admin

Кукла Кормилица

Тульская кукла. Городская. Передавала Агаева И.В.

Мастер-класс подготовила: Конфетка. Семинар проходил в феврале 2010 в Москве.

Для куклы нам понадобятся:
• Ткань белая (30х42)
• Ткань персиковая для верхней части туловища (30х32)
• Ткань белоземельная для нижней юбки (25х37)
• Ткань цветная, неярких цветов для верхней юбки (25х37)
• Ткань для фартука (16х20)
• Ткань для головного убора светлая (18 х 36)
• Ткань на хлобыстень (18 х 36)

Сразу оговорюсь – расход ткани даю так, как брала сама, примерно. Точные размеры на семинаре не давались.

В конце статьи - галерея с фотографиями поэтапно как делать куклу.

1. Берем журнал формата А4 (либо бересту), сворачиваем его и перевязываем в трех местах (шея, талия, колени). Сторону с узелками будем считать спиной.

2. Берем белую ткань такого размера, чтобы можно было несколько раз обернуть ей журнал (при этом становится не видным рисунок на скрутке). Стараемся завернуть журнал в ткань так, чтобы край ткани пришелся на спину. 

3. Снова перевязываем скрутку в трех местах так, чтобы узелки пришлись на те же места, что и раньше. Края ткани подгибаем внутрь журнала.

4. Укладываем скрутку на кусок ткани персикового цвета.

5. Повторяем предыдущие операции - завертываем, завязываем , край ткани подгибаем внутрь журнала.

6. Берем кусочки ваты (на каждую грудь примерно 2-3 ватных шарика) и пальцем проталкиваем под персиковую ткань, оставляя между грудями расстояние примерно в палец. Сразу скажу, что процесс не из легких. Ткань морщинится и не хочет разравниваться. Тут уж сами добивайтесь результата…

7. Делаем грудь, перевязывая ватные шарики так, чтобы спереди получился крест. Сзади крест не делаем.

8. Следующий этап – соскИ. На конце нитки сделайте узелок – он положит начало соску. Дальше – дело ваших умелых ручек.

8. Приступаем к одеванию нашей куклы. Сначала одеваем нижнюю юбку из белоземельной ткани. Ткань берем с расчетом на подворачивание и так, чтобы юбка получилась в сборочку. Снизу - чуть-чуть не доходим до конца скрутки.

9. Оборачиваем ткань вокруг скрутки. Чтобы юбка получилась аккуратной, верхний «нахлест» ее подворачиваем. Запах у юбки – сзади.

10. Подвязываем юбку ниткой к талии.

11.Те же операции повторяем с верхней юбкой.

12. Берем кусок ткани на фартук. Фартук у тульских кукол широкий, прикрывает большую часть юбки. Подворачиваем ткань, оборачиваем вокруг юбки и привязываем ниткой.

13. Берем кусок нитки, складываем ее в несколько раз. Это – пояс. На концах пояса делаем узелки. Подвязываем поясом фартук. Этот этап я нечаянно пропустила, поэтому фото нет.

14. Приступаем к изготовлению головного убора. На голове очелье (одна – две полоски).

15. Полоску завязываем на два узла.

16.То же самое проделываем со второй полоской.

17. Для самого головного убора берем светлую неяркую ткань. Чтобы убор хорошо стоял, мягкую ткань лучше не брать. Подворачиваем ткань, тем самым еще усиливая устойчивость головного убора. Наметочным швом прошиваем по краю ткани и стягиваем так, чтобы концы убора приходились на линию шеи.

18. Надеваем кокошник на голову, расправляем сборочки и за края убора обматываем дополнительной ниткой (не теми, которыми стягивали!) вокруг шеи и завязываем сзади. Нитки на концах головного убора завязываем сзади.

19. Так выглядит наша Кормилица со спины.

20. Берем второй кусок ткани, приготовленный для головного убора. Это – хлобыстень. Один его конец собираем и вставляем в тулово журнала. Хлобыстень прячет все узелочки, все ниточки на спине куклы.

21. Сама кукла готова. Осталось сделать младенчика размером 9-10 см и красными нитками прикрутить его к туловищу Кормилицы. Младенец для нее – не кровный, поэтому можно запеленать его в пеленку другого цвета. А можно пеленку сделать из той же ткани, что и юбка Кормилицы, ведь она является молочной матерью ребенка. Ирина Владимировна говорит, младенчика перевязывают тремя крестами.


Много рассказать об этой кукле не могу, т.к. о ней вообще сведениймало. Рассказали только, что кормилицей обычно была крестьянка -молодая женщина, опрятная, чистоплотная. Видите, как волосы у нееубраны - и сзади, и спереди. ни одной волосинки нигде не проскочит!

Авот, кстати, головной убор немного похож на те, что были. Например, накартине Венецианова "Кормилица с ребенком", или вот сейчас еще нашла:Каширин "Кормилица". Правда, там кошка, но олицетворяет она женщину.

Лешка: почему грудь обнажена? Скорее всего это обереговая кукла, что бы укормилицы было молоко. Не разу не видела такого вот и зацепило. БОГИНЯ МАТЕРИНСТВА - ведь кормилица чаще всего заменяла маму , которую ребенок видел очень редко, да и любили кормилицы своих питомцев иной раз крепче.

Derby: Я тоже такую куклу с обнаженной грудью вижу впервые, хотя читалапомнится статью про кукол, но из глины, по-моему, все же русскихсеверных. Автор статьи сравнивал их с этрусками-там, как видно из росписина стенах, женщины именно такие костюмы , с открытой грудью...

 1.Берем журнал формата А4 (либо бересту), сворачиваем его иперевязываем в трех местах (шея, талия, колени). Сторону с узелкамибудем считать спиной.

2. Берем белую ткань такого размера, чтобы можно было несколько разобернуть ей журнал (при этом становится не видным рисунок на скрутке).Стараемся завернуть журнал в ткань так, чтобы край ткани пришелся наспину.

 3. Снова перевязываем скрутку в трех местах так, чтобы узелки пришлисьна те же места, что и раньше. Края ткани подгибаем внутрь журнала.

 4. Укладываем скрутку на кусок ткани персикового цвета.

 5. Повторяем предыдущие операции - завертываем, завязываем , край ткани подгибаем внутрь журнала.

 6. Берем кусочки ваты (на каждую грудь примерно 2-3 ватных шарика) ипальцем проталкиваем под персиковую ткань, оставляя между грудямирасстояние примерно в палец. Сразу скажу, что процесс не из легких.Ткань морщинится и не хочет разравниваться. Тут уж сами добивайтесьрезультата…

 7. Делаем грудь, перевязывая ватные шарики так, чтобы спереди получился крест. Сзади крест не делаем.

 8. Следующий этап – соскИ. На конце нитки сделайте узелок – он положит начало соску. Дальше – дело ваших умелых ручек.