Ренессанс тряпичной куклы.
Интервью с мастером Верой Ярилиной
Сегодня тряпичная кукла, неизменная спутница человека еще в середине 20 века, переживает свое возрождение. Что это – мода на всё этническое или генетическая память бунтует против Барби и Кенов? Вера Ярилина, детский и семейный психолог, хозяйка мастерской Красный клубок
(г. Москва), поведала Музею славянской мифологии о своем понимании и работе с народной куклой.
- Расскажите о своей кукольной мастерской. Как давно она существует?
Мастерской три года. В этом году у нас наконец появилось свое помещение – теперь у кукол и тряпочек есть свой дом.
Направления нашей работы:
Первое – это тематические встречи/ мастер-классы. Каждое занятие подобно исследованию. Мы обращаемся к семейным и личным воспоминаниям, обсуждаем известные нам традиции, и каждый участник создает понятный и близкий ему образ куклы. Одна из последних встреч была посвящена традициям разных народов. На примере кукол Неразлучников
мы обсуждали семейные ценности, понятия красоты, характерные цвета и образы костюмов. Куклы получились очень интересными, разными и похожими на своих хозяев.
Второе направление – это подарки и сувениры. Кукольные образы позволяют под каждую ситуацию подобрать точную метафору. Очень удачно встраиваются куклы в свадьбы, и даже становятся корпоративными сувенирами. Хочется крепко обосноваться на арт-рынке.
Традиция может и должна развиваться! Старые тряпочки и небрежность – это для дома и для любителей такого формата.Современные понятия красоты требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться простота, условность и внутренние смыслы, которые постепенно меняются.
Третье – это работа с детскими группами. Мы проводим занятия в школах и детских домах. Это удивительный опыт. Особенно радостно, когда у детей самостоятельно рождаются образы и они начинают придумывать и изобретать куколки для себя. Я убеждена в развивающем потенциале этих кукол. А с детскими домами мы выстраиваем с помощью кукол работу по профориентации. На базе творческих кружков мы проводим обучение ребят, рассказываем о возможностях для работы в этой сфере, и даже отдаем некоторые заказы для изготовления. Будет здорово, если у нас появятся молодые мастера, которые смогут себя найти в этой работе.
– Сегодня, в 21 веке, тряпичная кукла переживает возрождение. Почему? Что находит современный человек в традиционной кукле?
Отношение к народной кукле – это призма состояния общества. С одной стороны, есть большая потребность в поиске корней, увлечение историей, древностями, желание приписать нашим предкам особую мудрость и попытки воспроизвести их образ жизни и верования. С другой, пренебрежительное отношение к народной эстетике, незнание истории и культуры родных мест, увлечение голливудскими штампами и подражание им.
Любопытно наблюдать за реакцией людей на куклы на выставках и ярмарках. Одни сразу кивают головой, мол, знаю все эти обереги. Другие допытываются, точно ли куклы выполнены по всем заветам, и на полную ли луну мы работали. Третьи, образцы искрометного юмора, спрашивают, не вуду
ли это.Суеверие, необразованность и нежелание думать и нести ответственность за свою жизнь – этого, к сожалению, очень много.
Тематика народной куклы сложна. Кукла, как антропоморфный образ, сопровождает человека на протяжении всей его истории. Ей приписывались магические свойства, с их помощью проводили обряды. Но в мире наших предков не было врачей, учителей, психологов, а потребности были теми же самыми.
Страх и желание защититься самому и обезопасить своих близких рождали такой феномен, как куколки обереги. Тревоги и сомнения девушки перед свадьбой решались с помощью ритуальных кукол. Крошечная куколка, с которой глава семейства отправлялся в дальнюю дорогу, создавала ощущение уюта и связи с домом. Интуиция и образное мышление наших предков находили способы справляться с трудностями и передавать информацию друг другу.
Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно меняться. Во-вторых, не только в древнейшие, но и в сравнительно недавно далеко не все записывалось и сохранялось. Потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы. Тряпичная кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда – нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о тряпичной кукле. В основном, конец 19 – 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.
Но на мой взгляд, необходимо различать реконструкцию и современное осмысление роли народной куклы. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл или дополнять старый.
Кроме того, существуют разные способы изготовления кукол, и мы можем выбирать, чему уделять особое внимание. Например, Неразлучники
: в одном регионе она выполнялась из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой – совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.
– Вы написали работу Народная тряпичная кукла как метод артерапии
. Почему именно кукла? Есть же море других направление в арт-терапевтичеком деле.
Идея арт-терапии с использованием образов тряпичной куклы лежит на поверхности. В работе с детьми и семьями мне нравилось использовать доску Геринга – с безликими деревянными фигурками. Когда я впервые увидела куклу Столбушку – сразу поняла, что вот оно свое, родное. Та же условность и возможность вложить свои смыслы. Кроме того, сам процесс создания имеет успокаивающий и развивающий эффект для ребенка. А если работают родители вместе с детьми – появляются возможности для диагностики и коррекции их взаимоотношений. Самая распространенная модель поведения родителя – это отбирать у ребенка материал и делать самому. А потом с огорчением констатировать, что ему совсем ничего не интересно
.
–Расскажите, пожалуйста, на примере какой-либо куклы про трансформацию смыслов?
Есть две интереснейшие куклы, и с точки зрения психологии, и с позиции художественного образа.
Девка-Баба и Мальчик-Дед (или Тульский мастеровой). Это куклы – с двумя лицами, символизирующие необходимые перемены в жизни, и показывающие направление этих перемен. Но если Девка-Баба – это взросление женщины и смена ее семейного положения от молодой, незамужней девушки к хозяйке дома, жене и матери, то Тульский мастеровой – это пример карьерного роста: от безусого юнца к опытному мастеру.
Любопытно, как в наши дни происходит смещение акцентов в смыслах. Если раньше куклу Девка-Баба делали перед замужеством, показывая перемены, которые происходят с девушкой во время первой брачной ночи, то сейчас на первый план выходят темы смены имиджа, статуса, внешности, материнство. Для меня эта кукла перевертыш оказалась знаковой. Я долго к ней шла, только через два года после моего знакомства с тряпичной куклой я наконец настроилась и сделала Девку-Бабу. Видимо, я интуитивно почувствовала, что уже готова к переменам в своей жизни, и через неделю я встретила своего будущего мужа.
– Традиционный вопрос от Музея славянской мифологии. Ваш любимый сказочный персонаж(и)?
Почему-то сразу всплывает образ Солохи. Очень яркий и неоднозначный женский персонаж. Обаятельная, хитрая, энергичная, слывет ведьмой
, ничего и никого не боится. Ночь перед Рождеством
– самое любимое детское произведение. Ребенком мне была очень не симпатична эгоистичная Оксана, и восхищала сообразительность Солохи, так славно она упаковывала своих гостей! Думаю, что это важный женский архетип, в котором сочетаются созидательное и разрушительное начало, и он просто пропитан сексуальной энергией.
– Что бы Вы могли порекомендовать в деятельности Первого музея славянской мифологии (slav-museum.ru/)?
Мы с удовольствием читаем древнегреческие и древнеримские мифы и легенды, они используются, как поэтические метафоры, как поучительные истории, как источник знания о нравах и традициях общества. Но как только речь заходит о славянской мифологии, вдруг возникает сопротивление, страх или наоборот восприятие мифа как реальности. Никто не задает вопрос музейному работнику о том, верит ли он в Зевса. Но работников в сфере отечественного язычества
регулярно подозревают в сакральных практиках. Мне кажется, это чудесно, что есть такой тематический музей. Именно в нем должно происходить знакомство с народной историей и культурой, их принятие и осмысление. Наверное, нужно научиться погружать посетителей в этот мир, чтобы представили, прочувствовали, мурашки побежали, а потом выводить их в реальность и учить отстраненно анализировать информацию.
Коллектив Музея славянской мифологии благодарит Веру за уделенное время и внимание! Желаем и дальше куклить и трансформироваться! Процветания и сил на новые свершения и поиски!
В Красном клубке
по-настоящему душевно! Здесь творятся добрые и полезные дела. Проверено арт-менеджером музея, Ольгой Павловой.
Фото: Вера Ярилина
Интересно, долго ли будут повторять затёртую сказочку про то, что народная кукла якобы должна быть непременно абы как скручена из старых тряпочек? Или про то, что ...
Впрочем, если стоит цель , то глубоко изучать предмет не требуется - достаточно прилепить к кукольной оболочке новые смыслы, пользующиеся спросом у современников, и назвать это развитием традиций...
Если вам не интересно знать мнение людей то зачем обещать, что комментарий будет напечатан. Даже обидно. Я ничего плохого не пишу а всеравно не печатаете. Почему вы всех или почти всех призираете? Народную куклу любите а народ призираете.