Пандора и Талия

Нарядная и красивая кукла радует глаз, несет улыбку в наш дом. В куклах многие видят то, что никогда не вернется к нам, — наше детство. Между тем были времена, когда кук ла была своеобразным «журналом» моды. Сейчас мы можем с помощью журналов мод, телевидения, домов моды следить за новой одеждой, у наших прабабушек такой возможности не было, и тогда приходила на помощь кукла, костюм кото рой представлял маленькую копию костюма взрослого человека.

Так кукла становилась своеобразным манекеном. Пред шественниками манекенов были римские раскрашенные фигурки из глины высотой от 8 до 25 см — фигурины, кото рых рассылали в римские провинции как своеобразные жур налы мод. В средние века Франция, законодательница мод, одевает кукол в дорогие одежды, сшитые очень кропотливо, с мельчайшими подробностями в крое, силуэте, отделке.

Кукольный промысел процветал. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для нее — парадными и домашними нарядами. Поэтому не зря такая кукла называлась Пандора, что в переводе с греческого означает всем одаренная.

Роскошно одетая Пандора доставляла немало радости скорее взрослым, чем детям, которым играть ими не разре шалось. Кукол часто изготавливали на заказ, добиваясь конкретного сходства с кем-либо.

Технология изготовления такой куклы была достаточно сложной, ее шили вручную, позже появляются куклы с фарфоровыми личиками, ручками и ножками. Даже глаза выдували стеклодувы, чтобы они были как настоящие. Но особенно похожей на живую была кукла из воска — воск, как никакой другой материал, прекрасно может передать нежность кожи, в него легко вплавить волосы, его можно подкрасить. Наверное, не случайно многие исторические лица и современные герои в музеях восковых фигур выполнены из воска.

В России в конце XIX в. в мастерских А. Мамонтова начали изготавливать кукол в исторических и этно графических костюмах, по которым мож но проследить моду то го времени на русскую одежду, на увлечение кружевом, вышивкой, бисерным плетением и вышиванием.

Для детей изготав ливали кукол попроще. Появляется лепная бу мажная Кукла. Новый материал — папье-маше — имел массу пре имуществ: куклы делались быстрее, с помощью специальных деревянных моде лей — болвашек. Резчики из Сергиева Посада изготавлива ли болванки, а мастера-лепщики обклеивали деревянную болванку бумагой в несколько слоев, затем ее сушили, снова склеивали, грунтовали, зачищали шкуркой, красили, рас писывали и покрывали густым лаком.

Таким образом, голова куклы была сделана из папье-маше, а туловище, руки и ноги ей шили из материи. Такая кукла с тонкой изящной фигурой, в красивом платье с обор ками и кружевами называлась Талия. Заставляли мастера таких кукол делать несложные движения — кланяться, перевертываться, шаркать ножкой, снимать шляпку. Ведь пышный наряд скрывал подвижную, на шарнирах, фигурку. Потому и называли таких кукол скелетками.

Любой сюжет, любая тема рождала яркую, остроумную игрушку. И взрослым такие игрушки нравились, и дети обожали их.

Многообразен мир современной куклы: они научились ходить, говорить, ими можно управлять на расстоянии. Та лантливые художники-дизайнеры всё делают для того, что бы кукла радовала, увлекала и, конечно, воспитывала ребенка.

НАТАШКА

Куколка Наташка
В расписной рубашке,
В красных босоножках
Топает на ножках
И кричит упрямо:
«Ната! Папа! Мама!»
Куклу подарили
Годовалой Ире,
И теперь не различишь,
Где игрушка, где малыш.

Т. Лисснкова