admin

Астрецовская жестяная игрушка

О жестяной игрушке известно, к сожалению, очень мало. Сохранились сведения лишь об Астрецовской жестяной игрушке, а других найти не удаётся.

В центральных городах России в 70 – е годы XIX века возникали особые мастерские по выпуску металлических игрушек: в 1875 году в Санкт – Петербурге мастерская Дейземана, в 1877 Шмидта, в 1881 году в Риге фабрика Фиреке и Лейтке, в том же году в Москве была основана фабрика В. А. Ковыршина. Большой спрос на металлические игрушки способствует появлению новых мастерских.

Самый крупный и по сути единственный в своем роде промысел кустарной металлической игрушки находился в Дмитровском уезде Московской губернии.

В фондах Дмитровского музея в Ольговской коллекции находятся лоточки, формочки, светильники, изготовленные скорее всего кустарным образом местными мастерами, расписанные масляными красками, можно предположить, что задолго до появления Талаевской артели в селениях Ольговской округи занимались изготовлением изделий из жести.

В 1858 году барский крестьянин Петр Талаев, живший в селе Андреевском, переселился в соседнюю деревню Астрецово. Из деревни Микишкино он перенес большую просторную избу. Дом Талаевых интересен как пример жилища богатых Дмитровских крестьян: рубленый из толстых бревен с четырьмя окнами по переду со ставнями, украшенный резьбой по карнизу, он располагался в центре деревни, у пруда. Дом, к сожалению, не сохранился. Он сгорел от удара шаровой молнии еще в 1920 году. Вместе со своими сыновьями Петр Талаев быстро развернул производство игрушки. Прежде П. Талаев занимался изготовлением жестяных каретных фонарей в Москве и поначалу пытался наладить их изготовление здесь же, в Астрецове, но они не пользовались спросом. Тогда он занялся изготовлением металлических игрушек, которые нашли хороший сбыт сначала в Сергиевом Посаде.

Из справочника Шрамченко за 1890 год: При деревне Астрецово заведение жестяных детских игрушек Талаева и Боровкова работников 8, управляются сами владельцы. При деревни Яковлевой заведение жестяных детских игрушек Орлова и Девицина работников 9, управляют сами владельцы. По всей видимости первоначально изготовляли различные свистульки: трубы, рожки, как их тогда называли валторки с пищиком. Свистки к ним изготовляли отдельно из дерева, вставляя туда тонкий гибкий язычок из латунной пластинки. Помимо игрушек делали чайницы, сахарницы и прочую утварь.

Еще в конце XIX века образовалась фирма Фабрика металлических механических игрушек П. П. Талаева с сыновьями. Бланк фирмы 1912 года украшают медали, полученные в 1890 – 1905 годах на различных выставках в Нижнем Новгороде, в Санкт – Петербурге, в Париже. Среди них золотая медаль, полученная в 1905 году на всемирной выставке в Лионе (?).

В прейскуранте перечислены различные заводные игрушки: автомобили, аэропланы, трамваи. К этому времени в Астрецове работало уже четвертое поколение Талаевых, сыновья Дмитрия Павловича Алексей и Александр. За жилым домом была построена двухэтажная мастерская с кирпичным низом, где работали мастера. В мастерской работали не только жители Астрецова, но и окрестных сел и деревень: Яковлево, Елизаветино, Подолино, Воронево и Андреевское.

Промысел разрастался, появлялись семейные мастерские. Большинство кустарей работали прямо в избах. Если в 1879 году земские статистики называли 16 мастерских кустарных игрушек, то к 1898 – 1899 годам их уже было 69.

По тем временам мастерская была прекрасно оборудована. Здесь были маховые ножницы для резки жести, прессы для штамповки деталей, казавшиеся в то время чудом техники. Оловянные колесики к игрушкам отливали в формочках. Были и другие хитроумные приспособления, облегчающие ручной труд.

Основными материалами в работе служили английская жесть, олово, свинец, соляная кислота, необходимая при пайке. Расписывали игрушки вручную эмалевыми клеевыми красками, покрывали спиртовым и масляным лаком.

В производстве мастера использовали циркули, ножницы, небольших размеров железные наковальни, скребки с острыми и тупыми гранями, железные молотки и деревянные киянки, шпераки (род наковальни), трубочки, пилы, подпилки, зубила, круглогубцы и плоскогубцы, шила, и, наконец, паяльники.

Устройство паяльной печи для разогрева паяльников составляло характерную особенность жилища кустарей – игрушечников. Помещалась она обычно перед окнами, вдали от русской печи и сообщалась с нею железными трубами. Паяльная печь горела по 12 – 13 часов в день.

Со временем все разнообразнее становился ассортимент игрушек. Появляется кукольный обиход: посуда, кухни, печки, умывальники, множество технических игрушек: повозки с экипажами, пароходы, лодки, локомобили, мельницы, водокачки, фонтаны, качели, железные дороги с паровозами и вагонами.

Все эти разнообразные игрушки становились яркой иллюстрацией своего времени, отражая то новое, что появлялось в окружающем мире. Игрушки поражают своим правдоподобием. Детали выполняются по всем правилам ремесла, игрушка, таким образом, превращается в действующую модель: водоподатель может действительно работать как насос, лестница раздвигается, у колесиков есть спицы, у повозок - рессоры…

Разнообразная жестяная кустарная игрушка просуществовала до первой мировой войны. А во время войны в Талаевской мастерской игрушек делали мало. Выпускали гранаты, за что кустари освобождались от воинской повинности.

Во время революции мастерская вовсе перестала работать, но в годы НЭПа дело немного возродилось. В период гражданской войны делали ручные гранаты, стрелы для метания с аэроплана, учебно – наглядные пособия, принадлежности для пчеловодства, печки буржуйки, бытовой инвентарь: ведра, бидоны, чайники, черпаки. А с 1923 года артель перешла к выработке прежней продукции. К старым образцам добавились новые: среди солдатиков появились красноармейцы, среди кукольного обихода – ванночки, утюжки, керосинки, умывальники – приметы меняющегося быта.

В годы Великой Отечественной войны было не до игрушек, делали аптечки для танков и кораблей, спиртовки, кружки, котелки. 27 ноября 1941 года в деревню Астрецово вошли немецкие оккупанты. Всю продукцию, по воспоминаниям старожилов, они помяли, потоптали. После освобождения деревни артель снова заработала.

Со временем осваивались новые технологии: от пайки перешли к клепке, от клейки - к электросварке, от ручной – к механической окраске. Позже на фабрику стала поступать литографированная жесть – такие игрушки не нуждаются в окраске. Изменилась и сама игрушка. Облик ее стал проще, примитивнее.

Но, к большому сожалению, все это в прошлом. В настоящее время Астрецовская фабрика больше уже не выпускает свою так известную прежде продукцию.

А раньше не одно поколение дмитровцев, да и за пределами Дмитровского района, в детстве играли игрушками, сделанными в Астрецове. Теперь только в Дмитровском музее можно познакомиться с коллекцией игрушек, выполненных руками местных мастеров начала XX века.

Источник:

info.idmitrov.ru/astrecovskaya_igruska.html

Возрождение промысла

Казалось бы, промысел можно отнести к вероятно исчезнувшему по статусу сохранности, но он продолжает бытовать, благодаря уникальному тульскому мастеру – Сергею Алексеевичу Гарбузову.

Следует отличать специалиста от народного мастера. Специалист в народных художественных промыслах - физическое лицо, достигшее высшего уровня квалификации, подтвержденного документом установленного образца (диплом), и являющееся носителем традиции какого-либо ремесла или промысла, способное руководить собственным предприятием, включая подготовку будущих ремесленников. Народный мастер, мастерица - человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием, особенно сведущий или искусный в деле своём, признанный таким от народа, получивший право так называться.

Сергей Алексеевич майор в отставке, мастер Тульского ДНТ. В 1979 году окончил Тульское Высшее Артиллерийское инженерное училище по специальности военный инженер-механик по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. В армии занимался изготовлением сувениров военной техники для призов и подарков. С 2007 года пенсионер.

В 2002 г. в холле Тульского музея оружия открылась первая выставка мастера, затем персональная в Никитской башне Тульского кремля.

Сергей Алексеевич награжден Дипломом I степени за оригинальное раскрытие темы праздника на Куликовом поле, Дипломом Гильдии мастеров (Москва ВВЦ "Весна Победы"). Имеет множество других наград за развитие самодеятельного искусства Тульского оружейного края и создание сувенирной продукции, посвященной ВОВ с использованием новых технологий, за оригинальность в народном декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Работы С.А. Гарбузова стоят в Краснокамском музее игрушек (единственные из жести).

Сергей участник многих выставок и фестивалей районного, всероссийского и международного уровня. В целях развития детского творчества в печати были опубликованы развертки, разработанные мастером для построения простейших моделей из подручных материалов.

К сожалению, учеников у Сергея Алексеевича нет (быстро бросают кропотливое занятие). Только сын, перенял искусство, но в работе использует пайку, а не винтовое соединение, как отец.

По мнению руководителя народной галереи Государственного Российского ДНТ, искусствоведа, куратора многих выставок самодеятельного творчества (в том числе всероссийских) Игоря Петровича Вовк, Сергей Гарбузов на сегодняшний день является уникальным мастером игрушки, который создал свою авторскую жестяную игрушку.

Работы Сергея Алексеевича Гарбузова соответствуют традициям и технологиям Астрецовской жестяной игрушки, но отличаются авторскими сюжетами, преимущественно на военную тематику, своей индивидуальностью и неповторимостью, в чем и заключается инновационный подход народного мастера. Игрушки, как и раньше, поражают своим правдоподобием, детали выполняются по всем правилам ремесла. Игрушка превращается в действующую модель, которую можно легко разобрать и собрать.

Контакты, Сергей Алексеевич Гарбузов - zhebeleva.natalya@yandex.ru

Источник:

belov-art.moy.su/news/astrecovskaja_zhestjanaja_igrushka_ostatsja_v_zhivykh/2013-09-07-71