Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.

Предисловие.

Начало первой главы - нижегородская игрушка.

Продолжение первой главы - чкаловская и лысковская игрушка.

Городецкая игрушка.

Огонь, вода и кусочек глины

Кроме леса, Нижегородский край всегда был богат залежами глины, поэтому гончарное производство с сопутствующим ему игрушечным промыслом развивалось здесь повсеместно. В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары. Глиняная игрушка Нижегородской области менее знаменита, чем деревянные расписные изделия из Семенова, Городца или Полховского Майдана. Она уступает по популярности таким российским промыслам, как дымковская игрушка из Вятки, каргопольская игрушка Архангельской области или филимоновская свистулька Одоевского района Тульской области. Между тем и в этом виде народного искусства в Нижегородском крае имеются свои оригинальные образцы. Чего только стоят уникальные с росписью кувшины и свистульки из деревень Савино и Репино, что около Городца, или жбанниковские глиняные игрушки-свистульки, балахнинские изразцы и поливные однотонные поделки, керамическая казариновская чернолощеная посуда и свистульки с юга области, которые изготовляли недалеко от знаменитого пушкинского села Большое Болдино. Керамические сосуды села Казариново имеют отличительную орнаментику в виде многочисленных комбинаций поясков, ритмически чередующихся ромбиков, прямых и волнистых линий, петель и треугольников, напоминающих узоры мордовских вышивок. Интересны и глиняные игрушки из-под Лыскова.

Археологические находки свидетельствуют о том, что с XIII века в Городце существовал гончарный промысел. Во многих деревнях Городецкого района – Мошкино, Роймино и Рыжухино, Язвицы, Смиркино – издревле делали глиняную посуду и изготовляли глиняные игрушки. Об уникальном искусстве производства расписных кувшинов в деревнях Савино и Репино рассказал в своей книге Городецкая роспись А. Е. Коновалов, описав весь технологический процесс нанесения растительного орнамента на тулово проолифленных кувшинов (10, с. 114–118). Сегодня гончарный промысел сохранился лишь в деревне Смиркино, и там можно не только посмотреть, как делается глиняная посуда, но и самому попробовать что-то слепить из кусочка чудесной глины.

О свистульках из деревни Жбанниково, о лепных коньках, птичках, оленях и барашках мастеров Белова и Потатуева писал краевед Д. В. Прокопьев, отмечая своеобразие форм и узоров изделий (22, с. 146, 147). Геннадий Блинов упоминает мастера-дудочника, работавшего еще до первой мировой войны, Василия Дудкина, возможно, принадлежавшего к династии игрушечников. Автор также отмечает архаическую оригинальность и консервативность формы городецко-жбанниковских свистулек. Силуэт городецких дудок вписывается в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов. При этом туловище любой игрушки не отличается от другой – будь то петушок, барашек или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделировкой головы, – замечает Блинов (4, с. 90, 91). Говоря о творчестве старейшего мастера Лариона Трифоновича Потатуева (1912–1941), чьи работы хорошо представлены в ХПМИ Сергиева Посада и в Московском музее народного искусства, Блинов отмечает зависимость этого мастера от городских образцов, от оловянных солдатиков, фарфоровых статуэток птиц и животных, но вместе с тем подчеркивает, что в большинстве изделий мастер работает в народной традиции, обогащая ее жанровыми сценками с людьми и животными.

В фондах НГИАМЗ и в экспозиции МИХП НО нижегородская керамическая игрушка представлена как поливными одноцветными образцами Балахны, так и однотонными и разноцветными керамическими изделиями Городецкого района. В музеях Городца находятся богатые коллекции свистулек из деревни Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. В Приузолье мастера лепили такие традиционные поделки, как свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей. Как и в изделиях из дерева, в глиняных свистульках сливались черты древней игрушки и современная ее интерпретация тем или иным мастером. Сам материал, глина, казалось бы, позволял более, чем дерево, оригинальничать, но мастера придерживались старых традиций, поэтому в изображении животных присутствует некая сказочная архаичность и они воспринимаются героями русской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления, обожествленного и мифологизированного. Конь-свистулька ассоциируется с Хорсом, не случайно он часто красился в красный цвет, а также с Перуном и Даждьбогом. Козлик, баран или медведь заставляют вспомнить мифологический образ древнейшего бога Велеса, курица ассоциируется с Макошью, петух – с Дивом, олень – с Родом. Лепили мастера фантастических птиц – сирина, алконоста – и животных, полуконей-полулюдей – полканов. Мифологические корни игрушки скорее интуитивно ощущались, чем осознавались мастерами, что не делает образы менее привлекательными, и спрос на свистульки всегда был велик.

Чтобы изготовить хорошо звучащую свистульку, необходима сноровка. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась эмалиевыми красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета с золочением рогов у парнокопытных и гребешков у петушков, а также с нанесением характерного украшения губкой или штампиком, сделанным из ткани, или расписывалась городецким узором.

Неизвестно точное время возникновения промысла свистулек в деревне Жбанниково Городецкого района. При археологических раскопках в Городце были найдены подобные изделия, и их отнесли к XIII веку. В начале XX столетия такие свистульки лепили не только в Жбанникове, но и в деревнях Проскурино, Шадрино и Роймино. В 1930-х годах жбанниковская свистулька получила широкую известность. Впоследствии мастеров, изготовлявших эту продукцию, становилось все меньше и меньше. Особенно ценились в свое время свистульки Степана Григорьевича Сироткина, по его стопам пошла и дочь, Валяева Марфа Степановна, мастерица из деревни Шадрино. Мастер Вадим Николаевич Жарков научился свистулечному ремеслу от своей родственницы М. С. Валяевой – так от одного к другому передаются вековые секреты и не угасает древний промысел. Шадринские ребята тоже взялись изучать и осваивать мастерство изготовления глиняных игрушек. Ведь свистульки – не просто баловство и забава. Как считали в древности, свист отгоняет нечистую силу, а добрых духов приманивает. Не случайно праздники весенние не только песнями и танцами, но и соревнованиями свистулечников славились. Эти поделки можно отнести к духовым музыкальным инструментам, игра на которых способствует ритмизации дыхания и развивает легкие.

В совершенстве владеет секретами этого дела Прасковья Степановна Тимофеева, которая создала у себя дома своеобразный музей жбанниковской свистульки и чьи произведения находятся в самых престижных музеях России и частных коллекциях. Медали ВДНХ, многочисленные дипломы за участие во всероссийских и всесоюзных выставках народного творчества, членство в Союзе художников России – свидетельства признания ее таланта и преданности любимому делу. Родилась Прасковья Степановна в 1925 году в деревне Жбанниково Нижегородской губернии и мастерство изготовления свистулек освоила, как это часто и бывает в народном искусстве, глядя на работу старших мастеров. Она училась их делать, прежде всего, у отца, за его работой глядючи. Сама научила лепить игрушки сына, дочь, а теперь – и внуков. Живя в поселке Первомайске, занимается с местными ребятишками, которым передает секреты своего мастерства.

П. С. Тимофеева, являясь потомственной игрушечницей, бережно относится к традиции, и в то же время она привносит в изделия свое видение образов. Так, оленей Прасковьи Тимофеевой легко отличить от оленей Разгуловой Анны из деревни Роймино. Птицы Алконост, Сирин и Феникс, сладкоголосый Гамаюн в интерпретации Тимофеевой имеют не только фантастический характер, но и наивную прелесть народных образов. Занимательны сюжетные фигурки, выполненные Тимофеевой – это разнообразные всадники: гусары и пехотинцы, римские воины и красноармейцы, гармонисты на оленях и бабы на козлах и конях. П. С. Тимофеева является членом Союза художников России. Она участник многих региональных, областных и международных выставок, дипломант многих всероссийских выставок произведений народных мастеров. Ее сын, Константин Фомич Тимофеев, – также мастер игрушки. Воин со щитом, воин 1812 года, всадник на олене, казак, гармонист и офицер-кентавр – образы, имеющие много общего со свистульками Прасковьи Степановны, и вместе с тем отличающиеся своей изюминкой. Лепит игрушки и дочь Прасковьи Степановны Анна, внуки Михаил и Евгений, которые часто осовременивают образы: мышь с сыром и утенок-макряк с долларом напоминают персонажей из мультипликационных фильмов, хотя традиционные черты в них также прослеживается. Особенно эффектно смотрится белый дракон с типичной городецкой росписью Евгения Тимофеева. Образ совсем не страшный, а сказочно нарядный и веселый.

Еще одна старейшая мастерица, Анна Дмитриевна Разгулова, часто обращается к маленьким игрушкам, к пигалам - пигалицам, которые представляют собой разноцветный глиняный зверинец: розовые кони, красные собачки, желтые, зеленые и синие бараны, с разрисованными точками боками. Геннадий Разгулов, сын Анны Дмитриевны, чаще всего делает черных зверьков и животных с росписью. Другая игрушечница, Валяева Марфа Степановна, предпочитает оранжевый и коричневый цвета, а ее дочь – роспись по черному фону.

Из современных городецких мастеров активно с белым фоном и яркой раскраской работает Елена Акимовна Рябинина. А Вадим Николаевич Жарков из деревни Старцево предпочитает контрастные сочетания красного с черным – олень – или черного с желтым – петух, – или совсем неожиданное цветовое решение: собачки черного цвета с голубым и желтым оформлением.

Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы явно восходят к древнейшим прототипам, но воспринимаются по-современному остро и свежо. Художественную выразительность свистулек усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка – в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Городца растительный узор. Темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и серебрением алюминиевым порошком в некоторых случаях создают эффектное декоративное чудо на форме в виде пирамиды с разнообразными головами.

В жбанниковской игрушке особенно хорошо просматривается фолк-дизайнерская основа, когда незначительная модификация базовой формы и орнаментики дает массу вариантов оригинальных изделий. Неважно, что в природе не бывает такой формы и цвета коней, лосей и лисичек, коровок и оленей, петушков и курочек, уточек и гусачков; главное, что их можно вылепить из влажной глины, обжечь в печи, разукрасить в самые разные цвета и создать праздник – свистопляску с игрой на жбанниковских свистульках. Жбанниковские дудошники – так называют народных мастеров свистульки на местном наречии – еще не перевелись, живет эта игрушка, радуя детей и взрослых.

Не менее, чем балахнинская и городецкая керамика, уникален гончарный промысел в селе Большое Казариново Большеболдинского района. Сами казариновцы говорят, что гончарили издавна, а археологические раскопки подтверждают, что промысел развивался здесь со времен Ивана Грозного. Древний способ изготовления чернолощеной посуды знали еще греки первого тысячелетия до нашей эры, на Руси он известен с XVI века. В Казаринове секреты этого мастерства передавались от отца к сыну. В 1970-х годах здесь оставалось всего три мастера. Иван Дмитриевич Никитин изготовлял и лощеную, и поливную керамику, иногда и игрушкой баловался. Теперь ремесленников в Казаринове больше нет, но другие нижегородские мастера обращаются к традиционным методам изготовления чернолощеных изделий, и иногда на ярмарках и праздниках можно встретить такие свистульки и посуду.

Народные промыслы – это живой процесс, одни из них затухают, другие, однажды возникнув, начинают свое развитие. Из совсем молодых, но заметных явлений, связанных с игрушкой, возникших на исходе XX века, следует назвать глиняную растяпинскую игрушку, создаваемую в городе химиков Дзержинске, выросшем на месте поселка Растяпино. (Поселок был основан по указу самого царя Петра Первого для плотников, которым приходилось много тяпать топором, – отсюда и название). Старожил этих краев А. С. Мигунова, родившаяся в 1909 году, рассказывает, каким уютным, красивым и зеленым был поселок. В. В. Корнев и Н. С. Максимова в книге «Занимательная энциклопедия. Все о «Растяпинской забаве», вышедшей в Дзержинске в 1995 году, подробно повествуют о том, как вернулись молодые супруги после окончания художественно-графического факультета Костромского педагогического института в родной город, как обидно было, что, кроме химического производства, в нем нет особых достопримечательностей. Вскоре в городе появилась детская студия, у ребят которой родилось желание украсить город скульптурой – ее теперь можно увидеть около Центрального универмага и возле студии; а в 1988 году появился первый юморной персонаж – Иван Кузьмич, а за ним бабка и дед. Милые, с большим юмором выполненные фигурки из глины сразу полюбились и детям и взрослым. Стилистика керамических изделий найдена мастерами столь удачно, что часто воспринимается как восстановленный народный промысел, а родился этот промысел керамической городской миниатюры под руководством профессиональных художников В. В. Корнева и его супруги Галины Николаевны совсем недавно, в студии «Юный скульптор», созданной в 1984 году. Растяпинская забава представляет собой керамические миниатюры, по своему образному содержанию близкие к городскому фольклору, анекдоту и юморинам. Небольшие по форме, они отличаются несколько гротескной пластикой, усиливающейся яркой темперной раскраской, в которой декоративная сочность сочетается с тональной мягкостью. Сейчас в коллекции студии насчитывается более сотни наименований изделий, спрос на них постоянно растет и коллекция образцов увеличивается. Растяпинские забавы охотно приобретают жители и гости Нижнего Новгорода и Дзержинска.

По технологии изготовления в растяпинской игрушке соединяются ручная шликерная отливка с дальнейшей проработкой черт характера персонажа до задуманного образа. После обжига фигурки расписываются темперными красками и не нуждаются в покрытии лаком. Они имеют приятную матовую поверхность и при яркости цвета производят благородное впечатление. Фигурки людей и забавных животных отличаются небольшими размерами, их приятно брать в руки, а взяв, хочется унести с собой, такая от них идет положительная энергия. Поросенок Митяй, отец Евлампий, банщик, медведи и коты, коровы и русские красавицы, летчики и колхозники, артисты и цыгане – множество персонажей в совокупности составляют многообразие народной жизни города и деревни, как в ее историческом бытовании, так и в современном состоянии.

Интересным явлением в мире нижегородской керамики стали изделия народной мастерской Параскева (Дивеевский район), которой уже много лет подряд руководит Наталья Григорьевна Крушинская. По образованию Н. Г. Крушинская музыкант, она занималась по классу классической гитары, но лет 15 назад увлеклась лепкой из местной бело-розовой глины, да так пристрастилась к этому делу, что не только сама освоила в совершенстве керамическое мастерство, но и других стала обучать. Тянутся к ней местные ребятишки, а в летнее время мастерица обучает детей в других регионах России. Так, в одном из московских летних лагерей она работала с детьми-инвалидами и удивлялась, с каким увлечением, забывая про недуги, лепили ребята, создавая чудесные добрые образы.

В отличие от растяпинцев, дивеевские мастера мало используют раскраску, предпочитая строить образ на красоте естественного цвета материала, глины, с рельефным оформлением и с минимальным цветовым наполнением: для акцентировки глаз, рта или каких-либо других черт персонажей. Мягкое тональное решение и изящная пластика фигурок, выразительная неповторимость мордашек сообщают особое обаяние керамическим изделиям Крушинской и ее учеников. Мастера дивеевской Параскевы работают в нескольких видах керамики. Они делают забавные игрушки-свистульки, глиняные небольшие, часто сюжетно разработанные, скульптурки, керамические рельефы и декоративные гончарные изделия. Торжественно выглядят скульптуры рождественской елки и старинного богатыря-дуба. На удивление очаровательны в своей наивной непосредственности коты, кошечки и целое семейство ежиков, зайцев, белок и керамических мишек. Наряду с традиционной для народного искусства пластикой с мотивами животных, здесь обращаются к христианским сюжетам, связанным с образом Серафима Саровского, Рождеством и другими православными праздниками. В исполнении дивеевцев ангелы с игрушками в руках и милые овечки-агнцы так добры и трогательны, что действительно воспринимаются неземными существами. Надо сказать, что в народном искусстве христианская тематика стала разрабатываться лишь на современном этапе, когда керамическая пластика стала не только функциональной игрушкой, но и памятным знаком – сувениром. Действительно, на произведения Натальи Крушинской более хочется любоваться, нежели с ними манипулировать в игре. Словно сама священная земля этого уникального, известного в разных уголках мира православного центра и покровительство святого Серафима Саровского наполняют образы дивеевских мастеров теплом и особой задушевностью.

Среди многочисленных произведений народного творчества на любом празднике или фестивале невозможно обойти вниманием керамическую пластику и гончарные изделия мастеров из поселка Велетьма Кулебакского района. Характерным признаком изделий семейного промысла велетьминцев является подчеркивание красоты материала – красной глины – в гончарных изделиях и огромные, широко раскрытые голубые или зеленые глаза персонажей – свистулек и просто игрушек. Возглавляет этот промысел Виктор Петрович Безумнов, выпускник Владивостокского училища, четырнадцать лет назад вернувшийся на родину, в рабочий поселок Велетьму, который стоит на реке того же названия и ведет отсчет своего времени от 1939 года, когда здесь был открыт Велетьминский завод. Отсутствие работы не привело семейного лидера в отчаяние. На основе местной глины он организовал изготовление традиционных гончарных изделий – крынок, кувшинов, рукомойников, чаш и чашек, кружек и игрушек-свистулек. Сам мастер и его сын Виктор более гончарят, а свистульки и игрушки делают его жена Татьяна Яковлевна, товаровед по образованию, и их внучка Лариса. Керамические изделия кулебакских мастеров как-то по мужски скупы по декору, но выразительны по напряженным сильным формам, а свистульки и игрушки по-женски нежны, трогательны и милы. Игрушки семьи Безумновых добры и открыты, как их создатели, которые все вместе играют в самодеятельном местном театре. Виктор Петрович к тому же преподает в Кулебакской школе искусств и является заведующим художественным отделением. Он сам сочиняет и поет песни, в Велетьме способствовал деятельности кукольного театра, который сейчас базируется в сельском клубе. В июле 2008 года семейный коллектив, руководимый им, получил регистрацию как художественный промысел, что является не только признанием мастерства изготовителей, но и говорит о широкой популярности велетьминских керамических изделий, в которых традиционность сочетается с оригинальностью и индивидуальной неповторимостью образов. Эти милые поделки уже заняли свое место в Нижегородском магазине художественных промыслов. Они привлекают покупателей на праздниках города и народных гуляниях и ждут своего часа, чтобы разместиться на полках и в витринах музеев и свидетельствовать о неиссякаемости талантов на Нижегородской земле.

Изготовление глиняных игрушек, как и деревянных, в Нижегородском крае было повсеместным, глины и дерева хватало и на севере, и на юге области, на западе и востоке. В свое время такие изделия производили и во многих деревнях Семеновского уезда, но особенно прославился этот край деревянной щепной игрушкой деревни Федосеево. Эти поделки стали так знамениты, что подобного типа щепной товар или топорщина и в других деревнях стали называть федосеевской игрушкой.

Что же это за чудо-чудное, диво-дивное – федосеевская игрушка?

Продолжение читайте здесь.

Иллюстрации

Архаическая керамическая свистулька начала XX века. ГИМ

Городецкие гончарные кувшины с росписью

Древние керамические сосуды ручной лепки

Л. Т. Потатуев. Керамический конь. 1930 г. ХПМИ

Глиняные поливные игрушки. Балахнинский уезд. Начало XX в. МИХП НО

Городецкий бычок и керамические свистульки разных регионов России. ХПМИ

Технологический процесс создания свистульки

Жбанниковские керамические игрушки-свистульки. МИХП НО, Детский музей на Купеческой. Городец

П. С. и К. Ф. Тимофеевы. Русский и римский воины, всадник и гармонист. Cвистульки. Вторая половина XX в. Из коллекции С. П. Чуянова

М. Тимофеев. Утенок Макряк. 2000-е гг. (слева)

П. С. Тимофеева. Свистульки Сирин и Алконост. Из коллекции С. П. Чуянова (справа)

 А. Д. Разгулова. Маленькие жбанниковские свистульки-пигалы. Вторая половина XX в. (слева)

Расписная свистулька из коллекции С. П. Чуянова (справа)

Городецкие мастера. Олень, баран и петушок. Cвистульки. Вторая половина XX в. Детский музей на Купеческой. Городец

 Н. С. Нипомялуева. Cвистульки расписные. 2000-е гг. Детский музей на Купеческой. Городец

Растяпинская забава: гончар, хлеб-соль, дед и бабка. 2000-е гг. Из коллекции С. П. Чуянова

 Кот-баюн, тигренок, козлик и певунья. Cвистульки

Игрушки Федора и Натальи Лавровых. 2000-е гг. Детский музей на Купеческой. Городец

 Г. Н. и В. В. Корневы – авторы Растяпинской забавы. 2008 г. Фестиваль Хрустальный ключ в с. Сартаково

 Н. Г. Крушинская и ее игрушки. Дивеевский дом культуры. Народная мастерская Параскева. 2008 г. Фестиваль Хрустальный ключ в с. Сартаково

 Авторские керамические игрушки на фестивале в Сартакове. 2009 г.

Мастер В. П. Безумнов на фестивале в селе Сартаково. 2008 г.