Alena

Народные художественные промыслы Нижегородской области

Книга опубликована на сайте полностью в статьях:

Нижегородская игрушка

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. НИЖЕГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.

Авторы постарались рассказать об истории возникновения и бытования в разных центрах нижегородского края промысла игрушки, описать стилевые признаки изделий и представить основных мастеров. Все это поможет читателю познакомиться с народной игрушкой Семенова, Городца, Полховского Майдана, с различными видами нижегородской матрешки, елочными игрушками, глиняными свистульками.

Книга богато иллюстрирована.

 Об авторах

Квач Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, искусствовед, художник-график, член Союза художников России, председатель искусствоведческой секции НОСХР, член Международной ассоциации Союз дизайнеров. Является куратором и экспозиционером, автором каталогов художественных выставок, имеет публикации по различным вопросам изобразительного искусства, педагогики и дизайна. Автор монографии о творчестве Заслуженного художника России В. Н. Величко. Участница областных, региональных и зарубежных выставок, персональные выставки проходили в Нижнем Новгороде и городах области, а также в Белоруссии.

 Квач Сергей Иванович – архитектор, дизайнер, художник, имеет высшую педагогическую категорию, член Союза художников России, член Международной ассоциации Союз дизайнеров. Создатель авторской Детской школы художественных ремесел в городе Горки Могилевской области и дизайнерской студии С. Кв. в Нижнем Новгороде, директором которой сейчас является. Участник региональных, областных, групповых и международных художественных выставок, архитектурных и дизайнерских конкурсов. Персональные выставки проходили в Нижнем Новгороде и городах области, а также в Белоруссии. Является автором ряда монументально-живописных композиций в Белоруссии и архитектурного проекта Маровского монастыря в Спасском районе Нижегородской области.

Авторы благодарят за помощь в подготовке этой книги руководителей и сотрудников музеев, центров и предприятий народных промыслов, мастеров, а также всех, кто принял участие в этом проекте.

 Авторы отмечают особую роль в подготовке этого издания Музея художественных промыслов Нижегородской области и его директора Натальи Васильевны Панфиловой, предоставившей для публикации материалы музейных фондов.

Предисловие

К каким временам ни обратись, в каких краях ни окажись – везде встретишь незатейливую детскую игрушку, ибо невозможно без игры и игрушки ребенка вырастить и в люди его вывести. Очень часто с погремушки, коня-качалки, с гриба-копилки, с птички-свистульки или, в более поздние времена, с деревянной куколки-матрешки начиналось постижение народного быта и национальной культуры. С давних времен народное искусство входило в единое жизненное пространство сельской и городской среды, где созданные человеком вещи не противоречили природному окружению, являясь органичной частью целостного мира. У народной игрушки функция, содержание и форма столь гармонично слиты, столь тесно увязаны с природными циклами и жизненными этапами становления человека, с его физическими и духовными потребностями, что приходится только удивляться глубине интуитивного познания, чувствования, понимания народными мастерами цели и задач прикладного искусства и игрушки, предназначенной для детей. В народной среде не было пустяшных игрушек, лишь для красоты; все имело смысл и предназначалось для развития физических качеств ребенка, природных и приобретенных свойств характера, практических жизненно важных умений и навыков. Народная игрушка способствовала формированию образного мышления и интуитивного познания мира, что позволяло впоследствии, не прибегая к сложным логическим обоснованиям, при разных жизненных ситуациях быстро принимать верные решения.

Нижегородская область – срединная земля России, богатая лесными угодьями, речными просторами. Между тем это и зона рискованного земледелия, поэтому не случайно на территории Нижегородского края с древнейших времен возникали и развивались традиции народного ремесла. Промыслы часто были значительным подспорьем в крестьянском хозяйстве. В своих лучших образцах изделия кустарей представляли собой произведения народного искусства. В крае повсеместно процветало, сопутствуя утилитарным промыслам по изготовлению посуды, мебели и другой домашней утвари, игрушечное дело. Многие виды игрушки дошли из глубины веков, другие возникли в XX веке, иные получили развитие уже на пороге XXI века. Далеко за пределами области известны семеновские матрешки, полховмайданские деревянные игрушки-тарарушки, городецкие игрушки из дерева и глины, федосеевские игрушки-балясы.

Произведения нижегородских игрушечников хранятся в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга и многих других российских городов, находятся в экспозициях музеев Нижегородской области. Есть они и в зарубежных собраниях Германии, Франции, США, Японии и других стран.

В экспозициях крупных и малых музеев, на выставках декоративно-прикладного искусства можно встретить жбанниковскую свистульку, чкаловских и лысковских деревянных лошадок, коней-колёсок и другие изделия нижегородских мастеров.

Именно в Нижегородском крае родились и развились знаменитые виды росписи игрушек с четко обозначенными стилевыми признаками: мериновско-семеновская роспись матрешек, городецкая и полховмайданская роспись игрушки, федосеевские незатейливые узоры – орнаментика этих игрушек является столь своеобразной, что их невозможно спутать ни с какими другими промысловыми изделиями.

Только перечень промысловых центров игрушки в Нижегородском крае занял бы десятки строк: Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Василёва Слобода (Чкаловск), Ермилово, Федосеево, Вознесенское, Борнуково, Курцево, Кусково, Полховский Майдан, Крутец и многие-многие другие малые города, села и деревеньки нижегородской земли славились своими мастерами. Между тем некоторые промысловые виды нижегородских игрушек уже исчезли, и о них мало кто знает. Например, крутецкая игрушка. Не всякий может сейчас сделать настоящую балахнинскую или жбанниковскую свистульку, федосеевскую мельницу или лошадку. Не найти лысковских лошадок, да и некоторые другие виды нижегородских игрушек все более становятся редкостью.

Нижегородская народная игрушка, как явление уникальное и высокохудожественное, нуждается сегодня не только во всестороннем исследовании, но и в самом широком освещении и популяризации, в поддержке существующих и в возрождении утраченных промыслов, как ценнейшего наследия русской земли, рожденного народным гением. Именно этим и определялась цель настоящего издания. Обобщив существующий разрозненный материал, авторы постарались рассказать об истории возникновения разных промыслов игрушки в Нижегородском крае, описать стилевые признаки и ассортиментное разнообразие изделий, представить основных мастеров и назвать авторов, которые писали об этом в периодической и научной печати. Все это должно помочь читателю составить представление об этом интересном явлении национальной культуры и раскрыть для него особенности бытования нижегородской промысловой игрушки во времени и пространстве.

  • Alena, я доопубликовала книгу, в начале этой статьи дала ссылочки на все статьи, которые получились.
    Большая просьба - передайте, пожалуйста, БЛАГОДАРНОСТЬ авторам книги - и за собранный материал, и за то, что с нами поделились. Пока материалы ещё не успела как следует внимательно прочитать, и то уже много нового для себя узнала. Книгу перечитаю ещё не раз!

    admin