Дидух

За информацию об этой кукле благодарю Лару Луганскую (Днепропетровск), страничка-дневник здесь.

Текст и фото - Лара Луганская

Никогда раньше не слышала такого слова «Дидух». Как-то зимой увиделапо телевизору, что это забытый оберег, который умельцы снова началиплести из колосьев. Он был безумно красивый и даже ничего не зная онем, мне захотелось иметь что-нибудь похожее. В продаже не нашла. ВИнтернете информации тоже не так много. И вот решила сделать сама.

Первый блин на то и первый, чтобы быть комом. Мой пробный "Дидух"висит на даче на почетном месте, а делая его я многое поняла. А главноето что это совсем не трудно, хватило бы терпения.

Дидух (еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник) –это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшегоснопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенныйсухоцветиями или ленточками.  Количество пучков (колосьев в пучке) должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.

  Традиция ставить в доме Дидуха происходит  еще с очень давних  дохристианских времен. Став украшением каждой украинской хаты, он с одной стороны являлся  жертвоприношениемсилам природы, а с другой - символизировал «деда», родоначальникасемьи, был воплощением бога Коляды, местом пребывания духовдедов-прадедов, опекунов и покровителей своего дома, символомсохранения традиций и памяти о предках. 

  Дидуха начинали плести после сбораурожая и хранили до Рождества. В Святой вечер хозяин дома торжественнозаносил его в хату, приговаривая: «Дідух до хати - біда із хати».Дидуха ставили на солому на почетное место на покути (в красном углу)под иконами возле праздничного стола. Его присутствие привносило всемью праздничное настроение, уют и спокойствие. 

   Праздничный снопнаходился в доме в течение недели, хотя источники дают разнуюинформацию: и до Крещения, и до Масленицы, и до Пасхи.  Затемсолому из-под снопа сжигали. С покути отделяли часть Дидуха, которуюобмолачивали и одаривали зернами дорогих людей или добавляли к зернампредназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывалифруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили. Изколосков оставшейся части, добавляя еловые ветки и васильки, делаликропило для святой воды. По некоторым источникам отслужившего Дидухасжигали, а иногда Дидух мог стоять и до следующего года.

  С середины 30-х годов главнымэлементом Новогоднего праздника становится елка. Традиции празднованияРождества Христова заменили на Новый год, что должно было затмить все,что связано с Рождеством, а «Рай Дедуха» - культ предков, семейныйпраздник, связанный с рождением Правды-Христа, заменили „Дедом Морозом".

   В наше время мало кто точно придерживается традиций.  Итем более приятно, что начался процесс возрождения. Уже несколько летна проспект Свободы во Львове в Рождественские праздники выносят3-метрового Дидуха. Соломенные обереги устанавливают теперь и нацентральных площадях Киева, городов Франковщины и Львовщины. Все большеукраинцев ставит их на Рождество в своих домах, называя украинскойелкой.

  Соломенный оберег - Дидух, символхорошего урожая, мира и согласия в семье и достатка в доме, сталнепременным атрибутом народных ярмарок и начинает занимать достойноеместо среди украинских национальных традиций.

  Я уже заготовила себе колосья и начала вязать пучки и плести косички. Хочу сделать большого.

  А как я плела этого можно посмотреть здесь:

Как делать Дидуха

 Заготавливаем колоски, сушим в тени (на солнце зелёные пожелтеют), перед началом работы минут 15 запариваем в горячей воде. Когда колоки стали мягкие, плетём косички для обмотки Дидуха. Затем собираем снопики по 7 колосков, перевязывая их ниткой.

 Соединяем снопики вместе, добавляя их постепенно, оплетая косичкой. Косичка прикрывает нитки. Чтобы солома не ломалась, иногда подмачиваем.

 Низ разделяем на 3 части и подрезаем, чтобы Дидух стоял.

 Осталось украсить косичками ноги.

 Вот и первый вариант. Делать не так сложно как казалось.

 Такой Дидух ставят во Львове.

 Совершенству нет предела, это Дидух на ярмарке.