Кукла - царь игрушка

Кукла - царь игрушка. Справедливость этого суждения подтверждена многовековой историей, хотя теперь, с позиции дня современного, кажется, что роль куклы в жизни ребенка значительно уменьшилась. Споры о великом значении или же вреде куклы, не смолкали на протяжении трех последних веков, а отзвуки их слышны и поныне.

Сегодня очень популярными становятся шарнирные куклу - так называемые куклы bjd - точное название Asian Ball Jointed Doll - азиатская шарнирная кукла.

Если мальчик в своих играх с многочисленными машинками вовсе не нуждается в героях-человечках, это уже заслуживает внимания. Такие игры - первый признак нездоровья ситуации.


    Игры девочек более социальны. Однако если в игре - главные герои только животные, а куклы избегаются или отвергаются, это тоже должно вызвать беспокойство.

На фото справа - кукла в костюме народов Севера России.


     Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. Лишить ребенка игрушки - это то же, что учить его плавать без рук. Кукла в игре занимает центральное место, т.к. позволяет малышу понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п.


    В игротерапии центральной игрушкой является Бо-Бо, - это мягкая набивная кукла без лица, фактически мальчик для битья.


    "Быть для битья" по большому счету - судьба любой куклы. Ребенок любит класть куклу спать, - как ни просто это действие, осуществляется оно неспроста. Это попытка компенсации собственных неприятных переживаний… Куклу можно заставлять есть суп, ругать за грязную одежду, наказывать...

    И это не единственное важное назначение куклы. Другое ее древнейшее назначение - воплощать надежду. С куклой ребенок проигрывает возможные будущие ситуации, примеривает различные социальные роли. Старинные обереговые, урожайные, венчальные куклы возможно уже и не применяются, однако настроения, которым они служили, живы. Неистребим, вероятно, и пупс на капоте свадебной машины.
   
   Сейчас популярны авторские  куклы и модно их коллекционирование, собирание, существуют целые галереи таких баснословно дорогих, роскошных кукол. Кукольного в этих куклах - одно название, ведь они лишились главного - способности решать детские проблемы.


    Именно с этих позиций куклы должны быть дешевыми, не хрупкими, не слишком большими. Большие игрушки, в том числе и мягкие могут испугать малыша, показать ему его собственную малость, незначительность, слабость, к тому же ими нельзя играть. 

    Куклы должны иметь добрые человеческие лица, при этом лицо куклы должно быть универсально, кукла с лицом Петра Первого - уже не кукла. Кстати, модный сейчас реализм в производстве кукол, как, например младенцы со сморщенными лицами, только мешает свободной игре фантазии ребенка. Такой пупс - только младенец, он, а не ребенок определяет сюжет игры.


   Вообще ребенку свойственно играть с игрушками-детенышами, а не с взрослыми персонажами, любой ребенок предпочтет тигренка - тигру, т.к. ему легко перевоплощаться, вживаться в образ такой игрушки, и кукла, поэтому тоже должна быть чаще всего маленькой девочкой.

   Это утверждение не исключает значения Барби, однако, Барби - лишь этап и на наш взгляд не всегда необходимый. Уроки конкуренции и потребления и без того, достаточно частое явление в жизни ребенка
    Впрочем Барби - это особая тема. В архиве журнала "Игра и дети" есть интересная статья в защиту Барби - "девушки-у-которой-все-хорошо". 


   "Так уж сложилось, что в печати о Барби принято говорить «или плохо, или ничего». Впервые я это поняла, когда в ходе интервью корреспондент задала мне вопрос, как я отношусь к кукле Барби, и быстро свернула разговор, услышав, что к Барби я отношусь хорошо, как и дети. Такой ответ ее не устраивал и потому не интересовал. Нужно было говорить, что эта кукла не наша, ценности она несет нам чужие, детям все это вредно и Маруся лучше.


   Но вопрос заставил задуматься и позднее, сколько ни пыталась я предложить психолого-педагогическим изданиям материал о Барби, все отказывались. Так что психолого-педагогическая общественность решительно против куклы.


   «Подсудимой» предъявлено два главных обвинения:

слишком много у нее вещей (слишком обеспеченная, богатая)

слишком оформленное у нее тело, из чего вытекает ее «бездушность».


Елена Соловьева

 

Фото - Дочки-матери, начало 20 века.

Фото - девочка и кукла в кресле, около 1910 года.

Фото - две кудряшки: девочка и кукла, начало 20 века.