admin

Автор книги - Виктор Куулар

Материал предоставлен для публикации автором - Виктором Куулар, спасибо ему огромное!

Контакты с автором - kuular.victor@yandex.ru. Кто заинтересуется, желает, могу обучить кукловождению, изготовлении кукол или изготовить комплект. Мой адрес: Москва, Островитянова ул. 35А ДАС (дом аспирантов и стажеров), тел. 89251749565.

ИГРА ОЖИВЛЕНИЯ КУКОЛ

Книга об искусстве оживления кукол
в русской самобытной культуре.

От автора

Читатель, открывая первую страницу предлагаемой книги, вправе спросить: в каком жанре она написана? Ответит на этот вопрос, следовало бы так: это ближе научно – популярному жанру, потому что все, что излагается в книге – это «накладывание заплаты на белое пятно». До сегодняшних дней, исследование искусства оживления кукол русской самобытной культуре выпал из поля зрения ученых - культурологов и остался «белым пятном». Не претендуя на новое слово в фольклористике автор задался целю в популярной форме рассказать о некоторых незаслуженно забытых самобытных играх оживления кукол русского народа. В контексте искусства оживление кукол – это игра в театр кукол. 

Автор назвал книгу «Игра оживления кукол», имея виду, что речь пойдет не обо всех играх оживления кукол и тем более не о ее истории и о дне зарождения в той или иной игры древности. Описанные в книге русская самобытная игра в театр кукол, искусство изготовления кукол для игры оживления кукол, автор собирал в течение двадцати лет со слов информантов, живущих в селе Сизим Каа-Хемского района Республики Тыва. Автор научился изготовлять кукол на основе первообраза, обыграть кукольные представления на свой лад. Для реконструкции и апробации русской и тувинской самобытных игр в театр кукол, автор создал индивидуальную лабораторию-студию по принципу «все что новое, хорошо забытое старое». 

Искусство оживления кукол очень древнее, история огромна, география очень широка. Как уже сказано, искусство оживления кукол берет начало от самобытных игр в кукольные представления. Историю игр в кукольные представления определить не возможно. 

Русская самобытная культура подразделяется на два полиса: Восточная и Западная. По мнению автора, Восточном полисе России, а в частности Туве, традиционная народная культура русских старожилов Сибири сохранены более или менее. 

Самобытной культуре старожилов Сибири издревле бытовало следующие игры в:

пальчиковый театр (театр пяти пальцев);
- ледяной театр (театр малой пластики);
- ложковый театр (театр на лавочке);
- театр Петрушки. В предлагаемой книге автор описывает о пальчиковом и ледяном театрах, считая их наиболее древними и незаслуженно забытыми. Читателям будет интересно узнать, как наши предки в детстве играли пальчиковыми куклами, куклами-перевертышами,

Кукла-за-куклами, куклами-будилками, игрушками-наперстками и малой пластикой из бересты в ледяном театре.

Автор благодарен Сизим Виктору Угуевичу (1957г.р.), жителю с. Сизим Каа-Хемского района Республики Тыва, носителю традиционной народной культуры русских старожилов Сибири, за ценную информацию.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора……………………………………………………………………………………………
ИГРА В КУКЛЫ……………………..…………………………………………………………….
пальчиковая кукла
кукла-перевертыш
Кукла-за-куклой
кукла-щепка
игрушки-наперстки
малая пластика из бересты
ИГРА В ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР……………………………………………………………
Сказка для пальчикового театра «Как, друзья научили лаять Щенка»
ИГРА В ЛЕДЯНОЙ ТЕАТР……………………………………………………………………..
Сказка для ледяного театра «Малек и Утка»……………………………………….

Игра в куклы

Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Кукла является частью культуры всего человечества, сохраняя в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Пальчиковая кукла

Пальчиковыми куклами называют кукол с выемкой внизу или сбоку для пальца. В старину пальчиковые куклы изготавливали из бересты, лыка, глины, коры и дерева. Из перечисленных материалов более приемлемым является береста. Изготавливался примерно так. Вырезали два одинаковых фигур размером 10 см. высотой и 5 см. шириной, похожего на контур человека. Одну сторону разрисовали, а другую на обороте пришивали. За счет вогнутости бересты внизу образовывается выемка для пальца.
Надев на указательный палец можно потешать и играть, например, в прятки, где «забором» может быть ладонь свободной руки.

Кукла-перевертыш

Куклой-перевертышем называют куклу, имеющую два или более облика человека. В основном, куклу вырезали из бересты несколько (от двух до пяти) одинаковых фигур похожих на облик человека, разрисовали и пришивали друг к другу бок-обок. Также вырезали фигуру человека сверху и внизу зеркальным видом. По краям делались выемки, чтобы держать пальцами. Играют так, надев куклу на палец, и переворачивать по кругу. В другом варианте - куклу держать указательными и средними пальцами и переворачивают. Играли игр «Друзья не разлей вода», «Три богатыря», «Дед да баба».

Кукла-за-куклой

Связанные шарниром друг на друга два или более кукол, называют «Кукла-за-куклами». Вырезали из бересты несколько, обычно от двух до семи кукол, прикрепляется друг к другу шарниром. Играют так, переднюю куклу раздвигаем, потом вторую и так далее как веер. Игры: «Семья – это семь Я», «Друзья не разлей вода», «мама и папа».

Кукла-будилка

Куклу, изготовленную для большого пальца ноги, называют куклой-будилкой.
В старину для детей младшего возраста изготавливали куклы-будилки для забавы. Играли так: когда, ребенок просыпается, на большие пальцы обе ноги надевали куклов-будилков: «балалаечника Ванька-встаньку» и «Аленушка».

Игрушки-наперстки

Игрушек, которые надевают на пальцы или держат между пальцев, называют игрушками-наперстками. Из бересты вырезали кружки диаметром 3-4 см. в центре прикрепляли палочку длиной 3 см. Игрушка имеет два варианта игры. В первом варианте играют как волчок. Во втором варианте игрушку-наперстку держат между указательным и средним пальцами. Одна ладонь держат в кулак, а другая выпрямлена. Выпрямленной ладони держат «солнце», а в кулаке «луну». Прямой ладонь взять в кулак, а ладонь в кулаке выпрямляется, при этом говорят: «луна и солнце» или «день и ночь». Или другой способ игры: правый ладонь в кулаке, а левая выпрямлена, и кончики пальцев касается на нижней части ладони правой руки. Ритмично по очереди чередуют исходное положение.

Малая пластика из бересты

Вырезанные из бересты фигурки животных и людей называют малой пластикой или берестопластикой. Для подвижности делается шарнирными. Например: зайчик вырезали на двух частях: верхняя и нижняя. Верхняя часть – голова до туловища, а нижняя – ноги. Эти две части соединяли с шарниром. Шарниром служила нитка.

Игра оживления кукол

Игротека имеет колоссальный стержень или ядро общества. Игротека - это одно из ключевых составляющих в формировании нации.

Игра в пальчиковый театр

Искусству оживления пальчиковых кукол или игру в пальчиковый театр можно считать наиболее древним. Пальчиковый театр или по-другому театр пяти пальцев, как вид искусства является добрым спутником жизни ребенка с самого раннего юного возраста. Русскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками. Потешки – это кладовая национальной культуры любимая многими поколениями детей. Народные потешки и присказки, как малые формы фольклора – это сценарии для игры оживления кукол. 

Распространенным героям русской самобытной игры в пальчиковый театр является кукла - «мальчик-с-пальчик Ванька-встанька». А также куклы: «Аленушка», «Друзья не разлей вода» и «дед да баба» были любимыми детей. Названными куклами в сопровождении потешек играли следующим образом.

ПОТЕХИ ВАНЬКА-ВСТАНЬКИ

Играющий, держа, ладони вверх друг на друга в уровне груди, надевает куклу на безымянный палец и начинает представление:
- Мальчик-с-пальчик Ванька-встанька, давай потешим. Я буду петь, а ты потеши.
Сивка-бурка вещая каурка.
Встань передо мной, как лист перед травой.
(Кукла в такт качается).

В прятки Ванька-встанька играл.
Головку справа показал,
Вот так, вот так.
Головку слева показал,
Вот так, вот так.
Головку меж пальцев показал,
Вот так, вот так.
Головку выше пальцев показал,
Вот так, вот так.
Всем себя показал,
И поклонился вот так!

ПОТЕХИ ДЕДА И БАБЫ

Играющий, надевает на большие пальцы руки игрушек-наперстков «гуси» и, держа средними пальцами куклу-перевертыша «дед да баба», начинает представление:
Жили у бабуси,
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее,
Один серый,
Другой белый.
Два веселых гуся.
Луже у канавки,
Мыли гуси лапки.
Один серый,
Другой белый,
Спрятались у канавки.
Вот кричит бабуся:
- Гуси мои гуси.
Пропали мои гуси.
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои гуси!
Выходили гуси,
И кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый.
Два весёлых гуся!

Играющий, надевает на большие пальцы игрушек-наперстков «зайцы», держа средними пальцами куклу-перевертыша «дед», исполняет следующие представления.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять (показывается зайчик).
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет (зайчик падает и прячется за ладонь).
- Пиф, паф. Ой – ой!
Умирает зайчик мой!
Принесли его домой,
Оказался он живой! (зайчик выходит)

Зайчишка-трусишка по полю бежал (зайчик выходит и прыгает на месте).
В огород забежал.
Морковку нашел,
Капусту нашел,
Сидит и грызет:
- Ай, кто-то идет! (зайчики прячутся).

ДРУЗЬЯ НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА

Участвуют пальчиковые куклы: дровосек, истопник, водовоз, кашевар и скоморох.

Было это давно, было это недавно, а точнее сегодня утром. Жили-были да живут до сих пор, пятеро неразлучных друзей. Первого зовут Матвей-дровосек, второго Пантелей-истопник, третьего Савелий-водовоз, четвертого Прокопий-кашевар и пятого Иванушка-скоморох. 

Утром проснулся и попросил друзей: «Несите водичку, и лицо мне помойте!» Друзья дружно встали в ряд, полусели – получился «лодочка». Набрали воду, и лицо мне помыли. Я им: «Спасибо друзья! Вы настоящие – «Друзья не разлей вода»! - говорю. В ответ они стали потешать вот так (на каждый палец надевается кукла):

А, ну-ка друзья, за работу.
Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить,
Пантелею печь топить,
Савелию воду носить,
Прокопию кашу варить,
А, Иванушке песню петь и плясать
Друзей забавлять.
Вот мы навсегда
Друзья не разлей вода!
Вот и сказке конец (куклы-герои поклоняются).

Кто понял про «Друзей не разлей вода», тот – молодец!

Ответ: пять пальцев руки. Почему «не разлей вода»? потому что пальцы, встав в «лодочку» не разливают воду. Если вода просочиться, то они - «Друзья разлей вода».

Как становиться «Друзья не разлей вода»?

Вот пять фразеологических оборота, которые должны соблюдать, когда становишься «Друзья не разлей вода»:
- плечом плечу;
- бок обок;
- рука об руку;
- можешь пить из моих рук;
- друзья не разлей вода.
Друзья встанут бок-обок, первый держит «лодочку» правой рукой, другой «лодочку» левой рукой и воссоединяют. Образовавшей «большой лодке» наливают воду, и друзья, не разливая воду, пьют по очереди. Вот и друзья стали «не разлей вода». Этот обряд можно исполнить два и более человека разом, вставши в круг
или полукруг.

Как  друзья научили лаять Щенка. 

Участвуют: щенок, жеребенок, теленок, поросенок, кошка. На каждый палец по очереди надевается кукла-герой.

Жил-был Щенок, который не умел лаять. Пришел Жеребёнок играть со Щенком.
- Научи меня лаять – просит, Щенок.
- Лаять не умею, а ржать могу «Иго, го!»
- Спасибо! Мне не надо.
Пришел Теленок. Щенок:
- Научи меня лаять.
- Я, умея лишь мычать «Му-у!»
- Спасибо! Не надо.
Пришел Поросенок, Щенок:
- Научи лаять – говорит.
- Я, хрюкать могу: «Хрю-хрю!»
- Спасибо!
Пришел Котенок и говорит:
- Могу научить мяукать.
- Не-ет! – сказал Щенок, и заплакал.
Друзьям жалко стало Щенка и стали думать, как помочь. Подумали, пошептали и тихо подсчитали: раз, два, три! и закричали: «Во-олк!». Щенок быстро встал, уши поднял:
- Где, где? Ге-ге, Га-га! Гав, гав!залаял и зарычал: «Р-р-р!»
Друзья засмеялись. Щенок понял, как друзья ловко научили его лаять и рычать.
- Спасибо, друзья! Теперь я Пес, умеющий лаять и рычать. Буду защищать вас от волка.

Игра в ледяной театр.

В старину дети играли игру в ледяной театр. Играли примерно вот так: аккуратно снимали тонкий лед, вставили вертикальное положение и прикрепили снегом. Этот лед служил экраном театра и заранее приготовленным малой пластикой из бересты - фигурки животных и разыгрывали кукольные представления-спектакли: «Репа», «Колобок» и др.

Малек и Утка.

Участвуют: малек, конь, корова, коза, свинья и утка.

Было это давным-давно, когда животные понимали свой язык. В лужице, которая образовался после наводнения, застрял Малек. Малек переживал, как добраться до реки, так как лужица с каждым днем убавлялось. Однажды мимо лужицы проходил Конь. Малек, увидев Коня, попросил:
- Уважаемый Конь, помогите мне добраться до реки.
Конь, подумал, покачал голову с гривой и говорит:
- Бедный Малек, не могу тебя взять в рот и до реки донести, вдруг я проглочу. Жди помощи. Прощай!
Мимо лужицы проходила Корова и Малек проситься:
- Уважаемая Корова, не могли бы помочь мне добраться до реки?
Корова, подумала, пожевала сено во рту и говорит:
- Бедный Малек, сожалению не могу тебя промеж копыта взять и идти. Жди помощи.
Мимо лужицы проходила Коза и Малек просится:
- Уважаемая Коза! Помогите мне до реки добраться.
Коза, подумала, покачала голову с рогами и говорит;
- Бедный Малек, не могу я тебя с рогами взять и швырнуть до реки. Прощай!
В лужице подошла Свинья и стала валяться, чуть не задавила Малька. Малек говорит:
- Уважаемая Свинья! Сжальтесь надомной, не задавите меня, лучше помогите.
Свинья перестала валяния, подумала и сказала:
- Бедный Малек, не могу тебя прикрепить своей пятачку и донести до реки. Жди помощи.
Малек очень горевал, лужица стала совсем маленькая и вот-вот высохнет. К счастью, лужице подошла Утка, хотела поплавать, но увидела плачущего Малька и спрашивает:
- Бедный Малек, почему ты такой печальный?
- Вот исчезнет лужица и меня не будет, даже мокрого места не отстанет.
- Давай, я тебе помогу.
- О, добрая птица, разве тебе ли мне помочь. Домашние животные Конь, Корова, Коза и Свинья, та не смогли помочь.
- Прыгни на мою спинку и держись. Когда доберусь до реки, и спущусь плавать, и ты прыгнешь воду.
Так и сделали. Малек спрыгнул на спинку Утки. Утка быстрым ходом добралась до реки, и Малек спрыгнул воду. Когда Малек вернулся в свою стихию, все другие мальки так обрадовались, что прыгнули вверх на поверхность воды и хором закричали:
- Спасибо, добрая Утка! Мы не забудем твою доброту. Будем друзьями!
Малки и Утки до сих пор большие друзья.

  • Огромное спасибо автору за материал - нашла для себя много нового, очень интересно! Не знала про кукол-будилок, и кукла-за-куклой тоже не встречались...

    А фотографии может быть есть?..

    admin
  • Я приобрела несколько кукол (около года назад), посмотрев видео, очень довольна! Фото не делала, лучше посмотреть видео с участием Виктора, набив Кукольный театр с Виктором Кууларом. У него потрясающая речь и игры... Посмотрите, не пожалеете

    Гость Ольга