Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка - г.Каргополь Архангельской области

Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

"Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: "Купи, тятя, коня!" А заодно с копеечной "бобкой", глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.

Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре."

КАРГОПОЛЬСКАЯ БАРЫНЯ

Искусство изготовления каргопольских игрушек — ис­кусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления каргополь-ских игрушек' такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная гли на тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выби рает свой способ приготовления глины: кто-то сначала под сушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния по рошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жид кую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Мож но ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хо рошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки масте ра чувствуют мельчайшие камушки и комочки, ко­торые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеоб­разным мерилом, эталоном пропорций — сред ний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игруш ки получались ровными, одинаковыми.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка. А вот о последней игрушке стоит поговорить особо.

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной бо гини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми по­дробностями и стали предметами игры.

Как лепил мастер каргопольскую барыню? По частям. Сначала торс с головой, отдельно колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, при­мазывали их и сгибали калачиком. В последнюю очередь оформляли голову: головной убор — шляпа или кокошник — делается очень условно, без подробностей, — шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких по лей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей.

Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжи­гается через несколько недель в печи.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтитель ны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Итак, мастер белит обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывает. Кофту барыни покры вают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки.

Например,
крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле,
ростки, изображение растительности,
волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Для многих эта роспись — не более чем геометрический узор. Чтобы узнать смысл узора, надо немало потрудиться: поработать в библиотеках и музеях.