admin

Устьянская парочка

Информация по этой парочке опубликована на сайте не так давно, привожу изначальные текст, как он ко мне попал, ниже, а чуть позже Галина Воронченкова, которая преподаёт Устьянскую парочку на курсах дистанционного обучения, прислала свои поправки и комментарии, также публикую в статье.


Итак, сначала исходный текст:

Устьянская парочка, мужик и баба. Это куклы русского Севера, из деревни Устьяны архангельской области. Куклы игровые, но у них есть интересная особенность - детей приучали держать их вместе, но так, чтобы баба всегда стояла за мужичком - "замужем".

Эта информация и фото - от Олеси Ремпель.

Мужичок делается просто - символически (на занятиях говорили, что как символ мужского достоинства). Голова должна быть меньше, чем у бабы, с ноготок (мужичок с ноготок), да и сам он должен быть меньше.  Почему меньше не совсем понятно.

В квадрат ткани сворачивается ватка, затем на него одевали 7 одежок, 6 с запахом, 7ая -порты, закрепляли красной ниткой, поверх красный поясок. Он без ручек и без ножек, его делали первым.

А у бабы голова, ручки, грудь и шишка сзади, будто из волос. Голова делается неплотно, а затем сзади натягивают сзади шишечку. Ручки - скруточки, крепяться к спинке. Грудь - вата и полоска ткани,привязывается сзади на узелок, делиться крестом ниточкой, когда крепиться . Затем юбочка привязывается и рубашка поверх. Платок завязывали по-бабьи - назад.


А здесь - комментари Галины Воронченковой.

"Информация на сайте по устьянской парочке судя по всему вольное изложение и десятая перепевка с моего курса в ДШНР. Парочка на фото сделана неправильно. На курсе у всех были проблемы с правильным пониманием как парочку делать - и приходилось долго и кропотливо все разбирать по ходу урока. Видимо Олесе кто то скинул материал а комментов не дал. И парочка получилась не так как надо.

Фото которое размещено категорически вредное - в конце концов это парочка от меня идет если нужно я материал по парочке дам на замену. К сожалению у меня никто не поинтересовался насколько представленный материал соответствует действительности хотя ссылка на курсы ДШНР с программой на этом сайте была и что ее даю я было известно."

Галине я написала, ждём поправок и верного фото, а неправильное фото тоже пока оставляю, может быть будет правильнее увсего прокомментировать что именно в нём неверно, чтобы остальные ошибок не допускали.

Парочку показывала Могутова В. из с. Устьяны на Соловецкой ярмарке в 2008 году. А ей ее показывала ее бабушка. Парочка принципиально отличается от той, фото которой опубликовано в книге Г. и М. Дайн Русская тряпичная кукла.

Представленные здесь фото - слева и справа  - фото оригинальной куклы, сделанной Могутовой В. На одной из них парочка в соотношении с моей рукой.

Комментарии по Олесиному тексту: "Куклы игровые, но у них есть интересная особенность - детей приучали держать их вместе, но так, чтобы баба всегда стояла за мужичком - "замужем" - пишет Олеся.

Эта парочка не для детей! Женщина делала ее себе когда ее муж надолго уходил в море и игралась с ней сама, вспоминая мужа и его силу, возможно спрашивая совета и прочее - это кому чего нужно было в каждый конкретный момент. А женщины на Севере, кстати, зачастую становились главой семьи, пока мужчины ходили на лесопиление и валку леса, и в моря. Фактически куклак в данной парочке является заместителем отсутствующего мужа.

В Архангельской области сохранились вот такие куколки-заместители, замещающие половой орган и не только (об этом мы говорим на курсах) уезжающего на долго любимого человека. Тряпочки  брались на мужичка в этой парочке - ношеные мужчиной.

Олеся пишет: "Мужичок делается просто - символически (на занятиях говорили, что как символ мужского достоинства). Голова должна быть меньше, чем у бабы, с ноготок (мужичок с ноготок), да и сам он должен быть меньше. Почему меньше не совсем понятно."

Теперь внимательно смотрим на фото и видим что муж должен помещаться под юбку жене. Почему так - перечитываем то, что написано выше и думаем если уж те кто давал информацию про парочку не смогли это внятно объяснить.

Теперь по тому как изложен процесс - изготовления - не пользуйтесь им, если Вы хотите сделать традиционную устьянскую парочку - описание неполное и неточное. А если Вы будете им пользоваться - никогда так не называйте то, что у вас получиться Это у вас будет уже чтото совершенно другое.

Поскольку у меня есть определенные обязательства по отношению к Дистанционным курсам ДШНР и лично Л.М.Бирюковой (заслугой которой в числе много прочего является и то, что эта парочка стала известна не только в с. Устьяны), в открытый доступ в интернете я точную технологию изготовления этой парочки не выложу и подробно обсуждать что вложено в ее образ тоже.

С уважением, Галина Воронченкова.


  • Галина, большое спасибо за разъяснение! Схема тут и не так важна - важно значение. Эти знания народной психологии бесценны для современного человека.

    Alena
  • Добрый день)) так скажу вам к сведению.. Деревни Устьяны в Архангельской области нет. Есть река Устья и от нее название району Устьянский. Районным центром считается пос. Октябрьский. В народе называют устьянами - сам район, это сокращенно.

    Гость
  • Спасибо, Галина, за то, что оставили всех у разбитого корыта. Снова из - за низких финансовых обязательств народная кукла как часть культуры спрятана от народа. Человек хочет сделать куклу, у него есть в этом потребность, но достоверной информации он не может найти нигде-только купить у тех, кому повезло первому достать информацию и кто считает себя вправе ею торговать. Человек захотел сделать куклу и воспользовался той информацией, которую смог найти. А ему говорят - не смей делать неправильно, а как сделать правильно, мы тебе не скажем. И в этом, мол, наша великая заслуга. Не стыдно же так неприкрыто лицемерить!

    Не стыдно же торговать тем, что по праву принадлежит народу! В сборнике пословиц Даля есть и такая - нечего прямиться на кривом деле! Кстати, Даль отдал все записанные им сказки Афанасьеву для публикации. Отдал потому, что не успевал обработать - всё время у него занимала работа над Словарём. Отдал потому, что народное достояние должно принадлежать всему народ у.и. конечно, никаких денег за это не требовал. А работу проделал колоссальную! Совсем не чета, кстати, тем мастер - классам, которые дают на дистанционных курсах ДШНР - судя по тем, что есть в открытом доступе, качество подачи материала в них гораздо ниже среднего. Или это тоже часть политики сколько пива - столько песен, и платные мастер - классы будут лучше? Сомневаюсь.

    Неприятно тыкать человека носом, но задумайтесь, Галина, - имеете ли Вы право называть то, что пишете, русской речью? Потому что из - за количества сделанных ошибок у Вас получается нечто совсем иное. К счастью для Вас правила русской речи есть в открытом доступе, и Вы можете при желании овладеть этим пластом родной культуры. В отличие от тех, кому недоступна технология изготовления народной куклы. Как бы Вы чувствовали себя, если бы услышали в свой адрес такое: Вы пользуетесь русским языком совсем неправильно, а как писать правильно, можете узнать у нас, но только за деньги. И скажите нам спасибо за эту великую услугу!

    Далю и в голову бы не пришло требовать плату от какого-нибудь крестьянина, который всю жизнь прожил в своей деревне и честно трудился на своей пашне, за тот языковой и фольклорный материал, который собран по всей России. Просто у Даля была возможность ездить по стране, а у этого крестьянина такой возможности не было. И кем бы Вы посчитали этого человека, если бы он, как многие нынешние собиратели народной куклы, заявил бы - у меня есть материал, и я тебе его отдам только за деньги. Хочешь иметь такой же бесплатно, поезжай и собери сам. Неужели непонятно, что такой подход уничтожил бы весь смысл работы Даля, поскольку работал он для других, а не для своей наживы, и собранные знания вызывали у него прежде всего ответственность - за их сохранность, за доступность, за передачу без искажений всему народу. Интересно, какие чувства рождают знания в душе нынешних «мастеров»?

    Раньше средства на издание сборников фольклора выделяло государство, их собирали по подписке, давали меценаты. Сейчас у человечества есть интернет. Как обрадовались бы такому дару те, кому дорога родная культура! И с каким презрением и отвращением смотрели бы они на современных «мастеров», продающих эту самую культуру.

    Горько, что наша народная культура сейчас выставлена на продажу, о чём не раз уже писали, в том числе и на этом сайте (www.rukukla.ru/article/change/Masters_of_folk_dolls). И человеку, желающему приобщиться к ней, остаётся получать её из рук торгашей.

    Гость
  • Спасибо всем, кто делится своими находками по истории народной куклы и низкий поклон. Особая благодарность Гостю, которая смело выступила в защиту народной культуры и передачу знаний для других от души и бесплатно. 10 лет будучи уже на пенсии мы с мужем собирали коллекцию народных кукол и провели более 80 экскурсий по нашей выставке, не получив ни копейки и не жалеем об этом.

    Гость Раиса Майорова
  • Здравствуйте, подскажите пожалуйста где находится село или деревня Устьяны? Я родом с Устьянского района, но такой населенный пункт не знаю.

    Гость
  • Гость выше в комментариях писал:
    Деревни Устьяны в Архангельской области нет. Есть река Устья и от нее название району Устьянский. Районным центром считается пос. Октябрьский. В народе называют устьянами - сам район, это сокращенно.

    admin
  • Удивили конечно! Я там 17 лет прожила! А тут у вас и во многих источниках встречала деревню Устьяны не в первый раз! Вот и решила поинтересоваться)))

    Гость
  • Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, у кого из мастеров можно взять мастер-класс по этой кукле? Кукла очень интересная и очень хочется сделать её своими руками. Заранее спасибо за информацию!

    Гость Татьяна
  • Не знаю даже - ведёт кто с этой куколкой занятия?.. Отзовитесь, кто знает!

    admin