кельт

Что такое народная кукла?

Народ! Люди, увлекающиеся куклами! Хочется подумать вместе со всеми о вопросах, решение которых давно назрело: о том, какую куклу считать народной, где её истоки и где её место в современной жизни. Споров об этом много, но истина, как известно, одна, и было бы очень интересно поискать её.

Искренняя благодарность Татьяне Белокрылец за то, что именно её куклы послужили последним толчком для написания этой статьи. Но прежде, чем мы начнём разговор, хочется сказать о том явлении, которое в последнее время сводит на нет попытки познания мира вообще и кукол в частности. Сейчас очень распространено утверждение, что каждое мнение имеет право на существование. На самом деле это неверно – право существовать имеет только ВЕРНОЕ мнение, и задача мыслящих людей – искать максимальное приближение к истине в каждом вопросе. Сейчас перед большинством эта задача не стоит, т.к. утверждение на право существования КАЖДОГО мнения совсем не предполагает поиска истины и говорит, что истины нет вообще. Очень удобная позиция: у меня одно мнение, у тебя другое, на этом мы и разойдёмся. Познание мира на этом прекращается, т.к. мыслительного процесса здесь не предполагается. Конечно, существует очень много разных мнений, но ценны они только тогда, когда служат для нахождения истины, а когда истина найдена (ближайшее приближение к истине, возможное для данного времени), то эти мнения исчезают так же, как мы удаляем с готового платья намёточные стежки – они сделали своё дело и больше не нужны.

И ещё одно отступление – в нашем мире так принято носить всевозможные маски, что их отсутствие воспринимается иногда как хамство. Прошу принять это во внимание при прочтении моего текста, поскольку всегда стараюсь избегать словесных реверансов – и без них в мире много мусора.

Итак,

Давно известно, что любое искусство развивается по спирали, на каждом витке повторяя 3 стадии — конструктивную, декоративную и орнаментальную. Конструктивная — это строгость форм и точное соответствие вещи своему предназначению (именно эта черта притягивает в народном искусстве); декоративная — стремление к внешнему украшательству, иногда даже за счёт удобства и практической пользы; а орнаментальная — доведение украшательства до абсурда, когда оно становится единственной целью и часто делается пошлым и вульгарным. На этом — тупик, для выхода из которого искусство снова возвращается к конструктивной стадии, и начинается очередной виток. А как вы думаете, какой линией можно изобразить развитие народного искусства? Восходящей прямой. Спираль светского искусства успевает сделать немало витков, повторяя снова и снова свои ошибки, а прямая искусства народного медленно идёт вверх — всё выше и выше, к чеканной и пленительной точности форм. Почему это происходит медленно? Потому что такое искусство доступно только сильной и чуткой душе, могущей увидеть суть вещей. Заниматься украшательством намного легче, поэтому так много ремесленников-псевдомастеров в любом искусстве, в том числе и в кукольном.

Бросьте в пруд камень и вы увидите идеально ровные круги на воде. Понаблюдайте немного, и быстро заметите, как искажается их первоначальная форма, когда круги натыкаются на водные растения, лягушек, подводные камни... Так и любое явление – чем оно дальше от первоисточника, тем больше обрастает разным мусором: вера – суевериями и сложными обрядами, хоронящими под собой её глубокий смысл, а куклы – разнообразными украшательствами, добавлениями и мелкими деталями, под которыми тонет их начальный образ. И поэтому нет смысла полностью следовать технологиям изготовления кукол, найденных в ХIX – ХХ веках этнографическими экспедициями.

Путь мастера кукольника – в очищении первоначального образа от последующих наслоений, и сейчас многие люди, не именитые мастера или этнографы, а просто люди, любящие родных кукол своего народа, так и делают. Для этого не нужно быть ни оракулом, ни философом, ни даже излишне самоуверенным человеком – ведь глубокое восприятие кукольных образов у нас такое же, как и у наших предков. И если человек захочет понять этот образ, у него получится настоящая народная кукла, а если человек занят только своим авторством или этнографией, у него получится или авторская кукла разного качества, или точная копия куклы определённого времени.

Этнография – это срез времени в материальном его воплощении, а традиция – само развитие, развитие во времени, и буквальное мёртвое копирование губит её, полностью прекращая это развитие. А этнографы вместе со временем срезают и традицию, считая найденные ими куклы подлинными, а сделанные после этого, даже в духе этой традиции (не по мотивам, а именно в духе) уже неподлинными. А ведь такие куклы будут неподлинными только для времени находки, но никак не для самой традиции – эту разницу не понимают многие до сих пор. Почему любая традиция должна умирать сразу после того, как её нашли этнографы? :)

Так где же место народной куклы в нашей нынешней жизни? Нам трудно разобраться в этом вопросе потому, что в нынешней жизни нашего народа для народной куклы просто нет места, а то место, в которое мы хотим её поместить, ей совсем не подходит. В итоге или мы изменим свою жизнь, или неизбежно изменится кукла, чтобы всё привести в соответствие. Сейчас много споров об этом, и вопрос чаще всего ставится так – мы для куклы или кукла для нас (т.е. одни говорят, что куклу нужно сохранить в неизменном виде, другие отстаивают право делать народных кукол так, как им хочется). Нашим предкам это бы и в голову не пришло, потому что кукла – для дела, иначе вообще безмысленно что-то создавать. Кукла для игры, для обряда (арт-терапия – тоже своего рода обряд), для оберегания... Представьте, что тот же вопрос мы зададим по отношению к ребёнку – мы для ребёнка или он для нас? А ведь именно так и относятся к детям подавляющее большинство современных родителей – или балуют, забывая себя, или распоряжаются его жизнью и воплощают свою волю, забывая о ребёнке. В результате все несчастны. И выхода – в рамках заданного вопроса – нет никакого. Выход в том, что такой вопрос вообще нельзя задавать!

Дело в том, что мировоззрение наших предков очень отличалось от нашего – мы слишком зациклены на личности, на самовыражении и прочем, а наших предков (как и наших детей, пока они не обработаны обществом) гораздо сильнее занимал мир, сам мир. Посмотрите ещё раз, как мы задаём вопрос: мы.. или ..для нас! И по отношению к миру – мир для нас или мы для него? Нашим предкам такой вопрос был не нужен, они говорили – я в мире, мы с миром едины, вот и всё. И они были счастливее и спокойнее, чем мы.

Ребёнок – для себя и для мира одновременно, другими словами – для того предназначения, какое у него в этом мире есть. Так же и кукла. Потому и нет для неё места в нашем теперешнем мире, кроме арт-терапии и игры, но далеко не все куклы подходят для этого.

Вообще народное искусство – даже не искусство в том смысле, в котором мы понимаем его сейчас. Все вещи народ создаёт для дела, поэтому они так содержательны, поэтому так пленяет в них строгость и простота и линий, и форм, и образов. И все куклы, созданные для дела (а это и есть дух народной традиции) – народные, а все, сделанные для самовыражения, оригинальничанья, для коллекции, развлечения и прочей чепухи – канут в лету, ведь и в народе такой хлам во времени не сохраняется, хотя и появляется постоянно.

Но возможен и другой вариант – именно такие куклы могут стать народными в будущем, если люди будут ценить мелкое и потеряют нужду в глубоком, ставя яркий китч выше подлинного искусства. Ведь гораздо легче воспринять бросающиеся в глаза мелкие конкретные образы, чем глубокий, восприятие которого к тому же не упрощено украшательствами. Такой образ в мелкой или ленивой душе просто не поместится, поэтому или возникает необходимость углубить свою душу, или появляется потребность в подходящих к ней образах, что, конечно, намного легче и проще. Именно поэтому сейчас так распространены пластмассовые цветы, яркие и увешанные множеством красочных деталей сувениры, в том числе и куклы, нелепая одежда и прочая безвкусица.

Итак, повторюсь – путь народного кукольника в высвобождении первоначального образа куклы, можно сказать – архетипа. Почему это нужно? Почему нельзя просто повторить то, что уже известно? Очень хороший вопрос. Ответ таков – потому что народ не только собирал и накапливал информацию, но с неменьшей силой рассеивал её же на протяжении всей истории. Эти два процесса существовали одновременно, и отражены поэтому в любом срезе истории. Отделить одно от другого не только очень нужно, но и очень интересно. Знаете, например, как трудно или даже невозможно восстанавливать народные рецепты растительных лекарств? И не только потому, что разные растения называются везде по-разному, а главным образом потому, что одно и то же название означает в разных местностях совсем разные растения. Так же происходит и с любыми другими сведениями, в том числе и с куклами. Любая традиция, передающаяся через большое число людей долгое время неизбежно несёт в себе огромное количество путаницы, искажений и ошибок. В случае с куклами дело усугубляется тем, что львиная доля известных сейчас сведений получена из того среза истории, когда разрушался деревенский уклад жизни, а количество искажений в такие моменты сильно возрастает.

Учёными давно подмечено интересное явление любой народной культуры, которое они назвали демонизацией образа – образы светлых и добрых сущностей (богов, героев, явлений...) со временем меняются на свою противоположность даже у одного и того же народа. И думается, именно так произошло с образом Масленицы. Масленица была праздником весны, солнца, нового года, обновления природы, так зачем же сжигать такой светлый образ? Дело в том, что первоначально на этом празднике сжигали (хоронили) образ зимы и смерти – Морану, а вовсе не Масленицу. Но со временем всё перепуталось. Думаю, что желание и здравый смысл помогут разобраться в таких вопросах.

Некоторые считают, что народная кукла без одежды превращается почти в ничто, в техническую заготовку, а образ у неё появляется только с нарядом. Действительно, наряд – значимая часть образа, и сама конструкция, анатомия, народных кукол такова, что только в соединении с одеждой образ получается цельным, законченным. Но другие люди, внимательно и душевно подбирающие одежду для своей куклы, замечали, что часто кукла явно отказывается принимать заранее подготовленный наряд, даже если все лоскутки в нём сочетаются между собой идеально – ну не подходит выбранная одёжка именно этой куколке, не годится, и всё тут. А многие вообще не любят подбирать одежду заранее, потому что не знают ещё, какой выйдет кукла. Вот вам и просто заготовка. Это же замечают и люди, прямо не связанные с кукольным рукоделием – они ясно видят разницу в характерах таких “заготовок”, и весь образ задают именно эти вот узелки, скруточки, пучки ниток, которые из “ничего” прямо на глазах становятся новой, отдельной сущностью. А наряд только дополняет и оттеняет её.

Буду рада любым конструктивным комментариям, вызванным желанием подумать об этих интересных вещах.

  • Спасибо большое за статью, тут много о чём подумать можно. Давно замечала - некоторые куклы приковывают внимание и вызывают непередаваемое ощущение, чуть не до мурашек, хотя при этом могут быть настолько простыми, что сейчас их примитивами называют. А бывает точно наоборот - когда сложное, но... не очень интересное. Почему - видимо как раз именно в этом и дело: в одном суть, в другом - внешнее. Кстати и народные куклы тоже могут быть довольно сложными, но вероятно тут важно понимать, почему они именно таковы - каждая деталь имеет значение, как и каждая деталь народного костюма, случайного нет ничего. И когда всё точно и совпадает - и возникает то самое удивительное чувство.
    Кстати так же точно с народным костюмом: подделки обычно видно - что-то в них не то, они похожи, но не то, даже иногда и не поймёшь что не так, а что-то ведь не так. :-)
    Про Масленицу именно такие сомнения и у меня уже давно - сжигают-то зиму, Масленица тут вроде бы ни при чём, то ли тут именно демонизация образа (слово-то какао!), или просто путаница, которая почему-то закрепилась. Может кто знает точнее, напишите.

    А вообще вопрос конечно интересный, ведь и в рисунках то же, и везде - иногда иллюстрации в книге встретишь вроде бы ну совсем простые, а запоминаются на всю жизнь, а красочные рисунки других книг проходят мимо и совсем неинтересны. Тут же каллиграфия и китайская живопись. Умение штрихом, знаком передать глубину - наверное в этом исконное народное искусство, вечное и неподвластное моде и т.п. мимолётным веяниям. Остаётся только лучшее.

    admin
  • У одного мастера-гончара я прочла совет: перед тем, как начать украшать своё изделие, остановиться, приглядеться, попробовать полюбить его таким, без украшений, и добавлять их только тогда, когда иначе просто невозможно. При таком подходе не будет излишеств. Думаю, что к любому искусству это применимо, и к куклам особенно, так как велик соблазн приукрасить:)

    кельт
  • Знаю что у детей, если заниматься с ними рисованием, важно вовремя забрать работу!! Особенно у малышей. Иначе начинают малевать, красить, и в итоге получается просто грязное пятно. :-) А если убрать вовремя - часто выходят очень интересные вещи.
    Так что да, подход верный - делать только что, что просто невозможно не сделать! А ещё лучше - точно понимать каждый штрих. Или не понимать, но чувствовать.

    admin
  • спасибо за статью ,вопрос о народной кукле меня очень заинтересовал.Но куклой в большей мере занимаются взрослые а дети не так часто.Как научить детей,когда в 11 лет они узелок завазать не могут,повязать платок,плести косу.Меня попросили позаниматься с 11 летними,на занятие только принесли ласкутки 2 человека у остальных дома их не оказалось... Может не сосем в тему,но чтоб народное искусство надо начать с наших маленьких девченок.Мне кажится надо у нас на сайте создать страничку мастера и дети или что то другое.

    Людмила
  • Да, я по детям тоже замечала - так и есть, они и правда не могут в 10 лет даже завязывать нормальные узелки, но ведь их этому никто никогда не учил! Чтобы куколку сделать - они уже не только узлы должны уметь вязать, но и лоскуты держать крепко, в общем координация и глазомер должны быть довольно развитыми. А так - не справляются совсем. Поэтому начинать нужно с самых азов.
    Про отдельную страничку - можно, а можно просто статьи о своём опыте работы с детьми в раздел Обмен опытом публиковать, было бы интересно у кого какие ощущения. И как сделать так, чтоб детям было интересно, потому что надо начинать с завязывания верёвочек и плетения косичек, а им это не очень интересно, они сразу куколок делать хотят...

    admin
  • С куклами-мотанками я познакомилась благодаря интернету и сейчас черпаю сведения именно из него. Как ни странно, но у нас на Запорожье, в сердце казацкого края, традиции куклы- мотанки утеряны и все приходится начинать сначала, собирая сведения по крупицам. Делаю куклы, начиная с 2008 года и все время мучаюсь вопросом, что для меня эта кукла - способ себя занять, источник дополнительных денег или еще что-то? Сама жизнь заставила меня не только заниматься их изготовлением, но их популяризацией. Сначала были выступления в детском саду, потом на курсах по повышению квалификации учителей и воспитателей, наконец-то я дошла до моновыставки и мастер-классов. Нужно сказать, что, занимаясь с желающими, я сделала несколько выводов:
    1.Людей привлекает возможность создать своими руками не просто куклу, а именно оберег.
    2.Просто красивая кукла привлекает только коллекционеров, а оберег - всех.
    3. Надо много знать о куклах и не скупиться на информацию - тот, кто ее делает, должен знать ее историю.
    4. На занятиях не стараться доводить куклу до совершенства, надо просто рассказать ее историю, назначение и практически проработать принципы создания.
    5. Работая с детьми, начинать надо с самой простой - столбушки, пеленашки. Рассказывать, какой пальчик, что должен держать, закреплять детали не только благодаря узлам, но и используя силу трения, т.е. побольше мотать.
    6. Хорошо, когда на занятия приходят не только дети, но их мамы, такое сотрудничество очень плодотворно. Ведь мамы тоже не умеют делать куклы и они вместе учатся этому искусству.
    На сайте я человек новый, поэтому еще не смогла обвладеть всеми премудростями общения.Как овладею, поделюсь своими наблюдениями и мыслями.

    fotina
  • "любое явление – чем оно дальше от первоисточника, тем больше обрастает разным мусором...И поэтому нет смысла полностью следовать технологиям изготовления кукол, найденных в ХIX – ХХ веках этнографическими экспедициями" Почему мастер Агеева ездик по деревням, учится у бабушек, и эти знания точно передает? Почему это внимательно перенимают и уважают?
    Я считаю, что не изучив то, что уже исследовали этнографы, мы будем "иванами, не помнящими родства" - что удобно, что нравиться-взяли, а остальное застывший срез времени - в топку? никто не призывает копировать старинные образцы, о них нужно знать и уважать. а тогда уже творить свое. каждая кукольница, даже работая по своей схеме, все равно получит свой вариант, это уже личное, уже творчество. да, нужно творить новые вариации, развивать техники, но не выдавать новое за традиционное, НО ВЕДЬ ПРОДАЭТСЯ ТО ЛУЧШЕ ВСЕГО ИМЕННО СТАРИННОЕ, ТРАДИЦИЯ!И до китча не опускаться, это естественно...

    olena tarasenko
  • путь народного кукольника в высвобождении первоначального образа куклы, можно сказать – архетипа...
    согласна полностью. но кукла на Украине слишком комерциализована.Отсюда и украшательство, и перегибы.к тому же,что очищать?"львиная доля известных сейчас сведений получена из того среза истории, когда разрушался деревенский уклад жизни, а количество искажений в такие моменты сильно возрастает" тогда от чего отталкиваться?

    olena tarasenko
  • простите, не заметила свою описку - мастер Агаева Ирина Владимировна

    olena tarasenko
  • Вот именно, от чего отталкиваться? А если нет заметной платформы, то что, опустить руки и ничего не делать? Нет, пусть не всегда правильно, пусть по своему пониманию,пусть и не всегда научно обоснованно, но продолжать двигать идею в массы. А в села ездила, но у нас такой традиции просто нет, есть какие-то намеки на игровую, но в очень примитивном варианте, без обоснований и духовной составляющей.

    fotina
  • Я тоже спрашивала много, но найти толком ничего не удаётся - примитивные вещи безо всякого осмысления.
    Чаще всего мне бабушки говорят: "Какие куклы - время было военное, играть было некогда, косили-пасли-доили-дрова собирали, никаких игрушек не было и в помине".

    А бабушек довоенных времён - тем более дореволюционных - уже не осталось...

    admin
  • Уважаемые мастерицы! Разрешите поздравить Вас с женским днем, пожелать удачи в задуманном, вдохновения при творении Ваших красавиц, мира и достатка в семье.С глубочайшим уважением.

    fotina
  • fotina, присоединяюсь к вашему поздравлению и тоже поздравляю всех нас с наконец-то наступившей ВЕСНОЙ :-) И погода настоящая праздничная!

    admin
  • Хорошая статья, спасибо! Согласна.
    Но только вопрос - что делать с народной куклой сегодня - актуален по-прежнему. Мир-то изменился.
    Кроме того, сувенирные лотки могут вызывать любые эмоции, но сами от этого никуда не денутся. Пожалуй, не стоит сразу все сувенирные куклы объявлять поверхностным китчем, они могут стать хорошими экскурсоводами в культуру страны - если именно так к ним и отнестись. Понятно, что это ненародный жанр при этом.

    Гость
  • Ответ простой — народную куклу надо делать. Но ключевое слово здесь не «делать», а «народную». Зачем это, если времена изменились? Затем, что жизнь стала сложнее. Если раньше обычного человека неплохо воспитывала среда, то сейчас нет единообразной среды — каждый окружён морем разный мнений, концепций, идеологий и прочей по большей части муры. И решения тоже принимает каждый сам. Если раньше было всё ясно — как жить, каким быть, то сейчас каждый должен сам на этот вопрос отвечать. И не только для себя самого, но и для своих детей, чья жизнь, особенно в детстве, зависит от верности решений родителей. А ведь детство во многом определяет всю дальнейшую жизнь. Ответственность (для того, кто понимает) велика. Простое подражание традициям предков здесь не поможет. Бездумная жизнь по принципу «что мне нравится, то и хорошо» - тем более. А поможет то, что мы сейчас можем задуматься — откуда и почему вообще появились народные традиции? А они появились именно в итоге долгих поисков ответа на те самые вопросы, на которые мы вынуждены искать ответы сейчас. Готовый ответ (то есть подражание традициям) нам не поможет, но вот посмотреть, как именно наши предки этот ответ искали — очень и очень полезно. Народная кукла как часть народного искусства, как наглядный образ этого ответа — самый удобный способ поучиться и — задуматься. А вот задумываться мало кто хочет. Но — хотим мы или нет — наши решения всегда будут иметь последствия для нас же самих. Нежелание думать приносит только горькие плоды.
    Именно поэтому не стоит превращать народную куклу в отражение сегодняшнего мира — тем самым мы уничтожаем то ценное, что в ней заложено. И лишаем себя возможности это ценное воспринять. Это так же глупо и недальновидно, как убить ради одного обеда курицу, несущую золотые яйца.
    Относиться к китчевым сувенирным куклам можно только как к китчевым куклам (если вы разумный человек). Считать, что они показывают кому-то нашу культуру — то же самое, что есть заплесневелую булку и убеждать себя в том, что это пирожное. Внушить себе можно всё, что угодно, но от этого оно не станет правдой. Могут ли сувенирные куклы стать проводником в мир народной культуры? Да, могут. Но они станут такими только тогда, когда люди начнут делать их не для наживы, не для самовыражения и прочих подобных целей, а для того, чтобы показать другим душу своего народа (не путать со своей личной душой), которую они сами, конечно, будут глубоко понимать и ценить. Но если так случится, эти куклы уже не будут китчевыми.

    кельт