admin

Кукольный театр

В этой статье rukukla.ru - информация о том, какие могут быть куклы для кукольного театра. Это, оказывается, не только привычные куклы-перчатки, могут быть и другие интересные варианты.

Где купить кукол для кукольного театра - отдельная статья.

Читайте:

Куклы для кукольного театра

Мы не ошибемся, если скажем, что каждый из вас хоть раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им настолько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

Откуда взялся этот удивительный мир? Корни его надо искать в древности, в пору зарождения нашей цивилизации. В детских играх, быту, религиозных обрядах всегда находился предмет, который человек считал символом бога, таинственного существа или обычного человека. Чаще таким предметом становилась кукла. Театр кукол вырос из самой жизни человека, приобрел собственные закономерности развития, став одной из форм отображения жизни.

Как зрелище, театр кукол родился на площади в руках бродячих актеров-одиночек и превратился в настоящий на­родный театр. А что хотел увидеть народ в театре? Истори­ческие и повседневные события, характеры и взаимоотношения героев, философские проблемы — проблемы жизни и смерти, человека и бога.

Считается, что кукольный театр — зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Чего стоит знаменитый образцовский «Необыкновенный концерт», покоривший весь мир, или «Сотворение мира»!

Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки. У каждого народа — свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других — мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, — плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.

У каждого театра и свой любимый герой: у французов — Полишинель, у англичан — Панч, у чехов — Каншарек, у итальянцев — Пульчинелла. Наш любимый герой — Петрушка. Родился он на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым. Кукольники немало натерпелись от властей и церкви, поскольку злободневные шутки приводили в ярость правящие классы. Кукольников саясали в тюрьмы, казнили, и кукол ждала та же участь. Но несмотря на это театр выжил, и его герои тоже.

Если вы решили создать свой домашний кукольный театр, несколько советов о том, как сделать куклу, вам не помешают.

САМАЯ ПРОСТАЯ КУКЛА - Из носового платка

Скатайте небольшой ком из газетной бумаги, возьмите палочку и веревочку. Палочка станет держателем, а завязанная бечевка — руками куклы. К концам бечевки можно прикрепить проволочку или вязальные спицы. С их помощью можно куклой управлять.

Кукла из носка

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза — пуговицы; нос, уши — из другой ткани, меха.

Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как пер­чатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному (смотри схему). На четвертом рисунке ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй ру­кой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КУКЛЫ-ПЕТРУШКИ

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изоб­ражают, называют куклой-петрушкой, так как первым пер­сонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

КУКЛЫ НА ТРОСТЯХ

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреп­лена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения — более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести — конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней го­раздо сложнее.

Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых ме ханизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

Как сделать такую куклу?

Головку куклы выклеивают из папье-маше, в шейку вставляют палку, которая не должна быть длинной, сгиб в талии должен приходиться на сгиб кисти кукловода.

Палка-шея вставляется в плечики, выпиленные из дерева в виде продолговатой дощечки с отверстием посередине. Плечи должны скользить, поворачиваться на палке. А что бы они не слетали, снизу укрепите кольцо или намотайте его из ткани на клею.

Руки куклы к плечам и на сгибах крепят на ремешках. Ладони делают из дерева (лучше из липы), выклеивают из папье-маше или шьют из ткани, туго набив их. Когда основ ная часть куклы — голова и руки — будет смонтирована, сшейте на нее костюм. В последнюю очередь укрепить на руках трости длиной 40—45 см. Нижний конец трости вставляется в рукоятку. Замаскировать трости помогут детали одежды куклы — плащ, халат.

И еще один совет. Если вы задумали поставить кукольный спектакль, то выберите только один тип кукол, в зависимости от характера пьесы: либо петрушечные, либо тростевые. Смешивать несколько типов кукол в одном спектакле не рекомендуется: они будут смотреться как пришельцы из разных миров. Лишь в том случае, когда надо подчеркнуть необычность героя, можно использовать другой тип куклы.

МАРИОНЕТКИ

С одной куклой-марионет­кой вы точно знакомы. По­смотрите на этого страуса. За­ставить его вышагивать, выгнув шею, помогают ниточки, пришитые к лапкам, туловищу и голове. А «водить» ее помогает вага — специальный пульт управления. Кукла-марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставить делать разнообразные движения — ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.

Клоун-марионетка

Забавного клоуна-марионетку сделайте по принципу бес­суставной куклы.

Как шить, смотрите схему раскроя куклы. Руки, ноги куклы должны свободно качаться, ступни направлены вперед. В коленях и локтях прошейте. Потребуются: 3 палочки, 2 шурупа, 6 колечек, нитки капроновые или тонкая рыболовная леска 0,2— 0,3 мм — ее почти не видно, в то же время она надежна.

Сделайте в самой длинной палочке два желобка. Скрепите маленькие палочки с большой с помощью шурупов.

Изготовьте колечки из гвоздей или возьмите булавки с ушком. Откусите лишнее с помощью пассатижей и вбейте ушко булавки в вагу. В ушки маленькой перекладины проденьте леску от левой руки к правой, через большую пере кладину пройдет леска от коленей, а два ушка на большой перекладине послужат для управления головой.

Длину нитей определяем следующим образом: надо за­крепить вагу неподвижно (пусть кто-то подержит ее), а кукла должна касаться ножками пола, руки ее опущены. Длина нити от головы до ваги — 60 см, для ног — 1 м 80 см, а сколько нити потребуется для рук, определите, когда ноги и голова куклы будут зафиксированы. Длина нитей зависит от размера куклы: большие размеры подходят для куклы ростом 45—50 см.

При показе марионеток кукловод располагается выше своей куклы.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для на­стольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг — и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

КУКЛЫ-ТЕНИ

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

Индонезийский театр теней из религиозного представления превратился в светский с разнообразным репертуаром. Персонажей в этом театре около 400, положительные, благородные герои, принцы, раджи, воины и отрицательные — де­моны, великаны. У положи­тельных героев тонкие и изящ­ные фигурки, миндалевидные глаза, узкие длинные носы, со­ставляющие одну линию со лбом, у злодеев — короткое, тяжелое тело, толстый нос, всклокоченные волосы, торчащие зубы. У кукол-теней подвижны только руки.

Индонезийцы и сейчас верят, что театр теней (его называют ваянг-пурво) приносит счастье, удачу, исполнение желаний. Поэтому многие традиционные обряды и праздники, все значительные события не обходятся без ваянг-пурво.

Делаем теневой театр

Прежде всего делаем экран, который можно устанавли вать на столе. Размеры экрана 55x50 см, 2 боковых стенки — 50x30 см. Экран затяните калькой; лучше использовать синтетическую пленку для выкроек, она прочная и матовая.

Силуэты кукол делаем из картона. Подвижные части — руки, ноги, голова — вырезаются отдельно. Крепить детали надо на подвижный шарнир, им может стать мягкая проволока. Проколите обе детали шилом, вставьте проволочку и заверните ее в кольцо с обеих сторон.

Проверьте, чтобы части туловища хорошо двигались.

К туловищу куклы, посередине, крепим трость длиной 50 см (для каждой куклы — своя трость). Ввернем в трость шуруп и зафиксируем туловище куклы.

Заставить куклу двигаться помогут нити. Для этого надо укрепить в ногах и руках петли из булавок или гвоздей, а также петлю на трости. Привяжите к ногам нити и пропустите их через ушко петли на трости. Потяните слегка за нить — ноги и руки приподнимутся, опустите нитку — ноги и руки опустятся.

Чтобы не перепутать левую и правую стороны, привяжите нити разных цветов, но не увлекайтесь их количеством, так как можно запутаться при их управлении.

При показе держите куклу близко к экрану, чтобы получился четкий силуэт. Источник света — лампа — должна стоять между экраном и кукловодом.

Декорации должны быть также плоскими, их силуэт должен хорошо читаться.

Пишите сценарий или возьмите готовый, изготовьте кукол — и пожелаем вам добиться успеха у зрителей.

Персонажи театра теней.

Теневой театр: волк и заяц.

Готовим куклу для театра теней.

Схема прикрепления нитей.

  • Прикольно, из носка мне больше по вкусу

    Гость Настя
  • Из носка легче всего и на перчатку

    Гость Альбина
  • Очень пригодилась статья

    Гость
  • Мне надо Машеньку это не подходит!

    Гость Сашка Чебурашка
  • Извините!!!"Но теперь знаю что такое можно сделать!

    Гость Сашка Чебурашка
  • Спасибо! Информативно!

    Гость Лёнька
  • Спасибо, вы мне очень помогли. 25.01.2015 Гость (Луиза)

    Гость
  • Китана.
    Статья понравилась. Много полезного. Спасибо большое. Хотелось бы подробнее о марионетках.

    Гость