Кукла Кострома и Русалка

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.


Из книги: Русские обряды и традиции. Народная кукла - Котова Ирина, Котова Арина:

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев в палец толщиной. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель. Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы — магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы.

Отступив на четверть от конца основы, короткий прут серединой накладывают

взаимно перпендикулярно на основу. Крестовину прочно скрепляют нитью, наложенной крест-накрест (рис. 36, а - смотрите прикреплённые файлы-картинки в конце статьи).

Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями размочаленной коры и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см (рис. 36, б). Оставшиеся концы лыка аккуратно обрывают.

Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом (рис. 37, а). Для этого длинным концом лыка от основания петли накладывают 7-9 плотных витков, а оставшийся кончик пропускают в петлю. Потянув за короткий кончик, петлю протягивают под наложенными витками коры (рис. 37, б). Оставшиеся кончики лыка с обеих сторон намотанной нити аккуратно отрывают. На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест (рис. 37, в).

Верхнюю часть крестовины, перетянутую полоской коры, обкладывают комком кудели или спутанных обрывков нитей. Кудель обтягивают лоскутом белой ткани, который закрепляют несколькими витками нити (рис. 38, а).

Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под поперечиной крестовины и закрепляют нитью (рис. 38, б).

Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы. 

Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу (рис. 39, а). На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны.

Квадратный лоскут цветной пестрой ткани, сложенный вдвое, повязывают платком на голову куклы и закрепляют крест-накрест под крестовиной узлом с тыльной стороны (рис. 39, б).


К циклу обрядов умилостивления воды или подводно-подземных сил следует отнести многочисленные широко распространенные обряды (тоже превратившиеся в игрещя) «похорон Костромы» «похорон Морены», «похорон Купалы», когда куклу, одетую в девичью одежду топят в воде. Особенные, ритуальные куклы - Кострома, Кострубонька, кукушка, русалка - изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Они знаменовали переход к весеннему циклу . Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего "хоронили". Кукол-русалок, которые, по народному верованию, способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в "гроб", с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь.

Кажущаяся нелогичность принесенная в жертву Костромы - Матери колосьев, устраняется календарными сроками: олицетворение этих природных сил топили или сжигали только тогда, когда вместо старого зерна появились яровые ростки, когда колосья уже образовались. Во временных трансформациях обряда куклы Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представления о таких богинях), а жертву, приносимую в благодарение этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию.

СЛАВЯНЕ почитали Кострому как воплощение весны и плодородия — "мать колосьев". Засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему зерна, и было священно для земледельца. Отсюда и святость хлеба. На празднике посвящения в мужчины хлеб переламывали над головами юношей. В старину хлеб вообще не резали ножом, ибо он живой, яко человек. Празднества в честь уборки урожая украшались даже четырехпудовыми хлебами!

В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.

Купало – божество плодородия. Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняли человека от колдовства, и недобрых глаз. В зачарованную купальскую ночь считалось, что животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав, и по древним поверьям зацветал цветок папоротника, который охраняла нечистая сила. Величанием Купалы, символом которого была Купальская кукла, начинался и завершался этот праздник, где Купальская кукла уничтожалась в священном праздничном очистительном огне.

Кукла Русалка

Куколку Русалку делали на день Агрофены-Купальницы (день перед Иваном Купалой). Она использовалась как "очистительная" от болей и обид. Когда изготавливалась куколка про себя проговаривалось все наболевшее, беспокоящее. Например: "А спина-то болит! Прям разламывается. А почему? Потому что тащу все хозяйство на себе. Мой-то все по бабам шастает, потаскун старый, а я одна, да одна!" И т.д. Боли могут быть и физическими (все болезни, которые беспокоят), и душевными. После того, как куколку сделали надо п ойти на реку и пустить на воду. Куколка уплывет и все привязанные невзгоды унесет за собой. Можно представить, как все плохое с куколкой уходит.

На фото справа - Обрядовая кукла Русалка, делалась из коры дерева на русальной неделе или на праздник Русалия. Это праздник цветов, молодости, девичества, воплощающий ожидание любви.

Есть 2 эффекта. Первый - проговор проблем, их "называние". Т.е. Когда мы обозначаем проблему, то уже знаем с чем бороться (так сказать, знаем врага в лицо ). И второй, это визуализация проблемы. Т.е. когда мы придумываем себе образ, мы уже по другому к нему относимся. Как к чему-то известному и может быть смешному, мелочному. И от этого смешного избавляемся.

Для изготовления надо взять 2 палочки. Одна длиной 25-30 см. другая чуть покороче 20-22 см. Немного травы или лыка, тесьму 15 см, красные нитки и кусочки разноцветного ситца, который мы будем разрвать на полоски 1,5 см шириной и примерно по 23-27 см длинной.

Сначала делаем основу. Палочки перекрещиваем и приматываем друг к другу красной ниткой. Потом разрываем ситец на полоски и начинаем привязывать к поперечной (короткой) палочке. Далее будем делать косу. К верхней части прикладываем траву или лыко, перегибаем пополам вокруг палочки, завязываем красной ниткой. Получившийся пучок делим на 3 части, заплетам косу. Сверху (в начале косу) делаем "перевязку" тесьмой, имитируя головной убор.

В обряде вызывания дождя использовали «Кукол-русалок». По народному поверью, они способствовали урожаю. Девушки клали куклу в «гроб», с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду.

 

Эта фотография - с сайта letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы. Кукла Кострома

 

Кукла Русалка с сайта gimn-65.narod.ru/Str_kr_f_kukl.htm

 

  • Что то меня всё время тормозит с началом работы над Русалкой, но очень всё нравится - спасибо за информацию, возможно уже она у меня родится

    Гость (ЛЕЛЯ Гость)