Плешковская игрушка

тел: (0862)421823

“Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути”.

Народный мастер Н. Фролова.

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).

Продолжают традиции плешковского промысла единственные ученики А. М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов (1956 г. р.), Наталья Николаевна Фролова (1955 г. р.), подают надежды их дети Александр и Анна. Работы этих мастеров можно видеть в музеях, на выставках народного искусства, на фестивалях и фольклорных праздниках. Большим успехом плешковские игрушки пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США и Италии.

Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.

Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.

Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.

Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...”

Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.

“Русская троица” — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.

Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.

Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.

Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.

Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.

Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.


Музеи, в которых хранятся игрушки народных мастеров Фроловых:

— Тульский художественный музей.
— Смоленский музей-заповедник.
— Красноярский городской музей.
— Загорский музей игрушки (в Сергиевом посаде).
— Орловский областной краеведческий музей.
— Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москве на ул. Делегатской.
— Новосибирский областной краеведческий музей.
— Новосибирская картинная галерея.
— Гессенский музей кукол (ФРГ).