Отзыв о книге «Водская традиционная кукла»
В главе об истории води я кое на чём споткнулась, а именно:
«Следует отметить, что, несмотря на взаимную помощь новгородцев и вожан, усиливающаяся власть Новгорода над водью была довольно суровой. После нападения «немцев»… на водь в 1240 г. и основания ими «города в Копорьи погосте», Александр Невский уже через год захватил и разрушил Копорскую крепость. Изменники из вожан и чуди по приказу князя были повешены, хотя часть пленных «немцев» отпущена на свободу».
Неприятную и неверную окраску этого эпизода истории создаёт такой текст. Приведу описание этого события из книги «История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней»:
"Трагические события с осени 1240 г. развернулись на юго-западной границе. Крестоносцы захватили Изборск и Псков и вступили на территорию Водской земли. Довольно быстро они дошли до Копорья и возвели в погосте деревянные укрепления, затем двинулись на юг и захватили оредежский порт Тесово. По территории Полужья с огнем и мечом прошли объединенные отряды крестоносцев, литовцев и эстонцев. Предполагают, что именно в это время был сожжен и больше не восстанавливался древний Городец. Отряды вооруженных рыцарей задерживали купцов и разоряли население уже в 30 км от Новгорода. … В 1241 г. Александр Ярославич, собрав войско из новгородцев, ладожан, карел и ижорцев, выступил против немцев и неожиданным ударом выбил их из Копорья. Освободив территорию Водской земли, Александр двинулся на Псков".
Понятно, что разное отношение князя к вожанам и немцам объясняется отнюдь не национальной принадлежностью — врага можно и отпустить (за храбрость или за выкуп), а к предателям счёт иной. Здесь же хочу добавить, что выступления коренных народов против новгородцев были редкими, а в целом славяне жили с ними в дружбе и постоянно вынуждены были защищать эти земли от немцев и шведов. Это всё я пишу только для того, чтобы у человека, не знакомого с историей этого края, не создавалось ложных представлений.
«Создавая эту книгу, мы не думали о водской кукле как об обычной игрушке. Мы понимали, что эта незатейливая кукла является чем-то большим, чем просто детская вещь. Если эта кукла создавалась как обрядовая, то она отгоняла болезни, напасти и возможные горести, давала человеку силы и веру. Если её шили для детей, то в неё вкладывали не только доброту и любовь, но и представления о красоте человека и яркости народного водского костюма. Если кукла была просто подарком, то она отражала радушие и открытость целого народа».
Самое интересное в этой кукле — её костюм. К примеру, обувь. Такие меховые постолы упоминаются в водских рунах, но в музейных коллекциях такой обуви не сохранилось. Только на ножках этой куклы. Головной убор тоже «вызывает вопросы» - самый близкий аналог ему можно найти в Удмуртии.
Книга интересная, однако мелкие шероховатости (к счастью, их очень мало) порождают некоторую обиду за нашу науку. Серия названа академической, на первой странице — Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии, и никак не вяжется с этим уровнем такая вот, к примеру, фраза: «Диаметр полученной головы по центру шарика — 17 см, в месте крепления к туловищу — 12 см». Никак не вяжется. Неужели в РАН не знают, что диаметр по определению бывает только «по центру» и что у шарика не бывает двух диаметров? Кроме того, из дальнейшего текста («высота головы — 6 см, ширина — 5,5 см») и из схемы видно, что диаметрами назвали окружности головы и шеи (на схеме они обозначены совершенно верно — буквой l). Мелочь, придирка? Может быть - если сравнивать с некоторыми современными книжными поделками. Но если можно сравнивать именно с ними, повторю — обидно за науку. Очень грустно, что в книге, рассчитанной на специалистов, встречаются такие детские ошибки. Тем более, что сейчас выходят действительно великолепные книги, вызывающие гордость и за наших учёных, и за нашу страну.
В целом же книга хорошая, кукла описана очень подробно, с выкройками и схемами, с качественными фотографиями, правильно даны названия всех декоративных швов, так что повторить её можно без труда. Кроме того, у куклы есть дополнительная праздничная одежда, про которую тоже подробно рассказано. В конце книги приводится детский водский фольклор на двух языках. В-общем, я не пожалела, что её купила.