Народные художественные промыслы

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях родового строя. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево.

В разделе - статьи о промыслах и ремёслах, а также рассказы о предприятиях, занимающихся выпуском продукции промыслов.

  • Выставка «Звери и птицы со сказочной страницы» в Музее природы

    С 24 марта по 29 мая 2017 года в Музее природы Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника пройдёт выставка «Звери и птицы со сказочной страницы».

    Выставка познакомит посетителей с народным фольклором наших предков, в котором отражаются жизненно важные экологические понятия и законы. Особенно эта тема актуальна в России сегодня – в Год экологии.

  • История одной русской забавы: матрешка

    В Мурманском художественном музее состоялось торжественное открытие выставки «История одной русской забавы: матрешка», которая входит в цикл «Простые вещи».

    Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. В конце ХIХ века Александра Мамонтова (жена знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова) привезла фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой.

  • Матрёшка. Кукла с секретом. Книга из серии Настя и Никита

    Книга из серии Настя и Никита. Это книги для детей формата А4, в тонких (плотных, качественных) обложках, исключительно современных российский авторов и иллюстраторов. Каждая книга рассказывает о чём-то одном, раскрывает тему для маленьких читателей. Есть в серии и книга о матрёшках. Смотрите страницы на фото.

  • Альбом узоров и украинская вышивка, книги

    Две книги-брошюры от издательства Белый Город - для тех, кто вышивает, шьёт этнографические национальные костюмы. В книгах представлены образцы-подлинники. Недостаток книг - слишком высокая цена, в остальном - то, что надо.

  • Выставка Богородской авторской игрушки «Россия в дереве», Москва

    Визитной карточкой Богородского промысла до сих пор считается серия «Мужик и медведь» («Кузнецы») – первая подвижная игрушка. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди стучат молотами по наковальне, стоит только подвигать планку. Всем хорошо знакома игрушка «Курочки», которой забавлялись дети еще в конце XVIII века.

  • Сивка-Бурка. Мастер-классы для детей и взрослых

    С этим пособием мы с вами отправимся в "мастерские", где специалисты помогут нам создать лучших в мире коней. Мы будем валять лошадок из шерсти в технике фелтинг, конструировать из нового экоматериала - изоком, шить лошадок из ароматизированной ткани, лепить из глины, снега, соленого теста и пластилина, украшать народными узорами - дымовскими, хохломскими, гжельскими, городецкими.

  • Наина Величко: Мезенская роспись

    В издательстве АСТ вышла прекрасная книга о мезенской росписи.

    Новая книга замечательного художника и искусствоведа Наины Величко посвящена самой интригующей росписи Русского Севера - мезенской. И рассчитана она на самый широкий круг любознательных читателей.

  • Цветочные шары, делаем из бумаги

    Очень красивый и необычный вид рукоделия.

    Изготовление из бумаги декоративных цветочных шаров - совершенно новый вид рукоделия, который непременно придется по душе многим. Лёгкие, пышные, очень нарядные - эти шары украсят интерьер вашего дома и станут замечательным подарком к любому празднику. С ними можно делать интересные композиции в цветочных горшках, мастерить ёлочные игрушки.

  • Русская изба. От печки до лавочки. Книга из серии Настя и Никита

    Замечательная книжка вышла в серии Настя и Никита - о русской избе.

    Эта книга, как волшебная машина времени, перенесёт вас на двести лет назад, в девятнадцатый век. Вы почувствуете себя жителем российской деревни, членом большой крестьянской семьи, которая живет в настоящей русской избе.

    Русская изба, пусть даже и самая маленькая, - это огромный мир, целый космос, познакомиться с которым современному человеку будет невероятно интересно.

  • Коклюшечное кружево разных цветов, хлопок и лён

    Фото образцов коклюшечного кружева чешской фабрики TOPAK Ltd. factory of bobbin laces. Натуральные материалы (хлопок, лён), разная ширина, разный цвет.

    Фабрика ищет партнёров и оптовых заказчиков в России - тех, кто производит кукол, текстиль, шьёт народный костюм, и т.п.

  • Предлагаем коклюшечное кружево, хлопок, лён

    Информация от производителя традиционного коклюшечного кружева, Чехия.

    Производитель - TOPAK Ltd. factory of bobbin laces - ищет в России партнёров для продажи кружева, производителей текстиля, одежды, магазины, и т.п. На сегодняшний момент (осень-зима 2014) кружево продаётся в минимальном размере катушек от 30 метров каждого вида. Планируется открытие розничного интернет-магазина.

    Возможно создание кружева на заказ по вашим шаблонам, любые цвета кружева. В каталоге уже есть сотни образцов кружева разной ширины, можно выбрать и заказать нужные варианты.

    Комментарии: 1
  • Удивительные истории сундука и шкатулки, выставка

    29 июня 2014 года в 16.00 в музее Тульские древности состоится открытие новой мини-выставки Удивительные истории сундука и шкатулки. Посетители музея узнают об интересных фактах из историй бытования на Руси сундуков и шкатулок, а также увидят интересные экспонаты из прошлого и настоящего. На открытии выставки пройдет мастер-класс тульской художницы Галины Востриковой по росписи керамики в традиционном стиле лубок.

    Авторскую игрушку и традиционную роспись в стиле лубок в музее Тульские древности представляет молодая тульская художница Галина Вострикова.

  • Девчонки-мальчишки. Школа ремесел, журнал

    Девчонки-мальчишки. Школа ремесел - это большой детский журнал, в каждом из номеров которого рассматривается то или иное ремесло: как традиционные ремёсла, так и новые, с использованием специальных материалов.

    Издательство: ООО "Формат-М". Номера выходят ежемесячно.

    Это первая энциклопедия для детей о жизненных вопросах. Рукоделие, кулинария, домоведение, сервировка и этикет, дизайн интерьеров, мода, советы психологов и косметологов, знакомство с различными ремеслами. Кулинарный, вязальный, швейный и вышивальный гиды.

    Комментарии: 5
  • Игры и забавы мальчиков и юношей Астраханской Губернии

    Предки большинства жителей Астраханской области — выходцы из центральных и поволжских
    губерний России, а также Украины. Они берегли свои традиции, которые впоследствии переходили от одного поколения к другому.

    На окраинах Астраханской области сохранилось традиционное воспитание мальчиков и юношей, которое отразилось в обычаях, обрядах и играх. По народному мнению, юноше в первую очередь полагалось стать мужем и отцом. После свадьбы мужчина входил в права хозяина новообразованной семьи. Кроме того, его роль была одной из главных в общественной жизни традиционной.

  • Русская вышивка, книга

    Эксклюзивное, не имеющее аналогов в России, подарочное издание по русской вышивке, полностью посвященное истории и технологии русской вышивки. Эта удивительная книга вышла недавно, очень рекомендую!

    Книга прекрасная. Есть и история, и техники, и мотивы для вышивания.

    На страницах этой уникальной энциклопедии вы найдете информацию о значении сюжетов и мотивов, традиционно используемых в русской вышивке, о материалах, инструментах и приемах, которые потребуются мастерицам для вышивания, а также более 500 уникальных узоров для вышивания крестом, тамбурным швом, мережкой, гладью и другими техниками с подробными пошаговыми описаниями и цветными схемами.

    Комментарии: 3
  • Заключительное слово о нижегородской игрушке

    Даже при беглом взгляде видно, сколь богаты, разнообразны и уникальны промыслы нижегородской народной игрушки. Многие образцы, как, например, семеновская матрешка или городецкая роспись, известны во всём мире. Народная игрушка относится к массовой материальной культуре, и ее возникновение и развитие обуславливалось в каждое время многими причинами. Из поколения в поколение, от деда к внуку, от отца к сыну передавали нижегородские мастера секреты изготовления токарных, топорных и керамических игрушек. Бережно хранились традиции, но не чурались народные умельцы и новаций. При создании крупных промысловых центров игрушки во второй половине XX века, наряду с традиционными изделиями, разрабатывались и внедрялись в производство экспериментальные формы, созданные профессиональными художниками-конструкторами в специальных научных институтах Москвы. Как видно из приведенных данных, 60-е – начало 80-х годов были временем расцвета нижегородской игрушки. Получая правительственную поддержку, промыслы и сами давали значительную прибыль региону. Над развитием игрушечного дела в области трудились экспериментальные лаборатории, созданные при основных промысловых производствах.

  • Полховмайданские тарарушки и крутецкие чудеса

    Яркие нарядные деревянные игрушки Полховского Майдана и Крутца, казалось, возникли будто ниоткуда, как-то спонтанно, но напористо и живо. При первом взгляде на народную промысловую игрушку Нижегородской области, конечно, бросается в глаза оригинальность ее орнаментального убранства, но носителем любых узоров является форма – и тут невозможно не вспомнить о мастерстве резчиков и токарей, умелыми руками которых сотворяется форма игрушек. Тем более, говоря о полховмайданском народном промысле, нельзя не сказать доброго слова о токарях и изготовителях щепной игрушки – топорщиках. Не случайно в Полховском Майдане и рядом, в деревне Крутец, если хотели похвалить мужчину, то говорили о нем: Он токарь! Более никакой характеристики не надо было, все и так ясно: стоящий, деловой, настоящий мужик, может и топором, и ножом, и теслом орудовать и на токарном станке работать. Наблюдая за работой плотника или токаря, или резчика по дереву, дивишься сноровке, мастерству, какому-то особому видению формы народными мастерами, умеющими ухватить самую суть предмета.

  • Полховмайданские роза и заря

    При всем многообразии и непредсказуемости полховмайданской росписи, сюжетно ее можно разделить на два основных вида: это растительный орнамент, где ведущим элементом является дикая роза – шиповник – и пейзаж с сельским видом, с закатным состоянием в природе – заря. Тот и другой вид росписи существуют как в чистом виде, так и в сочетании, образуя третью разновидность росписи – орнаментально-тематическую композицию. Растительные узоры у полховмайданцев – фантастические, как в райском саду, то простые, то сложные, сочетающие в себе элементы нескольких растений, например, шиповника и розы, колокольчика и ромашки, мака и мальвы; вариантов сочетаний так много, что только приходится удивляться фантазии художниц. Любопытно, как с одной боковой линии бутона или с сердцевины цветка начинает постепенно формироваться узор, обогащая элементами роспись, полностью заполняя поверхность изделия.

    Комментарии: 1
  • Дивные цветы Полховского Майдана

    Необычная это игрушка, какая-то слишком яркая и нахальная в своей незатейливости узоров и непредвзятой наивной красочности малинового, зеленого, желтого и синего с черной обводкой цветов. Полховмайданские тарарушки отличишь от любой другой народной игрушки, настолько они своеобразны. Чувствуется в их образном строе особая удаль, вольная воля, характерная для здешних мест свобода.

    Возник этот промысел народной игрушки на юго-западе Нижегородского края в селе Полховский Майдан, что на границе с Мордовией. Еще до революции в Полховском Майдане почти в каждом доме токарили посуду, скалки, веретена. По примеру подмосковных, сергиевопосадских кустарей, с 1912–1914 года майданцы стали выжигать на поверхности изделий незатейливые узоры, и эта технология обработки древесины сохранялась до 1929–1930 годов. По преданиям, первый токарный станок в эти края был завезен крестьянином Никитой Авдюковым после войны 1812 года, а аппарат для выжигания привез из Сергеева Посада Павел Никитич Полин в 1912 году, до этого узор на дерево наносили раскаленной иглой. В голодные двадцатые годы полховмайданские бабы и ребятишки стали расписывать изделия на манер росписи деревни Мериново, что в Семеновском районе.

  • Крутецкие красавицы

    Недалеко от Полховского Майдана есть другое село, где также издавна токарили посуду, делали детские игрушки и по-своему расписывали куколок-матрешек. С 60-х годов XX века матрешечный промысел в Крутце уже четко обозначился и стабильно развивался до 90-х годов. Крутецкие матрешки, в отличие от полховмайданских, долгое время расписывались маслом, затем здесь тоже перешли на анилиновые красители, хотя некоторые мастера продолжали и в более позднее время использовать первоначальную технологию письма.

    Крутецкая матрешка несколько отличается по форме и росписи от полховмайданской. У крутецских мастеров присутствует непреодолимая тяга к экспериментам, к большей свободе в выборе сюжетов, к вариативности орнаментики, к большей дробности узора, к живописному письму маслом, построенному на динамичном мазке кистью. Игрушки, выполненные М. Ф. Масягиной, А. Ф. Субботиной и ее тремя дочерьми, другими мастерицами, наглядно свидетельствуют, сколь свободно и с какой фантазией художницы относятся к изображению лиц и росписи узоров на деревянных куколках.