Куклы для дела
В статье представлен опыт выполнения куклы для дела, для жизни. Есть вопросы, важно ваше мнение.
Предлагаю поговорить о разнице между народной и авторской куклой.
ФилипповкаВо-первых, познакомьтесь с традиционной куклой - Филипповкой. Платок высокий, потому что попросила косу и длинную.
А вот зачем бусы? Наверное, чтобы в суете по хозяйству не забыть о том, что женщина, да ещё и привлекательная.
Вышивка на фартуке не для украшения, а скорее носит характер задания для куклы. Ткань от старого любимого халата.
ОчистительнаяВо-вторых, представляю Очистительную. Выполнена на основе веника из льнянова каната, на поясе маленький веничек. Да, я знаю, что получилась смесь кукол: Ульяны, Масленицы, Веничка. Но в данной кукле для меня всё символично и наполнено смыслом.
Выполнена кукла перед большой весенней уборкой к Пасхе, когда надо привести в порядок дом, огород, усадьбу, сад и много чего другого.
Да, и не забыла, что убираться надо и в голове, то есть разобрать, выкинуть, очистить чувства, мысли, обиды и много чего другого.
Берегиня В-третьих, Берегиня. Выполнена традиционным способом, но вот платок ...
Можно ли такую куклу назвать традиционной? и почему?
Где грань когда вариации куклы не делают её авторской?
Мне важен ответ.
Тульский мастеровой. Парень В-четвёртых, кукла, точнее куклак, я назвала его Тульский Мастеровой (какую букву писать заглавной не знаю). Родился исключительно для дела, которое я должна была решить и одна. Одна голова хорошо, две лучше и вот...
Стояла задача: построить летнюю кухню и баню.
Купила материал, составила проект, но в стройке надо решать маленькие и большие задачи каждый день, вот и сделала себе помощника. Двухсторонняя кукла: одна сторона - молодой, сильный, выносливый парень; другая - опытный, сметливый и хитрый мужичок. У одного замок, у другого ключи. Вот и решала свои задачи, спрашивая у куклы то выносливости и проворности, то мудрости и расчётливости.
Тульский мастеровой. Мужчина.
Основа куклы Тульский мастеровой - лыко, лён. Выполнен традиционным методом. Решила, что есть женская кукла Девка-Баба, а почему бы не выполнить двойную мужскую куклу Парень-Мужчина. Он или они немного испачкались, так как работали всё лето (присутствовали на стройке).
Приглашаю к обсуждению.
Люблю критику, принимаю любые отзывы и буду благодарна за ваше мнение.
Что это народная или авторская кукла?
ДушевницаВ-пятых, кукла Душевница, я так её назвала. Намеренно использовала три цвета: белый, чёрный, красный, со всеми символическими и смысловыми нагрузками. Кукла имеет три юбочки, каждая юбка и вышивка на ней продуманны и имеют смысл.
Выполняя эту куклу, думала о своей душе и её задачах. Волосы распущены, чтобы спуститься в мир души, и касаются земли для питания её силой. На фартуке карельские мировые деревья (источник указать не могу, нашла в старом журнале). Выполнена на основе куклы столбушки. Называете ли вы своих столбушек личными именами? И решают ли они ваши задачи?
На продажу не смогу сделать куклу, я это уже поняла. А ещё такая проблема знакомые просят выставку сделать, а я не могу расстаться с куклами даже на время, для меня это личная территория. Как вы решаете эти проблемы?
Куклы у вас удивительные - вышивки очень нравятся, и ткани - всё такое тёплое и домашнее, уютное, очень приятно любоваться такой красотой! Все куклы здесь - настоящие, нравятся очень. По - моему, именно такие они и должны быть - народные куклы. Красивые, аккуратные, статные и ладные. Приятно посмотреть - душа радуется.
Вот когда душа почему-то не радуется-то что-то, значит, не то. Такое тоже бывает, причём даже и от своих кукол.
По Берегине - куклу, думаю, можно называть традиционной, если такой платок действительно бытовал в каком-то из регионов. Если нигде и никогда так почему-то не носили-тогда не знаю. Всё же традиции глубоки, здесь нужно и в связи с настоящими костюмами смотреть.
Бусики у многих кукол есть, и многим куклам их добавить хочется - действительно, женщины же ведь, как же тут без красоты? И в делах - в первую очередь, потому как бездельницы даже красивые никому не нужны.:-)
С куклами на продажу и на выставку - тут у каждого свои ощущения. Можно и на продажу делать, особенно если всем куклы нравятся. Главное - не перестараться с
, чтобы куклы не перестали радость приносить.На выставку-тоже непросто. Я тоже не смогу кукол предоставить, даже просто показывать-то уже далеко не всем стану. Глазеющие - хорошо, но не всегда; предпочитаю лично знать тех, кто смотреть будет, а для потока людей...
Но как бы то ни было - выставки нужны очень, и куклы для них тоже нужны. И особенно - хорошие куклы. А то, бывает, выставлено такое, что и не порадуешься.:-)
Елена, куколки у Вас красивые, очень вышивка порадовала, в том числе и тем, что это не затасканный крестик, а разные другие швы - и роспись (очень древний шов, его называют ещё досюльным — стародавним, бывшим прежде), и ёлочка, и разные обвивки шва
. Из кукол больше всего понравилась Душевница и Тульский мастеровой.Теперь о том, что не совсем понравилось и почему. Первое, что бросается в глаза - смысловая перегрузка. К примеру, не совсем понятно, зачем несколько фартуков. Фартуки, кстати, из - за их «лицевого» положения на кукле сейчас всё чаще превращаются в панно для вышивки, что нередко затмевает саму куклу и не соответствует народному костюму. Фартуки, конечно, украшались, но не центральным единичным мотивом. Обилие вышивки, причём, орнаментальной вышивки, с разными конкретными значениями узоров годится для сложного костюма, причём, для костюма человека. Человек всегда многогранен, а смысл многих кукол часто узок — помощница в делах, помощница в дороге и так далее. Поэтому навешивать лишнюю знаковую нагрузку на таких кукол не стоит. Отдельно по куклам.
Филипповка - на мой взгляд, бусы, да ещё в три ряда, здесь лишние. Смысл их Вы объяснили, но объяснить можно всё, если постараться:) Смысл этой куклы — помогать в деле, а для того, чтобы не забывать о женственности, есть другие куклы, та же девка - баба. Если уж и добавлять тут бусы, то не такие яркие и нарядные и в один рядок:) Стремление украсить ЛЮБУЮ куклу возникает естественно, когда кукла рождается из души, но не всегда это желание к месту:)
Очистительная — здесь не понравилось прямое, в лоб, обозначение: чистота — веник. Слишком это прямолинейно и оттого чуть топорно. Традиционное иносказанье веник — юбочка гораздо поэтичнее и лучше будит воображение. А второй веник, у пояса, тем более лишний.
Берегиня — здесь просто неудачный образ. Кукла очень красива, но не соответствует своему имени. Берегиня — сосредоточенная, внимательная, даже чуть строгая и очень спокойная. Её задача — постоянно, неуклонно, вдумчиво и без спешки следить за ладом и порядком и отгонять любое зло. А у Вас получилась молодуха на праздничном гулянье, и не понятно, почему она с узелком:) Насчёт головного убора — верно я разглядела, что там птичья головка? Если так, то на мой взгляд не стоит мешать Берегиню и Птицу Радость. Это совсем разные куклы — и по облику, и по смыслу.
Тульский мастеровой хорош, только мне не совсем ясна символика ключа и замка.
Душевница тоже понравилась, единственное, что немного режет глаз — длинные волосы (которые не очень заметны) и такой же длинный платок. Он смотрится именно платком, а не фатой или накидкой, которая бы отлично сочеталась с длинными волосами. Возможно, лучше длинную косу заплести. Но это уже мелочи совсем:)
Общее впечатление от кукол очень хорошее:) Насчёт выставки — я тоже своих кукол не показываю почти никому, не говоря уж о том, чтобы отдавать на выставку. Если просят для выставки — делаю кукол специально и отдаю уже навсегда:) Всего однажды я отдала для выставки пару личных кукол, и очень долго потом пришлось «отмывать» их и физически, и душевно. С тех пор зареклась:)
Ну, и последнее — народные у Вас куколки или нет:) Отвечу так — все куклы, сделанные народом, конечно же, народные:) Но народ очень разный, поэтому вопрос лучше ставить по-иному: соответствуют ли куклы лучшим чертам народного искусства или нет. Главное в народном искусстве — подлинность и ёмкость. Пока это не совсем удалось. На мой взгляд надо убрать смысловую перегрузку и поработать над сутью образов.
Спасибо за отзывы, очень интересно и заставляет задуматься. Бусы на Филипповке и мне бросились в глаза, почему именно три ряда сделала и сама теперь сказать не могу. Фартуки, действительно, вышиваю с пристрастием, может и излишним.
Я просила местных бабушек вспомнить народный костюм именно нашего села, ни одна мне сказать что-то определённое не могла. Если и описывали костюм, то ближе к Донским казакам (я живу на реке Хопёр), но чаще говорят время было бедное, что было, то и носили: много юбок, кофту с баской и по два фартука (вверху черновой, снизу светлый , когда приходили гости или садились за стол, снимали черновой фартук, оставаясь в ). Платки же у нас и сейчас весной - осенью повязывают женщины на манер Солохи (узелки вверху), но никогда так не повязывают переходя в почтенный возраст, в почтенном возрасте (за 60 лет) повязывают обыкновенно и лишь совсем преклонного возраста носят по два - три платка (внизу белый, сверху темнее и ещё темнее). У моей Берегини платок как раз на манер Солохи.
Ольга, за уточнение вопроса и критику - спасибо, буду работать.
Очень понравилась идея с двумя фартуками - удобно:) Получается, нижний как необходимая часть костюма, а верхний - чисто утилитарная вещь?
И ещё хочу спросить про платок - плоховато видно на снимке, как он всё же повязан. Не могли бы рассказать подробнее, а может и показать, раз до сих пор так у вас носят? Как делается этот узелок?
Наталья (админ), спасибо вам за тёплый отзыв. Я согласна с вами, что выставки очень нужны. О русской народной кукле мало кто помнит и знает, надо об этом говорить, возвращать её к жизни. Сама я о народной кукле прочитала случайно ровно год назад в интернете. До этого современное прикладное искусство у меня ассоциировалось с вышивкой крестиком по готовой канве (знаете такие наборы). Ужас! (это о моём невежестве)
Очень все интересно, а вот про выставку дело сложное у меня в ноябре проходила выставка в детской библиотеки. Вот отказать я не могла наверно, это уже отработано можешь сам поделись с другими (издержки профессии). Кукол было более 40 иногда просили саму поведать, и очень отрадно было видеть внимание и заинтересованность ребят. Дети были разные но особенно запомнились ребята из класса коррекции (очень много там неблагополучных ребят и семей) и такой интерес к куколкам даже у мальчиков. И вот интересно в каждой группе хоть один ребенок но заинтересуется куколкой Жалейкой, все - же как чутко детское сердце. Посещали выставку также и взрослые.
Очень интересные куколки, спасибо. Люблю новые темы, это обычно вдохновляет и дает толчок для работы.
И о выставках мне кажется, что это нужное дело, конечно кто знает сайт и имеет комп, может посмотреть и здесь все увидит. Да только это не всем доступно и есть приверженцы старых добрых традиций.
У меня в ноябре проходила выставка кукол в детской библиотеки, посетителей было много и взрослые и дети. Работники библиотеки проводили беседы, но иногда приглашали меня поведать о народной кукле. Представлено было более сорока кукол, ребята с интересом слушали и рассматривали возраст был разный. Были дети из класса коррекции (большая часть там из неблагополучных семей) также были дети инвалиды, и мне очень радостно, что ребята смогли узнать больше истории и не той, которую в школе каждый год переписуют и более настоящей.
Думаю мое отношение к выставкам это издержки моей профессии.
Да и по жизни так, научился сам поделись с другими.
Почему так, напишу а здесь ничего нет, через день - два пишу еще ну вот появилась а после через день - два объявляется первая. И так не первый раз?
Комментарии на пре - модерации: окончательно к страничке привязываются и становятся видны только после подтверждения. Но подтверждение - как минимум раз в сутки, не реже. Страничку если обновить - новые комментарии должно быть видно.
Дорогой мастер, куклы у Вас хорошие, творите, дерзайте, продвигайте, не стойте на месте, не слушайте чужих советов, процветайте, творчески ростите, в технике Вы безупречны. У Вас всё получится!!!