Фольклор

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. 

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

В 2012 году вышла интересная серия пособий для детей: Как жили наши предки. Книги есть в лабиринте.



"Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое пособие"

Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки выращивали хлеб. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки обо всех стадиях выращивания и приготовления хлеба на Руси. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

Хорошее пособие для воспитателей детских садов.

Карточки с понятным текстом, адаптированным для дошкольников, яркие и очень наглядные, рекомендую.




"Как наши предки шили одежду. Наглядно дидактическое пособие для детей младшего возраста"

Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки шили одежду. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси выращивали и обрабатывали лён, о том, как пряли, ткали пряжу, отбеливали и окрашивали ткань. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

Наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления.

Издание - это 8 листов мелованного картона. На лицевой стороне - крупная информативная иллюстрация с изображением процесса посадки льна, сушки, окраски и т.д. На другой стороне - описание:

1.Как выращивали лен.
2.Отделение волокон от стебля. Мочение льна.
3.Как лен сушили и мяли.
4.Трепание и очес льна.
5.Прядение.
6.Как ткали пряжу.
7.Отбеливание и окраска.
8.Льняная одежда.



"Как наши предки открывали мир. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста"

Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки открывали мир.

Они узнают много нового и интересного о том, как Афанасий Никитин ходил за три моря, о поморах-мореходах, о покорении Сибири и освоении Севера, об открытии Антарктиды и города Хара-Хото, об исследовании Азии и изучении Тянь-Шаня. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

Это пособие, как и другие, можно использовать для ознакомления детей с историей Отечества, культурой, традициями, обычаями и бытом русского народа.


Сказка как фольклорный жанр

"Генетически литература связана с мифологией через фольклор" - отмечал в своей работе "Классические формы мифа" Е. М. Мелетинский. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели "одну забаву", достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам - как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. "настоящего" русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.

Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.

Частушки

Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушкихореический, рифмовка - перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.