Фестиваль Рождественская мечта

6-7 февраля 2010 состоится V международный фестиваль Рождественская мечта в Великом Устюге, на родине Деда Мороза. Творческим заданием на право участия в фестивале мы заявили тему Тряпичная кукла. 48 детских домов представили свои работы на выставку. Многие делали кукол под руководством мастеров в регионе.

Сафронова Ольга
E-mail: affaires04@gmail.com
Телефон: 89037247506,
директор благотворительного фонда MISSIA. Мы помогаем ребятам из 57 детских домов.

Далее - текст рабочей брошюры фестиваля (кто какую куклу готовил):


1.Детский дом имени МАРИ ИЗМИРЛЯН "Затик",Ереван, Армения

Кукла Нури-нури.

Древний армянский национальный религиозный образ, использовался во время проведения религиозных обрядов и национальных праздников. Символ зерна и хлеба,плодородия и изобилия. В день проведения праздника или обряда разукрашенная кукла Нури-нури возглавляла гуляние.


2. «Муниципальный детский дом», г. Каунас, Литва

Кукла обереговая-игровая «Литовская народная».

3.«Швенчёнеляйский детский дом», г. Швенчёнеляй, Литва

Литовские обережные и игровые куклы.

ПОКОСНИЦА. В Литве куклы в костёльных обрядах появились в конце 17 века. Их изготовляли из соломы, отрезков льняной ткани,строгали из дерева. В Аукштайтии такую куклу одевали очень скромно, такова была одежда девушек и женщин: белые блузки, клетчатые или полосатые юбки,передники и лапти из соломы или тонких прутьев. Эти куклы – образ женщины вовремя сенокоса. Такую куклу делала женщина перед тем, как идти на покос,чтобы куколка оберегала руки от травми повреждений во время покоса.

4.Киево-Святошинский районный детский дом смешанного типа, г. Боярка, Украина

Украинская игровая обрядовая свадебная КУКЛА «КИЕВЩИНА»

Прообраз украинской народной куклы Средней Наднепровщины. Изготовлена узловым способом (в голову набивали кусочек ткани или комочек хлеба, который назывался КУКЛОЙ, и завязывали узлом).

Применялась в обрядах, демонстрировала традиции и культуру народа.Имеет иконографическое изображение лица (наличие креста на лице), красочность убранства и традиционность пошива одежды.


5. МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1 (смешанный)», г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия

Кукла игровая Северянка.Шили куклу для игры в «дочки-матери»,прививая ребенку правильно и красиво одеваться через одевание куклы; шить одежду и ухаживать за ней; быть опрятным.В процессе игры дети осваивали навыки взаимоотношений в семье и в коллективе.


6. ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»,г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

1.Куклы на выхвалку " Нарядная" . 4 куклы
Игровая шитьевая традиционная кукла "навыхвалку"-
т.е. для того, чтобы ею хвалиться.. Первую куклу - "девку простоволосую"девочки шили в 7-8 лет, вторую - "девку с косой" - в 9-10 лет, третью - "молодуху"в 11-12 лет (у куклы отшивалась одежда молодой женщины, головной убор, на переднике показывалось 9 видов вышивки).В 13-14 лет девочки шили свою 4 куклу -"невесту нарядную", одетую в свадебную одежду и головной убор, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Если кукла красивая, удачная,то девочку приглашали на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.
Изготавливают кукол 3-5группа (возраст 11-12 лет). Воспитатель Конюхова Елизавета Юрьевна, Руководитель: Некрасова Светлана,студентка 5-го курса СыктГУ, факультета искусств, отделения народно-художественного творчества.

2. Вертепная кукла. 8 персонажей ( Три Волхва, Ангел, Царь Ирод, Стражник, Черт, Смерть с косой) для вертепного действа. В Коми вертепы использовались изначально для языческих ритуалов. а после Христианизации стали широко использоваться для приобщения неграмотных людей к истории зарождения христианства, для образования и воспитания. Основа куклы - деревянный стержень, на который насаживается туловище из паролона и ткани, а затем декорируется различными материалами (тканями, тесьмой, лентами, бусинами, бисером, нитями и т.д.) Отдельно изготавливается маска (лик кукл,ы).
Кукол и вертепное действо приготовила 6-ягруппа (11-12 лет). Воспитатель Гитева Наталья Валерьевна. Изготовление Вертепа Ларькин Владимир Владимирович, мастер по трудовому воспитанию.
Руководитель Кадырова Римма, студентка 5-го курса СыктГУ, факультета искусств, отделения народно-художественного творчества.


7.МОУ обще образовательная школа-интернат д. Гурёнки основного общего образования Белохолуницкого р-на Кировской обл,Россия

Кукла игровая «На выхвалку» Шились куклы девочками 12-15 лет. В этом возрасте девочка могла продемонстрировать все свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иглой при вышивании и плетении поясов.Шили кукол в дни Рождественского и Великого поста, а в праздники «хвалились»своими умениями, чтобы не засидеться с младшими и получить разрешение ходить на посиделки и игрища со взрослыми девицами.


8. ГОУ «Люльпанский специальный(коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностям из доровья VII вида», г. Люльпаны, Республика Марий Эл, Россия

Кукла на выхвалку "СЫТОСТЬ". Кукла являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 15 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Если кукла красивая,удачная, то девочку приглашали на посиделки.

9. МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мохсоголлохский детский дом Хангаласского улуса(района)», Республика Саха (Якутия),Россия

Кукла-юрта "ДАЛБАР ХОТУН"хранительница домашнего очага, она олицетворяет женщину, которая оберегает дом, семейный очаг, скот.Она имела золотые руки. Кукла сделана из деревянной болванки, которая обтянута текстильной "юртой", на которую нашиты голова, руки. Тряпичная кукла-грелка напоминает о старинной традиции "чайной церемонии", собирая всю семью, гостей, соседей.


10. «Детскийдом г. Глазова», г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия

Кукла-оберег «МУНЁ-АНАЙ». В переводе с удмуртского языка означает кукла-прародительница. «Мунё-анай» -оберег для женщин, символизирующий продолжение рода. Вторая традиционная и устойчивая этнокультурная доминанта удмуртов-родовые традиции. Это память об общем родоначальнике и принадлежности.Иногда девочка мастерила до трехсот штук и, выйдя замуж, забирала их с собой– к ним было очень бережное отношение.Когда молодуха занималась куклой в доме свекра, даже сам свекор ходил на цыпочках. Считалось, что в этот момент девушка зачинает первенца.Через изготовление кукол женщина творит свою силу, реализует ее, оберегает близких, и даже лечит себя.