Кукла свадебного обряда села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края

Хочу поделиться куклой, которая участвовала в свадебном обряде села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края. Мне эта кукла очень понравилась. Только я сделала ее по традициям русской народной куклы.

"Свадебный ритуал, - считает К.В. Чистяков, один из наиболее сложных компонентов традиционной бытовой культуры". Свадебные обряды с. Сибирячиха в основном проходили в период Великого заговенья, который сливался с Масленицей и заканчивался ею.

Славяне в виде различных предметов-символов создали систему "оберегов", обладающих магической силой. Судьбой нельзя было повелевать. Кроме песен и причитаний, в свадебном обряде было много действий и "приговорок", имевших также магическое значение. Невеста должна была сама сшить жениху рубашку и белье. Эту работу она делала с мыслями о своей совместной жизни с ним. Чтобы муж ее любил, невеста после бани накануне свадьбы вытирала свое лицо приготовленным для жениха бельем. Девушки раньше у нас ходили по девишникам. За неделю до свадьбы подружки невесты готовили с ней приданное: шили сарафаны, вышивали полотенца для подарков (рушники это полотенце только в Украине), всё, что не дошито - помогали дошивать. Потом они приезжали к жениху и просили у него веник для бани. Все подружки наряжались кто во что, многие преображались в образ цыганки и говорят, что невеста грязная, её надо помыть. Жених давал мыло, веник и сладости. Девушки шили большую куклу, под юбку завязывали колокольчик, привязывали куклу к венику, ехали по деревни и махали этим веником.

Старики говорили, что они едут и брякают. Подружки при этом кричали: "Выкупайте невесту! Выкупайте невесту!". Тем самым они возвещали о приходе невесты. Девушки с веником могли проехать всю деревню, если не продадут, то в доме начинают торговать.

За каждый шаг девушек, надо было оплачивать "мойщиц". Кукла звякала: то в сенях - выкупи, то в дверях - выкупи! Также пелись шуточные песни. 

Куклу я делала без иголки и ножниц, ткань я разрывала. Основа состоит из кусков синтепона скрученного руки и ноги, обернутого белой тканью.В голову добавила ваты, чтобы она получилась кругленькая. Между двумя ногами в области талии я поставила ещё одну скруточку и к ней привязала колокольчик, но лучше получится бубенчик (нужно выбрать звонкий). Затем на ноги я повязала ткань под цвет сарафана как сапожки.

Рубашку я одевала через разрез. Берется прямоугольник, который складывается пополам, затем ещё пополам. Делается разрез чуть меньше головы. На руках подогнула ткань во внутрь и сверху завязала нитками. Сарафан на лямочках. Сначала я привязала лямочки крест на крест, а затем уже привязала сарафан методом навыворот, т.е. лицевой стороной ткань расположена вовнутрь, верх юбки закрывает руки и голову. Так получается, что изнанка наружу. Очень сильно завязывать нитку не следует, т.к. стянется скруточка на которой висит колокольчик. А затем опустить подол сарафана вниз. Пояс и фартук я не делала. Красный цвет выбран специально, как обережный цвет.

Раньше свадебный наряд был красный, даже рубашка жениха. Повязала повойник. Он имеет вид косынки. Завязывается сзади, а концы повойника я сложила в клубочек на затылке. Получилось как шишечка.

Повойник чаще всего был красного цвета, однотонный. Можно, конечно повязать ленту. Сверху одеваем платок, завязываем по-бабьи. Лицо я не рисовала, т.к. она все-таки имеет обережное значение (для того, чтобы не был прообраз невесты и не вселился злой дух - она безлика). Только с 19 в. на Руси на куклах стали рисовать лица.

Веник я взяла березовый, т.к. береза - это женское дерево. Не суди меня строго. Но кукла мне эта очень понравилась. 

Посылаю первоначальную куклу, и пошагово мою куклу.

С уважением Мария Журавлева из Барнаула, пишите barnauls@mail.ru.

  • Очень интересная кукла!

    Alena