"Мастерская" народных кукол
Мастерская народных кукол
. Впечатление чудовищное. Книга заявлена как методическая разработка по изготовлению народных кукол для педагогов, работающих с дошкольниками
, которая в числе прочего позволяет в дошкольном учреждении сформировать и сохранить терпимое отношение к культурам различных народов
. Не интерес, заметьте, а всего лишь терпимое отношение. Книга состоит в основном из конспектов занятий, каждое занятие посвящено одной кукле. Кроме схемы изготовления куклы и описания работы в каждом конспекте обязательно перечислены цели и задачи урока, материалы (названные оборудованием
), новые слова (раздел словарная работа
) и предварительная беседа, знакомящая детей с культурой народа, которому принадлежит кукла. Вот дословно и полностью некоторые из таких бесед.
Марийская кукла. (На первом месте среди задач урока - познакомить детей с культурой марийцев, вот знакомьтесь)
Марийцы живут по течению Волги. Марийцы почитают свои праздники, в выходные дни всегда надевают красивую, праздничную одежду. Традиционно дети марийцев играли с чурками, костями, травами, самодельными куклами.
На этом всё.
Вот ещё одна "предварительная беседа", к уроку по ненецкой кукле нухуко:
Самодийский народ проживает в Восточной и Западной Сибири, этот народ отличается усердием, терпением, аккуратностью, соседствует с хантами и манси. Куклы изготавливают из клювов водоплавающих птиц. У ненцев водоплавающая птица имеет особое значение, она чувствует себя отлично в воздухе, так как, по их мнению, это мир, куда уходят души умерших, и в воде - это проводник между миром мёртвых и живых.
Утка и гусь обожествлялись, так как они, улетая и возвращаясь, приносят потомство - это новое воплощение ушедшего предка.
Кукла - это посредник между миром живых и мёртвых. Условия жизни северного народа очень тяжёлые. На младенца надевали один мешок из меха оленя ворсом к телу, а другой - ворсом наружу, укладывали ребёнка в колыбель из берёсты и крепили её поперечными упряжками. Таким образом, ребёнок был крепко зафиксирован в оленьей упряжке.
Что тут скажешь... Полный бред. Даже в конспектах никто не отменял логику изложения мысли и грамотную речь. Кроме стилистических ляпов, которыми книга пестрит сверху донизу, автор не знает значение слова упряжка
, если думает, что упряжками можно что-то привязать.
Или вот это:
9 мая — праздник победы советского народа над фашистами. Во время войны были разруха, голод, никаких игрушек не было. А во что же играли дети во время войны? Родители изготавливали из ткани пупсика — малышка-голышка. Такие куклы радовали детей и помогали пережить страшные годы войны.
Даже не знаю, что сказать...
Нередки и вот такие перлы
:
Главным СОЛНЕЧНЫМ божеством был бог ДОЖДЯ.
Возможно, разгадка этой странной фразы в том, что автор что-то слышал о Дажьбоге...
В России коней вязали из ржаной соломы, потому что пшеница была основной сельскохозяйственной культурой.
А рожь выращивали, видимо, нарочно для соломы... Пшеничная, наверное, не годилась...
Раньше работницами называли женщин, которые работали в поле, работницы использовали красный цвет, например, вышивку на рубахе.
Видимо, в качестве оборудования
?
Покосница — это женщина, которая косит сено.
Автор, видимо, не знает, что косить — работа мужская, женщины на покосе работали не косой, а граблями. В словаре Даля, кстати, нет слова покосница
, а для обозначения женщины, которая косит, было слово косариха
, известное всего в нескольких губерниях.
Теперь посмотрим на описание техники изготовления кукол. Вот как нужно делать всем известного ангела:
Взять квадратный лоскут ткани и положить в середину вату.
Сделать узловую конструкцию, получится голова.
Посередине туловища сложить ткань гармошкой и зафиксировать крестообразно.
Расправить крылья.
Многие другие описания ещё хуже — не говоря уж о безчисленных стилистических и пунктационных ошибках, из этих описаний совершенно невозможно понять ход работы. Нередко они неполны — то начала не хватает, то конца. К примеру, совершенно ничего не сказано об особом головном уборе туркменской куклы. И таких ляпов много. Рисунки тоже очень плохи и не способны что-либо объяснить, часто не соответствуют описаниям. Впрочем, посмотрите сами — внизу статьи есть фотографии некоторых страниц.
Исправить все безчисленные ошибки этой книги невозможно, книга эта — одна сплошная ошибка. Превосходный образец безпросветной глупости, чудовищного невежества, косноязычия и халтуры. Чему может научить детей такая книга?..