С 22 декабря 2009 по 1-е февраля 2010 в музее игрушки будет проходить выставка, организованная Фондом "КУКЛЫ МИРА" и МУЗЕЕМ ИГРУШКИ. 

Фонд "КУКЛЫ МИРА" и Музей игрушки представляют выставку, на которой будут экспонироваться Авторские куклы и Мишки Тэдди галереи "Вахтанов". О музее подробнее (с адресом) читайте здесь.


Куклы ушедшего века. Выставка кукол в Тольятти

Кукла – наиболее популярная и любимая игрушка детей. Почти во всех играх она является главным действующим лицом. По наблюдениям педагогов и психологов игрушка, и прежде всего кукла, с раннего детства формирует у ребёнка представление о прекрасном, создаёт яркое, эмоциональное, доброжелательное восприятие им окружающего мира.


Выставка проходит (7 августа - 27 сентября 2009) в Тольяттинском художественном музее, адрес: бульвар Ленина, 22 (правое крыло), телефон 48-20-89.

Выставка из собрания кукол ГУ "Художественно-педагогический музей игрушки Российской Академии Образования", г.Сергиев Посад.


 Куклы составляют немалую часть собрания Художественно-педагогического музея игрушки. Они созданы в разное время, в различных странах, из самых разнообразных материалов. Их диапазон распространяется от первобытных фигурок, выполнявших магические и ритуальные функции, до игровых и сувенирных кукол, изготовленных по современным технологиям.

Выставка «Куклы ушедшего века» даёт возможность зрителю проследить историю развития отечественного кукольного производства на примере ведущего предприятия – Московской фабрики имени 8 Марта        (в
последствии АО «Кукольный мир» («КуМир»), познакомиться с  куклами, в которые играли дети «Страны Советов», увидеть и сравнить авторские почерки  художников-кукольников разных поколений ХХ века.

Начало  фабрике  положила артель «Всё для ребёнка», возникшая  в 1921 г. Первоначально  куклы были мягкими, на проволочном каркасе и выполнялись из трикотажа или тонкой бельевой ткани ручным способом в единичных экземплярах. На выставке можно увидеть подобные куклы: это «Узбек с тыквой», «Украинец-старик», «Пастух», «Девочка-крестьянка» и «Крестьянка в костюме Смоленской губернии».

В 1936 г. на предприятии была освоена новая технология – горячее прессование деталей кукол из древесно-опилочных масс. В это время внедряется  механизированное  производство кукол, появляются новые образы: лётчиков, красноармейцев, рабочих разных специальностей. Всё большее значение приобретают  индивидуальные характеристики в кукольных образах, созданных профессиональными художниками. 

    Так наиболее популярными в 1940-1950-е гг. были комбинированные куклы с мягконабивными туловищами, с головой, ручками и ножками из древесно-опилочной массы, созданные по образцам одного из наиболее интересных российских художников-кукольников XX в. Елены Евгеньевны Борисовой (1989-1976). Это мальчик и девочка 10-12 лет с правильными, миловидными, тонко прописанными чертами лица, с пропорциями тела, соответствующими  возрастным особенностям прообразов: «Мальчик в шубке», «Полярник», «Футболист», «Ася». По скульптурным типажам этого автора во второй половине 1940-х гг. были созданы также серии кукол: «Старая Москва» и «Приглашение к танцу», посвящённые 800-летию Москвы и первому фестивалю молодёжи и студентов. Костюмы для этих кукол были разработаны художниками Марией Николаевной Бартрам (1886-1964) и Раисой Исаевной Спасской (1914-?), создавших целый ряд уникальных произведений в жанре кукольной одежды.

    В облике кукол художницы Маргариты Николаевны Вильям (1905-1981) ощущается лаконичность, условность, обобщённость кукольного образа. Кукла «Андрюша», созданная  ею,  в виде мальчика с задорной улыбкой, неправильными чертами лица, с блестящими глазками-бусинками стала любимой не у одного поколения советских ребятишек. На выставке этот образ  представлен: куклами из серии «Моряки» и «Адрюшей-милиционером». Улыбчивая, озорная, с хитринкой в глазах девочка «Анюта» очень похожа на Андрюшу. По её типу созданы куклы «Лётчица» и «Стюардесса». Авторский почерк художницы угадывается и в воплощении образа ребёнка раннего возраста – кукле «Малышка».

В 1970-е гг. М.Н. Вильям создаёт несколько серий сувенирных кукол: это и литературные персонажи, как например,  «Рассеяный», и куклы со спортивной тематикой: «Хоккеист», «Судья», «Боксёр», «Бегун», «Штангист».

    Миловидностью и  правильными чертами лица отличаются куклы «Катя-работница», «Катюша-первоклассница», «Кукла в костюме Тамбовской губернии» Эммы Федоровны Фадеевой. Интересным фактом в истории советской кукольной промышленности является то, что еще в 1959 г. она создала образец игрушки из пластмассы «Космонавт», выпущенный в 1961 г. московской фабрикой «Художественная игрушка» небывалым для того времени тиражом в 1 млн. экз.

    Яркие, выразительные образы созданы были художником Ириной Сергеевной Манухиной (1912-?). Её авторская манера сложилась в начале 1960-х гг., когда был внедрён новый для советской промышленности материал – полиэтилен. Куклы И.С.Манухиной небольшого размера (20 см) в основном созданы из этого материала, более традиционны по трактовке образа, но от этого не теряют своей привлекательности. Это серии кукол «Партизаны», «Пионеры», «Мода».

Большой популярностью  пользовались сувенирные куклы, такие как, «Дуняша» и «Добро пожаловать» Г.А. Ерилиной, серия кукол «Русская пляска» И.С. Манухиной, в которых костюмы создавались художниками нового поколения Валентиной Павловной Солнцевой (1930-?) и Еленой Владимировной Нардовой, которые были ещё и главными художниками предприятия.

Если образы сувенирных кукол были узнаваемы, имели традиционную кукольную внешность, то для игровых кукол художники во второй половине ХХ в. искали новые средства выразительности. В куклах Нины Исаковны Молостновой  (1935-?) «Красная шапочка», серии «Незнайка и его друзья» поражают неестественно большая голова в сочетании с короткими туловищем и ногами с широкими, устойчивыми ступнями, шаржированные черты  крупного, почти плоского лица с заострённым подбородком. В пределах условностей кукольной группы игрушек автору удаётся найти впечатляющий облик фигурки: нестандартную постановку, необычное по мимике лицо, характерный костюм. При традиционной подвижной конструкции куклы Н.И. Молостновой созерцательны, зрелищны.

У куклы «Доктор Айболит» Л.А. Катониченко  грушевидная голова, очень близко посаженные глаза, шарообразное мягконабивное туловище, короткие руки и ноги, но крупные кисти и ступни. При явной  диспропорциональности и ассиметричности черт кукла симпатична, добра и нравится детям.

Выставка «Куклы ушедшего века» в основном включила куклы массового производства, хотя  в неё вошли и авторские экземпляры кукол, которые не создавались на производстве вовсе или выпускались малыми тиражами. Это, прежде всего, куклы серий «Старая Москва» и «Приглашение к танцу». 

Устроители этой выставки надеются на то, что она понравится как взрослым (возможно, они увидят куклы своего детства), так и современным детям, у которых появилась возможность познакомиться с игрушками, в которые играли их мамы и бабушки.

Выставка проходит (7 августа - 27 сентября 2009) в Тольяттинском художественном музее, адрес: бульвар Ленина, 22 (правое крыло), телефон 48-20-89.