Платка на Пасхальной голубке не должно быть. Эту куклу передавала И.В.Агаева. Высота ее до 30 см.
Пасхальная голубка вся в красном. В книге Н. Шайдуровой голубка другая. Сделала по её книге, выложила на свою страницу в инете, как и все другие куклы. Так столько выслушила... Мама не горюй. Так какая все таки правильная ГОЛУБКА?
Я видела пока только в красном исполнении. Но вы не переживайте; очень всегда обидно и грустно, когда люди нападают на других, сами толком не зная сути. Куклы изменчивы, как и мир вокруг, и железных правил здесь быть не может. Но многие почему-то эти самые железные правила отстаивают, а суть-то совсем в другом.
Если честно, мне для праздничной весенней куклы гораздо ближе вариант небесного цвета, а не красного. Я потому пасхальную куклу и не делала никогда, что она мне не близка. Другого цвета была бы ближе. И неважно, какие кто правила навязывает.
Тем традициям, что сейчас часто так рьяно отстаивают, не так-то много лет. История же глубока, а куклы людей всегда сопровождали, и делать их надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).
Спасибо за ответ. Моя голубка в цвете немного от неба и первых цветов, от солнышка, от чистого весеннего воздуха. Она мне очень близка. Решила показать.
Веснянку напоминает, замечательная куколка!
Екатерина Трифонова. Я совершенно согласна с тем, что навязывают своё мнение очень часто те, кто не знает народных традиций. Действительно куклы - обереги или берегини сопровождали людей всегда. Каждый, кто их делал, делал для себя. И у всех они были совершенно разными. Недаром же народная мудрость гласит: какова пряха, такова на ней рубаха. Ни у одной мастерицы, именно мастерицы, никогда не получится две совершенно одинаковые куклы. Тем более когда оберег изготовляется для кого-то конкретно.
Вы пишите, что куклы делать надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!). 25 марта 2013 admin А как же тогда народные традиции будут сохранятся?
Опять встаёт вопрос о границах творчества. Если все мастера будут делать «совершенно разных» кукол, то никто этих кукол не сможет узнать, а традиции раздробятся и исчезнут. Здесь то же самое, что с грамотностью — если все слова писать по-своему, так, как услышалось, то чтение превратится в расшифровку. Однако, это не значит, что словотворчество надо запретить. Надо всего лишь отделять его от безграмотности и косноязычия. Слов «прожелтить» или «волниться» нет в словаре, точно так же, как и слов «калодиц» и «виласипет», и по этому формальному признаку они похожи. Однако же, разница очевидна. Точно так же и с куклами. Конечно, изменения необходимы и возможны — это личный вклад мастера в народное наследие, но вклад этот должен обогащать наследие, а не разрушать его. Поэтому границы допустимого и при изменении известных кукол, и при создании новых довольно узки. В этом и вся трудность.
Одна и та же кукла в разных районах может быть сделана даже на основе разных конструкций, но тем не менее главные черты её облика всегда позволят её узнать. Надо только верно заметить эти черты. Цвет в пасхальной кукле — одна из таких черт. Любовь к красному цвету у нашего народа — больше, чем любовь:) Красный и красивый недаром почти синонимы. В «Материалах...» Срезневского «краситися, красоватися» значит радоваться. Красный говорит не просто о нарядности и красоте — о большой радости. Я не знаю, появилась ли пасхальная кукла недавно или переродилась из более древней, дохристианской куклы, но в любом случае цвет здесь не случаен: для христиан пасха — один из самых больших праздников, в дохристианские времена начало весны, пробуждения всего живого, ожидание «лета красного» - радость ничуть не меньшая. Поэтому цвет здесь важен.
Я уже не раз писала, что менять что-то в кукле можно только, когда понимаешь, для чего и как она была создана и почему получилась именно такой. Если этого понимания нет, лучше ничего не трогать, иначе от народной куклы ничего не останется. Мне не по душе пасхальная кукла, и я просто не стану её делать. Если мне захочется сделать куклу весны, радости, пробуждения природы, я сделаю её по-своему, но не стану называть пасхальной. А возможно, мне хватит уже существующих кукол — веснянок, птицы Радость... Веснянок, к примеру, существует несколько, но всем ясно, что это именно веснянки. А показанная куколка совсем не похожа на пасхальную.
И ещё кое - что вдогонку:) Вчера перечитывала письма и дневники П. Бажова и наткнулась на такое местечко: Как складывается сказочная деталь, это объяснить не умею. Причина, вероятно, в том же, о чём уже говорил выше: образ не выдумывается, а берётся готовым с деталями. Правда, он видоизменяется, преобразуется в зависимости от основной мысли автора, но, как говорят строители, не выходя из габаритов: козлику Серебряное копытце не даётся волчьих признаков; лисе (свахе и няне башкирского фольклора) нельзя приписать что-нибудь, не свойственное этому типу.
Мне думается, то же самое можно сказать и о народной кукле - что-то менять можно только, не выходя из габаритов, иначе получится неправдоподобный, неубедительный и непонятный образ, который будет размывать или даже опорочивать то имя (название куклы), которое он несёт, и тот смысл, который заключён в этом имени...
А как понять, уместны или не уместны какие-то изменения, подходят они кукле или нет? Здесь недостаточно желания, предпочтения или наития. Поможет только труд и глубокое знание, добытое этим трудом. Вот ещё одна выписка из Бажова:
"Разве... А.С. Пушкин не поразителен своей трудоспособностью? Работая над историей Пугачёвщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолёте и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить кое - кого из наших современников за адекватным трудом! Написали бы несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, два романа, четыре пьесы, пять сценариев, один малоформистский сборник, а у Пушкина всё это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем иных современников и говорим: "А у предшественников лучше". Да потому, что у предшественников труда больше предшествовало, чем у нас".
На рукукле не раз уже поднимался вопрос о мировоззрении наших предков, поскольку без этого нельзя понять их творчество, в том числе и кукол. Вопрос интересный и непростой. Но в обсуждениях только раз за разом повторяются одни и те же набившие оскомину чужие слова, и никто даже не подумал покопаться в литературе, подумать СВОЕЙ головой и постараться САМОМУ понять - что заботило наших предков, как они жили, во что они верили и каким представляли мир. Сейчас нередко заглядывают в книги Б. Рыбакова и черпают оттуда много сведений об обрядах и обычаях. Но самое интересное в них другое - у Рыбакова можно поучиться верной методологии мышления, разумному подходу, умению делать выводы даже при недостаточности материала и стремлению разобраться в самой сути любого вопроса. Нигде и никогда он не повторяет слепо выводы предшественников, всегда находит и силы, и время, чтобы разобраться в них самому и тогда уже или согласиться, или опровергнуть эти выводы. Если бы все поступали так же, уже давно бы наступил золотой век человечества...
Дона, исправь, пожалуйста, ошибки, которые автоматически делаются при отправке комментария: инициалы Пушкина маленькими буквами стали почему-то и цитаты внутри другой цитаты как-то странно выделяются.:)
Кавычки внутри кавычек - это да, для программы непросто. Поправила вроде бы. И инициалы тоже.
Пасхальная голубка вся в красном. В книге Н. Шайдуровой голубка другая. Сделала по её книге, выложила на свою страницу в инете, как и все другие куклы. Так столько выслушила... Мама не горюй. Так какая все таки правильная ГОЛУБКА?
Я видела пока только в красном исполнении. Но вы не переживайте; очень всегда обидно и грустно, когда люди нападают на других, сами толком не зная сути. Куклы изменчивы, как и мир вокруг, и железных правил здесь быть не может. Но многие почему-то эти самые железные правила отстаивают, а суть-то совсем в другом.
Если честно, мне для праздничной весенней куклы гораздо ближе вариант небесного цвета, а не красного. Я потому пасхальную куклу и не делала никогда, что она мне не близка. Другого цвета была бы ближе. И неважно, какие кто правила навязывает.
Тем традициям, что сейчас часто так рьяно отстаивают, не так-то много лет. История же глубока, а куклы людей всегда сопровождали, и делать их надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).
Спасибо за ответ. Моя голубка в цвете немного от неба и первых цветов, от солнышка, от чистого весеннего воздуха. Она мне очень близка. Решила показать.
Веснянку напоминает, замечательная куколка!
Екатерина Трифонова. Я совершенно согласна с тем, что навязывают своё мнение очень часто те, кто не знает народных традиций. Действительно куклы - обереги или берегини сопровождали людей всегда. Каждый, кто их делал, делал для себя. И у всех они были совершенно разными. Недаром же народная мудрость гласит: какова пряха, такова на ней рубаха. Ни у одной мастерицы, именно мастерицы, никогда не получится две совершенно одинаковые куклы. Тем более когда оберег изготовляется для кого-то конкретно.
Вы пишите, что куклы
А как же тогда народные традиции будут сохранятся?Опять встаёт вопрос о границах творчества. Если все мастера будут делать «совершенно разных» кукол, то никто этих кукол не сможет узнать, а традиции раздробятся и исчезнут. Здесь то же самое, что с грамотностью — если все слова писать по-своему, так, как услышалось, то чтение превратится в расшифровку. Однако, это не значит, что словотворчество надо запретить. Надо всего лишь отделять его от безграмотности и косноязычия. Слов «прожелтить» или «волниться» нет в словаре, точно так же, как и слов «калодиц» и «виласипет», и по этому формальному признаку они похожи. Однако же, разница очевидна. Точно так же и с куклами. Конечно, изменения необходимы и возможны — это личный вклад мастера в народное наследие, но вклад этот должен обогащать наследие, а не разрушать его. Поэтому границы допустимого и при изменении известных кукол, и при создании новых довольно узки. В этом и вся трудность.
Одна и та же кукла в разных районах может быть сделана даже на основе разных конструкций, но тем не менее главные черты её облика всегда позволят её узнать. Надо только верно заметить эти черты. Цвет в пасхальной кукле — одна из таких черт. Любовь к красному цвету у нашего народа — больше, чем любовь:) Красный и красивый недаром почти синонимы. В «Материалах...» Срезневского «краситися, красоватися» значит радоваться. Красный говорит не просто о нарядности и красоте — о большой радости. Я не знаю, появилась ли пасхальная кукла недавно или переродилась из более древней, дохристианской куклы, но в любом случае цвет здесь не случаен: для христиан пасха — один из самых больших праздников, в дохристианские времена начало весны, пробуждения всего живого, ожидание «лета красного» - радость ничуть не меньшая. Поэтому цвет здесь важен.
Я уже не раз писала, что менять что-то в кукле можно только, когда понимаешь, для чего и как она была создана и почему получилась именно такой. Если этого понимания нет, лучше ничего не трогать, иначе от народной куклы ничего не останется. Мне не по душе пасхальная кукла, и я просто не стану её делать. Если мне захочется сделать куклу весны, радости, пробуждения природы, я сделаю её по-своему, но не стану называть пасхальной. А возможно, мне хватит уже существующих кукол — веснянок, птицы Радость... Веснянок, к примеру, существует несколько, но всем ясно, что это именно веснянки. А показанная куколка совсем не похожа на пасхальную.
И ещё кое - что вдогонку:) Вчера перечитывала письма и дневники П. Бажова и наткнулась на такое местечко:
Мне думается, то же самое можно сказать и о народной кукле - что-то менять можно только, , иначе получится неправдоподобный, неубедительный и непонятный образ, который будет размывать или даже опорочивать то имя (название куклы), которое он несёт, и тот смысл, который заключён в этом имени...
А как понять, уместны или не уместны какие-то изменения, подходят они кукле или нет? Здесь недостаточно желания, предпочтения или наития. Поможет только труд и глубокое знание, добытое этим трудом. Вот ещё одна выписка из Бажова:
"Разве... А.С. Пушкин не поразителен своей трудоспособностью? Работая над историей Пугачёвщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолёте и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить кое - кого из наших современников за адекватным трудом! Написали бы несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, два романа, четыре пьесы, пять сценариев, один малоформистский сборник, а у Пушкина всё это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем иных современников и говорим: "А у предшественников лучше". Да потому, что у предшественников труда больше предшествовало, чем у нас".
На рукукле не раз уже поднимался вопрос о мировоззрении наших предков, поскольку без этого нельзя понять их творчество, в том числе и кукол. Вопрос интересный и непростой. Но в обсуждениях только раз за разом повторяются одни и те же набившие оскомину чужие слова, и никто даже не подумал покопаться в литературе, подумать СВОЕЙ головой и постараться САМОМУ понять - что заботило наших предков, как они жили, во что они верили и каким представляли мир. Сейчас нередко заглядывают в книги Б. Рыбакова и черпают оттуда много сведений об обрядах и обычаях. Но самое интересное в них другое - у Рыбакова можно поучиться верной методологии мышления, разумному подходу, умению делать выводы даже при недостаточности материала и стремлению разобраться в самой сути любого вопроса. Нигде и никогда он не повторяет слепо выводы предшественников, всегда находит и силы, и время, чтобы разобраться в них самому и тогда уже или согласиться, или опровергнуть эти выводы. Если бы все поступали так же, уже давно бы наступил ...
Дона, исправь, пожалуйста, ошибки, которые автоматически делаются при отправке комментария: инициалы Пушкина маленькими буквами стали почему-то и цитаты внутри другой цитаты как-то странно выделяются.:)
Кавычки внутри кавычек - это да, для программы непросто. Поправила вроде бы. И инициалы тоже.
Читать Вас очень интересно!