЗаповедник народного быта

ДомРемесел

Приглашает

в мастерскую Народной куклы

На семинаре Остров 2009 г.  6-11 июля 2009 г. будет работать

 

класс  Народной куклы

тема класса:

 Куклы женской судьбы.

 

          Мы рассмотрим,  как отражался народный взгляд на женскую  судьбу в образах кукол. Приложим к себе исовременной жизни.

 

     И сделаем 4 тульские куклы, последовательно отражающие этапы женской судьбы:

Закруткус Младенцем, Мамушку, Дочки – Матери, Бабушкунянюшку.

     Передала нам их Ирина ВладимировнаАгаева. 

Каждыйобраз удивителен, передает глубину и мудрость знаний русского народа о женскойдоле.

     Мы постараемся понять их, понять , как этиобразы могут нам помочь сделать свою жизнь счастливее.

 

Мы сделаем  игровую куколку Покосница

В нашей культуре – работа в поленепосильный женский труд. А куколка легка и нарядна, так как и шли женщины нажатву в красивых красочных одеждах, как на праздник. Так уж трудна и тяжелаженская доля и работа или  в народе этовидели иначе? Подумаем, попробуем понять, возможно, тяжела не женская доля итруд, а наши образы, вложенные культурой.

 

Куклы большие, локтевые.

Делались на коре липы. Сейчасможно брать газеты или журналы.

Везите их с собой.

 

            Во время семинара запланировано или одно большое илидва небольших занятия класса в день. Так же можно будет приходить в класс вперерывы между работами основного семинара.

 

Кто хочет сделать какую-тоодну куклу, может заявиться на одно занятие.

 

 

Заявки на обучение присылайтена адрес: zapovednik@troya-russkaya.ws

 

 Водящая класса Народной куклыПтица Радость, преподавательВилена

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Отклики с семинара

Работа класса  Народной куклы

21 июля 2009 г.

От Нехвы

 

В течение семинара работал класс Народной куклы Домаремесел. Водящей работы класса была  – ПтицаРадость, Вилена - преподаватель, я была стажером.

 

Одной из задач, которую мы ставили, и которая оченьважна для меня, была – учиться делать дела вместе, проходить дружиной. И мнекажется, мы начали лучше видеть друг друга – не пропускать сбои, помогатьразбирать и исправлять ошибки, и во время всей работы класса старались понятьдруг друга. Это иногда было очень не просто, и стоило немалых усилий! Но какздорово было, когда получалось!

Тема работы класса была  - куклы женской судьбы.

 Накануне ПтицаРадость и Вилена были на семинаре у известной кукольницы Ирины Владимировны Агаевойи там научились делать этих кукол. Это ряд кукол, их всего шесть в которыхотражена женская судьбы, переходы женщины из одно состояния в другое,  задачи, которые решает женщина и цели, которыхона достигает.

Я кратко опишу этих кукол.

Первых двух кукол – Невесту и Материнство мы неделали. Невеста яркая, вся в красном и с косой, как я вижу, это девушка готоваявыйти замуж и стать матерью. Потом Материнство – это образ беременной женщины –ее задача выносить ребенка. Потом Закрутка с младенцем, или Благополучие, женщина уже родила и значит все у нее благополучно.Следующая кукла – Мамушка , ее дети подросли и уже помогают матери – у этойкуклы руки  сделаны в виде детей –мальчика и девочки. Потом кукла Дочки-Матери, у этой куклы – дочки уже большенькие и готовы упорхнуть из дома. Еезадача  выдать дочек замуж и научить, какбыть счастливыми замужем.

Последняя кукла Бабушка-Нянюшка, у нее трое внучат,почему-то это самая для меня теплая кукла. Мне кажется задача женщины встарости, чтобы жизнь продолжалась, не только как тел, но и как душ. Мыувидели, что она хранительница рода, и род это как одна большая душа.

 

В начале работы класса, на первом занятии, ПтицаРадость выложила все шесть кукол и немного рассказала о них всех.

После, мы долго не могли собраться,  и как-то работа не шла,  у меня ощущалась какая-то усталость. Даже нестали делать одно занятие, пропустили его.

Я вообще подумала, что может охота делать кукол у меняуже исчерпалась.

В общем тогда я не рассмотрела что со мной происходит,и только когда сделала последнюю куклу, я поняла, что это было во мнесопротивление именно этим куклам.

Я глядела на них и видела, что все куклы, кроменевесты, увешаны детьми. И что это вот вся женская судьба – только дети, ибольше ничего!?

Мы в мастерской поговорили об этом, у многихотозвалось, что было сопротивление, и что это что-то из советских времен, когдарожая детей, женщина просто создает винтики для общественной системы, а неприводит души. Проговорили болезненные образы из того времени, когда главноебыло работать,  и даже чтобы за то,чтобы  остаться с больным ребенком дома илечить его,  надо было иногда биться.

А на семинаре, читая главы, я увидела другой образ,что мать приводит душу, и потом душа, обучаясь, проходит по мирам, и мать какбогиня заглядывает в эти миры сверху и помогает их пройти и победить. Это образменя манит, охота такой быть, но я вижу, что мне надо этому учиться, что  я раньше просто сбегала из действительногомира, я пыталась своему ребенку помочь, но как-то криво, со стороны. Будуучиться.

 И еще яувидела, что куклы женской судьбы соответствуют разным возрастам детей женщины.То есть разным мирам, по которым приходится проходить детям, вот они ещемладенцы, потом подросли, и  уже могутпомогать матери, а вот уже готовы упорхнуть из дома. И женщина тоже проходитследом за ними, по разным мирам, но по своим.

 

Какой главный урок для меня, наверно в том, чтоженская судьба, это не просто рожать и выкармливать детей, а видеть их какдуши, и помогать им, как душам побеждать и брать свои уроки.