Покосница

обереговая и игровая тряпичная народная кукла

Привожу здесь текст моей статьи из журнала.На фотографиях - развёртка статьи, как она выглядит в журнале, этосокращённый редакторский вариант, здесь на сайте тест публикуюполностью.



Кукла Покосница

Автор: Дона
журналист, социолог, мастер-кукольница, автор сайта о народной кукле rukukla.ru
схемы-иллюстрации к статье - автора

Тряпичнаянародная кукла – то исконно русское, старинное, настоящее иестественное, чего не хватает современным магазинным игрушкам. Такиекуклы очень нравятся детям. Этому можно удивляться, глядя на простые инезатейливые куколки, но, взяв в руки такую куклу, начинаешь понимать,почему их так любят дети.

Кукла Покосница

Большинствонародных кукол просты по технике изготовления; многих дети делали себесами. Здесь я расскажу об одной из куколок, которую легко сделать – этокукла Покосница.

Известнаигровая Покосница (от мастерицы Агаевой И.В., мне передала МакишвилиЕлена), но также есть сведения и об обережной Покоснице (мне этисведения передала Воронченкова Галина, их немного, но больше и точнеена сегодня найти мне пока не удалось).

Известно,что по-настоящему сильный оберег нельзя купить. Можно поискать что-тосреди вещей, которые передавались в роду по наследству. Можно сделатьоберег своими руками. Лучше всего делать оберег не самому себе, акому-либо из родных-близких. Иногда считается, что человек сам себеоберег делать не должен. Однако возможно, что раньше ведуны делалиобереги не только другим, но и сами себе тоже. Народная кукла открываетширокие возможности – много в народе делали обережных кукол, попробуйтеи вы! Ведь их и по наследству детям-внукам передать можно будет. Неговоря уж о том, что с игровой Покосницей можно играть!

Итак,Покосница - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Онаделается без ножниц и иглы, без швов, из цельного куска ткани.

Покосница игровая куколка – схема изготовления

Этакукла – образ женщины во время сенокоса. Ткань для куколки выбираемсветлых и радостных, ярких тонов, потому что первый покос издавнасчитался праздником. Бытовала такая куколка Покосница в деревнеФёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.

Покосницаприближает ребёнка к древним традициям, как бы делая его участникомвзрослой работы. Игровую Покосницу взрослые делали детям во времясенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты.

Рубашечку для Покосницы можно вышить по подолу. Юбка у неё короче рубахи, так что вышивка остаётся видна.

    Рис. 1. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещаем ветошь или ватин - набивку для головы куклы.
    Рис. 2. Затем формируем голову и перевязываем нитью на шее.
   Рис. 3-5. Из излишков ткани по бокам формируем и перевязываем ниткамируки. Обматываем нитью до кисти и обратно, формируя крестики, изавязываем. Для игровой куколки нить для обмотки ручек можно взятьлюбого цвета.
    Рис. 6-7. Надеваем на куклу юбку. Должна быть видна «рубаха» - светлая основа куклы.
    Рис. 8. Выворотным способом надеваем передник, повязываем поясок.
   Рис. 9. Концами назад завязываем куколке платочек (можно концы платкапровести под мышками – см. фото – (арбузова 1) – кукла Покосница,мастер Арбузова Елизавета), вот и готова наша Покосница!

Одежда для покоса

14 июля по народному календарю праздник - "Летние Кузьминки", Кузьма и Демьян (иначе Косма и Доминеан, или Косьма и Дамиан).Святые братья Косьма и Дамиан  считаются покровителями святости инерушимости семейного союза, устроителями супружеской жизни. Верилитакже, что они способствуют учению грамоте. В народном календаре этотпраздник называют Летними Кузьминками. "Кузьма и Демьян пришли - напокос пошли". В этот день в деревнях и сёлах готовились к покосу.Женщины и девушки одевали покосные рубашки.

ЛетниеКузьминки – это женский, бабий, девичий праздник, когда вскладчинусобирали стол (в этот день снимали первые овощи с огородов, и ониобязательно присутствовали на праздничном столе) и праздновали спеснями и плясками, ходили друг к другу в гости.

Напокос и жатву одевали светлую и яркую, праздничную одежду, рубаха былас вышивкой по подолу. Она так и называлась – рубаха-покосница. Вцентральных губерниях известен термин «пожнивная» рубаха.

Этарубаха долго сохраняла архаичную туникообразную форму кроя и шилась изодного перегнутого пополам полотнища ткани. В центре сгиба вырезалосьокруглое отверстие для головы и нагрудный разрез. Бока такой рубахирасширялись вшитыми, сложенными пополам полотнищами. Позднее ее сталишить из четырех полотнищ ткани с центральным швом и прямыми наплечнымивставками-поликами или с поликами, слитными с рукавами.

на фото слева – кукла в покосной рубахе, мастер Арбузова Елизавета

Воротпожнивной рубахи сосбаривался под обшивку и застегивался на пуговицуили запонку. Плечевые вставки или верхняя часть рукавов украшалисьполосами ткачества или вышивкой.

фото справа – покосная рубаха из собрания Государственного Исторического музея, конец 19-нач. 20 вв. Северные губернии России.

Особоевнимание уделялось орнаментации подола, который украшался широкойполосой сложного браного или закладного ткачества, вышивки,преимущественно зооморфного или растительного характера, и нашивкамилент и кумача. Часто вышивка выполнялась на широких кумачных полосах,пришивавшихся к подолу рубахи. Их очень ценили, берегли, передавали изпоколения в поколение, перешивали с одной рубахи на другую.

фотослева – Рубаха-покосница, Олонецкая губерния, конец XIX — начало XXвека, фото из книги: Л. Ф. Кислуха, Народный костюм Русского Севера XIXначала XX века в собрании Государственного музейного объединения"Художественная культура Русского Севера"

Внекоторых губерниях (например в Каргопольском уезде Олонецкой губернии)бытовали подолы. Подол – юбка из льняного холста, богато украшеннаятканьём или многоцветным узором (тканым или вышитым бумагой илишерстью), который покрывает, особенно в нарядах молодых женщин, почтивсю ткань.

фотосправа - Женский покосный костюм начала ХХ века, состоит изрубашки-покосницы, сарафана, платка и пояса, фото из книги: Л. Ф.Кислуха, Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века всобрании Государственного музейного объединения "Художественнаякультура Русского Севера"

ВXIX веке во многих губерниях России существовал обычай надевать сразунесколько подолов в день первого выгона скота или на покос.

Орнаменты в народной вышивке

Орнаментыпоявились в древности и несут в себе очень глубокий смысл: ониоберегают и защищают, помогают и успокаивают, несут в себе самую разнуюинформацию. Орнаменты наносили всюду: их можно встретить и на посуде ипредметах домашнего обихода, на жилищах, и конечно же на одежде.

Орнаментна одежде – это в основном ткачество и вышивка. Народная вышивка – этоогромное разнообразие узоров и цветовых решений, утончённость иоригинальность, и складывались они на протяжении столетий. Знаки былиполны смысла, являлись одним из средств общения. Сегодня же мало ктоумеет читать орнаменты. Но мы можем вспомнить об основных символах ииспользовать их в своей жизни. В том числе – для вышивке на рубахенашей куколки.

Вышивкавыполнялась в основном нитками красного цвета (самых разных оттенков),ему придавалось особое значение – обережное. Вышивку наносили на течасти костюма, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека– это стыки ткани (швы) и края рукавов, рубах, а также ворот и вырез.

Вышиваниетребует не только мастерства, но и терпения. Сегодня она частосчитается развлечением, но раньше ей придавалось очень важное значение.Она была необходимой деталью костюма.

Издревлеславяне почитают солнце, поэтому его стилизованное изображение (круг,ромб, квадрат, крест, круглые розетки, кони, солярные круги)встречается повсеместно.

Ярга(коловорот, свастика, вариантов начертания множество) – знак Солнца.Крест в круге – это знак солнца, преграда злым силам. Крада (решётка) –знак Огня. (рис. ниже - свастики)

Народбыл близок природе, жил землёй, поэтому образ матушки-земли важен инеобходим: поверхность земли традиционно обозначали прямойгоризонтальной линией. Также образ матери-земли символизировала женскаяфигура.

Горизонтальнойволнистой линией обозначали воду, вертикальной волнистой линией –дождь, треугольник – это гора, скрещивающиеся линии – огонь и молния.

Дерево(чаще всего ель) - символ взаимосвязи всего, символ долгой жизни. Естьтакже образ Мирового Древа - дерево с птицей на вершине. Мировое деревосимволизирует связь нижнего мира, земли и всех девяти небес.

Иллюстрации из книги: "Язычество Древних Славян", ак. Б. А. Рыбаков.

Птица– символ весны, богатого урожая, посланница тепла и света, иногда –образ души и духа. Сказочная птица пава (иногда её называют такжежар-птицей) – символ счастья и любви. На вышивке она изображается впрофиль с поднятыми головой и крылом и большим хвостом.

Множествомзначений наделён ромб. Он являлся не только символом солнца и огня, нотакже символом плодородия. В вышивке женского костюма часто встречаетсяромб, поделённый внутри на 4 части – символ засеянного поля,плодородия. Разнообразными  очертани ромба: с выступами по углам,пересечённый двумя диагоналями, гребенчатый, и т. д. Ромбы сочетаются сдругими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Спираль - символ мудрости. Это мощнейший отвращающий знак для тёмных сущностей - если цвет спирали красный, белый или черный.

Восьмилучевой Коловрат – символ мудрости и высшей справедливости, знак Сварога, бога-творца. Это также символ Вселенной.

Треугольник - символ человека, часто он сопровождается небольшими точками или кружками у вершины.

Намногих вышивках присутствует фигура женщины в широкой юбке с поднятымивверх руками (или руки могут быть схематично подогнутыми вниз и ксебе). Это образ богини Макоши. Она у древних славян – покровительницадома и девичьей судьбы, богиня плодородия и женского рукоделия.

Покосница обережная куколка – схема изготовления

В технике изготовления обережной Покосницы есть некоторые отличия от игровой.

Такуюкуклу делала женщина перед тем, как идти на покос, чтобы куколкаоберегала руки от травм и повреждений во время покоса. Сегодня такуюкуколку можно делать как оберег и для других работ, где можно повредитьруки.
Такжеесть сведения, что бытовала и ещё одна Покосница – куколка, которуюклали в первый стог. Однако достоверных данных о её назначении и о том,как она выглядела, мне пока найти не удалось.
   Рис. 1-3. Формируем голову и ручки Покосницы. Здесь мы формируемголовку, заворачивая ветошь в квадратный лоскут и складывая его подиагонали. Уголки расправляем в стороны, заворачиваем края внутрь иперевязываем «ладошки», получаются рукава-заготовки.
   Рис. 4. Затем с задней части к передней скручиваем заготовку рукава –получается рукав-скрутка. Закрепляем (оберегаем) ручки, обвивая ихниткой от плеча к ладошке и возвращаемся к плечу. Для обмотки ручекберём красную – обережную – нить (можно и белую). Куколка должнаоберегать женские руки во время покоса.
    Рис. 5-6. Между полотен ткани (передним и задним) вкладываем ветошь, формируя грудь куклы. Делаем обережный крест на груди.
   Рис. 7-8. Выворотным способом надеваем юбку. Фартук в обережнойПокоснице не одевается. Женщины на покос фартук не одевали, поэтому наобережной кукле его тоже нет.
   Рис. 9-10. Повязываем поясок, узел – с левой стороны. Одеваем повойник(либо небольшой красный платочек, либо ленточка), завязываем сзади.Теперь одеваем платок – не завязывая, закладываем «ушки» и закрепляемниткой на шее. Вот и готова обережная куколка.

Литература:
1. "Язычество Древних Славян", ак. Б. А. Рыбаков.
2. Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм», авт. Н. Соснина, И. Шангина. «Искусство-СПБ», 2006.



  • Очень понравилась статья!

    Alena
  • Меня зовут Алла, мне очень нравится, чем вы занимаетесь.

    Гость (Алла)