Из воспоминаний родственников участников дистанционных курсов «Игрушкивоенного детства…»

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Р. Рождественский

А были ли они? Игрушки-то? Но детство есть детство, накакую бы пору оно не пришлось. А вот и были игрушки, что-то сами делали, что-тоосталось от мирной жизни.

Участники наших дистанционных курсовпроекта «Обучение народным ремеслам Русского Севера через Интернет» обратилиськ своим родственникам с просьбой рассказать о куколках военных лет. И оттрогательности встреч в их памяти  сдетскими воспоминаниями об игрушках военных лет у многих, кто читал в нашемИнтернет-Кафе курсов эти истории, щемит сердце, на глаза наворачиваются слезы.


 Воронина Галина г.Находка

«….мама рассказала о своей кукле единственной в детском домев г.Нолинске Кировской области:

маму с детским домом из г.Ленинграда эвакуировали в Кировскую область в г.Нолинск, там у детей игрушек небыло такое было время, а вот когда мама лежала в больнице а было ей 6 лет,вместе с ней лежала деревенская девочка Маня и у неё была тряпочная кукла снарисованным углём лицом и нарисованными туфлями , волосы из пакли , одёжка издомотканого полотна. Девочка приметила, что моей маме понравилась кукла испросила, хочет ли мама куколку, мама сказала, что хочет и тогда произошёлобмен, 10 порций масла сливочного на куколку, которая потом стала любимицейвсего детского дома, пока её кто-то не стащил. А масла было положено в день 25гр. А после войны стали приходить посылки из Америки, но куколок мама уже непомнит. Эта тряпочная самая любимая осталась.

Решила сшить маме её любимуюкуколку к Дню Победы!»


 Сохор Татьяна г.Санкт-Петербург

«Моя мама, хотя и не помнит как выглядела ее первая кукла,но знает историю о том, как она спасла ей жизнь (и мою тоже по определению).Мама моя родом из Новгородской губернии, родилась в декабре 1938 г. Во время эвакуации в1941 г.в вагоне, на нее, играющую с тряпичной куклой около печки, вылилась кипящаякастрюля с водой. Если бы не кукла, которая приняла "главный удар" насебя... Ожег был сильнейший, но мама помнит только перевязки и оструюнепрекращающуюся боль по всему телу. Ее потом, уже в Ярославле, долго лечили, акуклу, наверное, выбросили.

А моя тетка так и осталась с матерью во время эвакуациижить в Новгородской обл. Как-то давно мы были у нее в гостях и она, вспоминаявойну, заговорила о куклах. Очень сожалела, что ее детство попало на военное ипослевоенное время. Ни кукол, ни игрушек у нее не было, да, и рано пошлаработать. Потом, когда вышла замуж, родились два пацана - тоже не до кукол. Мыс мамой на юбилей прислали ей посылкой большую советскую куклу, котораяговорила "Мама". С тех пор (уж лет 25) эта кукла сидит у нее вКрасном углу, под иконами. Вот такая история!»


 Филимонова Ириньяг.Мирный Архангельской области

«Сейчас расспрашивала своихродителей (1925 и1927г.р.) об их игрушках. Оба росли в архангельских деревнях.Мама помнит, что играли тряпичными мячиками, тряпичными куколками, глинянымисвистульками. И ещё на все случаи жизни были разного калибра палочки. И у неёбыли самые лучшие куколки в деревне, потому что дядя из Питера привёз настоящиекукольные головки (наверное, фарфоровые). А папа помнит только биты и чурочкидля игры в городки. У них в семье было 5 братьев и две сестры. Он - старший,говорит, что некогда было играть. С началом войны, 15-летним, он уже пахал натракторе. А в 43-м его "игрушкой" стал автомат, при этих словах оченьневесело усмехнулся....»


 Ступенко Валентинаг.Ноябрьск ЯНАО

«К сожалению уже некого и  спрашивать, но я спрашивала когда быларебенком. Когда цвел укроп отламывали головки и заплетали в косы. Такжепеленали кочаны кукурузы. чтоб волосы были наружу - бабушка рассказывала, мыпотом с сестрой пробовали так играть и соревновались у чьей куколки будутдлиннее косички. Еще брали мочевой пузырь от свиньи мыли надували, завязываливеревочкой, высушивали получается мяч. Моя свекровь родилась в 41 военныедействия шли прямо на огороде, осталось много воронок, в них остатки трупов,бабушка ее не усмотрела, ребенок искупался в такой воронке. По всему телу пошлиязвы, лечили очень долго, не до игрушек было.»


 Сохор Татьяна г.Санкт-Петербург

«Игрушки были, внимания им неуделялось столько. Совсем недавно при раскопках нашли солдата, а кармане у негоигрушка-головоломка. Сейчас подобные продают рублей по 800.. Скорее всего быломало промышленных игрушек, а народные, сделанные своими руками, часто терялисьи быстро приходили в негодность. Да, кажется, руки у людей середины ХХ векабыли на месте, многое сами делали. Я когда смотрю на солдатские вещи - дивудаюсь. Сами сооружали портсигары, мундштуки, домино и др. нужные в быту вещицы.Даже смертные медальоны встречаются собственного изготовления. А какие рисункивыбиты на котелке... Вот лучше бы была фамилия.»

 Головоломка. Найденная при раскопкахсолдатских могил.


 Дейс Татьяна п.Суходол, Самарская область

 «Куклы сделаны по моей просьбеЗубовой Раисой Михайловной, 1931г.р.(Самарская обл, с.Кинель-Черкассы). Другихигрушек не было, делали сами, еще были мячи. У кукол голова-мешочек с золой, тулово– скаточка из ткани, ручки пришитые скаточки».

Их детство опалила война, но онивыжили и сохранили лучшие душевные качества. Не озлобились, как сегодня многиеот благополучия, а любили и любят жизнь во всей ее многоцветности. А помогалиим помнить, что они дети – игрушки!

А мы должны знать и помнитьобязаны. Многое не записано Многое исчезает, растворяется бесследно.Забывается. Еще надо успеть!!!….



Валасина Асяг. Москва

Школа военнойпоры.

Моя бабушка(Попова/Колосовская Анастасия Михайловна)– выпускница первого выпуска Архангельского«учительского института». Так тогданазывался пединститут, ныне ПГУим.М.В.Ломоносова. После окончанияотделения немецкого языка в 1940 году онапоехала по распределению на СеверныйСахалин работать учителем в школе-интернатепоселка Верещагино Рыбновского района.В 1941 году за хорошую работу ее, молодогоспециалиста, наградили путевкой в домотдыха « Океан», и в июне 1941 года она натеплоходе вместе с другими учителямис Сахалина отправилась на отдых. Ониехали на теплоходе через Татарскийпролив, веселились, шутили, обсуждалипланы на отдых. Войны никто не ждал. ВКомсомольске-на-Амуре их рано утромстали будить: «Просыпайтесь! Началасьвойна!» Никто не поверил, думали, чтоэто шутка. «Посмотрите, на пристанимитинг!» Тут только они поняли, что этоправда. Доехали до Хабаровска и попробоваливернуться домой. Билетов не было, денегтоже, на вокзалах огромные очереди.Нашлись добрые люди – поверили им наслово, дали денег в долг и они отправилисьобратно в свою школу на Сахалин.

Какой была школав военные годы? Дети жили прямо в домикахна территории интерната. Во время войныне до игр и игрушек ребятам из интернатабыло – трудились наравне со взрослыми.Школьники работали в совхозе – ухаживализа телятами, помогали взрослым нарыбозаводе, заготавливали дрова, собиралиорехи и ягоды, ловили рыбу. Ягодызаготавливали и для себя, и для интернатав бочках. Засыпали чернику, бруснику,голубику в бочку и закапывали на зимув землю. А весной доставали и ели, а такжепили как сок. Солили рыбу в бочках. Этобыла основная еда. Было холодно и голодно.Пришлось съесть всех лошадей и жеребятиз хозяйства школы-интерната и изсовхозного хозяйства. Бабушка призналась,что ели их с удовольствием, потому чтобыло сытно. Главное было – выжить. Вшколе началась цинга. Тогда учителявместе с детьми собирали сосновыеветочки, их заваривали и давали обязательнодетям в столовой. Также выращивали сдетьми на пришкольном участке чесноки черемшу для лечения.

Взрослые оченьмного работали. Моя бабушка вела нетолько уроки немецкого языка, но ирусского языка, литературы, истории,географии, все предметы у первоклассников,одновременно с этим была пионервожатой,завучем, а летом еще и заведующей яслямии детским садом. Книг для обучения,учебников не было, приходилось материалыдля уроков искать всем миром. Особенносложно для моей бабушки было без учебныхпособий, книг, учебников вести урокиистории. Учителя помогали друг другукак могли. Несмотря на сложности школане просто выживала, школа жила! Проводилисьспортивные соревнования, делалиськонцерты. Бабушка удивляется, как онатогда могла совсем одна организовыватьи проводить районные спортивныесостязания, концерты и другие мероприятия.И ведь получалось!

Учителя из школывели не только работу с детьми, но ибольшую общественную работу. В годывойны в школе силами учителей былорганизован драмкружок. Ставили серьезныепьесы, в-основном классику (бабушкаочень хорошо помнит спектакль «Своилюди – сочтемся») и потом показывали ввоенной части, где служил тогда мойдедушка. Был и кружок самодеятельности– делали концерты для той же военнойчасти. Учителя вели большую агитационнуюработу с местными жителями. Они ходилипо домам и читали женщинам сводкиинформбюро. Приходилось выходить вдалекие поселки в любую погоду, даже вбуран. Несколько раз в сильную пургуучителя чуть не погибли в пути. Шли другза другом, держась за веревку, чтобыникого не унесло и не засыпало снегом.Для того чтобы они смогли найти дорогудомой на магазине во время бураназажигали тусклую лампочку. Но и ее небыло видно.

Профессияучителя была в очень большом почете вте годы. В войну в поселке учителя иврачи в очереди за продуктами, выдаваемымипо карточкам, не стояли, т.к. местныежители очень ценили их труд. Они сразуже уважительно расступались перед ними,уступая место у прилавка, чтобы учителясмогли вернуться быстрее на работу ксвоим детям, Попытки постоять в очередини разу не удались, отговорки и прочеев расчет не принималось.

Игрушки былитогда только у самых маленьких детей.Детям из интерната их делали учителя:шили куклы из тряпочек, мальчикам делалииз дерева лопатки. Когда в 1942 годуродилась моя мама, то бабушка ей сшилаиз своей старой одежды кукол. Шить куклыее научила моя прабабушка еще в то время,когда бабушка была маленькой девочкойи жила в деревне в Няндомском районе.Шила бабушка так, как учила ее мама –туловище, головку, ручки и ножки набиваластарыми тряпками, ветошью, ватой, а потомпришивала волосы и наряжала в платье.Детскую одежду тоже шили из своих старыхпоношенных вещей. Бабушка помнит, чтокуклы получались красивые, с любовьюсделанные. У младенцев же игрушек небыло. Погремушек, пирамидок для младенцевникто не делал, не было времени. «Некогданам было в погремушки греметь», - говоритбабушка. Пока взрослые работали, замалышами присматривали более старшиесоседские дети, а как ребенок уже могходить, его брали с собой на работу. Такмоя мама все свое военное детство сбабушкой в школе-интернате и провела.А первая покупная кукла появилась умоей мамы уже после войны. Ее подарилималышке, когда семья уезжала с Сахалинав Архангельск. Но недолго мама с этойкуклой играла. Когда теплоход плыл поТатарскому проливу, девочка выпустилакуклу из рук, и она упала в воду. Мама досих пор помнит, как горько она тогдаплакала. Бабушка сказала, что многоееще помнит и с радостью ответит навопросы. Что меня поразило, что во времявойны НИКТО и НИ РАЗУ не сомневался впобеде, какие бы сводки не приходили сфронта. Когда она рассказывала мне овойне, об этих тяжелых годах, у нее былтакой светлый голос! Мне казалось, будтосвет веры в победу коснулся и меня, инаших потомков.

 


Валасин Андрейг. Москва

Моя мама быларебёнком во время войны, и она практическине помнит игрушки военных лет. Но как-тораз она увидела как делают кувадки (этонародные куклы) и вспомнила, что в детствеона играла такими, а делала их для неёеё мама. Сестра моей мамы вспомнила, чтоона играла в железную дорогу. Отецприбивал большой гвоздь к деревянномубруску и получался паровоз с трубой, аещё маленькие гвоздики прибивались кбрусочкам поменьше, после чего гвоздикизагибали и получались вагоны. Вагоныможно было прицепить к паровозу. Всёэто очень нравилось детям т.к. семьяжила у железной дороги и дети виделикак она работает. Сестра моей мамы дажемечтала стать машинистом. Дело в том,что мой дед был машинистом, и он вместес семьей жил рядом с паровозным депо.Даже после войны некоторое время(примерно 1 год) вся семья жила в вагоне.

Мама рассказывала, как иной раз приходишьдомой после школы, а дома нет, маневровыйпаровоз увез дом, и остаётся толькождать, когда его прикатят обратно. Дедговорил, что паровоз его спас от смерти.Дело в том, что когда началась война,деда призвали в армию, их погрузили вэшелон, и поезд поехал к фронту. В этовремя пришла разнарядка о том, чтомашинистов не хватает и необходимо всехмашинистов направить на трудовой фронтдля работы по специальности. На однойиз промежуточных станций всех машинистовсняли с этого поезда и направили наразные станции. Как деду стало известнопозднее, во время следования тот эшелон,на котором он ехал, разбомбили, и из всехуцелело буквально несколько человек.

Фото кувадки - такимикуклами играла моя мама в годы войны.

 

 

 

Бирюкова Лариса
г.Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова

руководитель проекта курсовдистанционного обучения народным ремеслам

  • Строчки эпиграфа - не Рождественский, а Евтушенко!

    Гость (Ирина)