Деревянные игрушки

Царско-крестьянская игрушка

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском манастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

От ложкарей ушли, к ложкарям и пришли

Федосеевская игрушка (баляска) выделяется в самостоятельное направление в середине XIX века, когда возникает новый тип игрушки - жанровый. Сколоченые из тесаных дощечек, они были просты по конструкции, но бесконечно разнообразны и реалистичны. От вращающихся каруселей и конских упряжек на дощечках с колесиками мастера постепенно переходят к сложным сюжетным многофигурным игрушкам. Так, игрушечник Иван Мордашов в начале прошлого века смастерил ложкарную мастерскую, в которой четыре пары маленьких ложкарей, помещенных под двухскатный навес, воспроизводят все технологические процессы реального производства: пилят, тешут, обрубают и вырезают.

Фигурки приводятся в движение при вращении вала. Сюжеты других федосеевских игрушек аналогичны по сложности: горшечники, косари, молотильщики, музыканты и танцующие. Ярко, цветасто расписанные по желтому или зеленому фону они были чрезвычайно интересны, нарядны и образны. К сюжетной игрушке примыкает игрушка конструктивная, которая начала развиваться также в прошлом веке: мебель для кукол, пароходы, паровозы и даже автомобили, изготовленные и расписанные в традициях разных мастеров.

Топорной работы и в столице хватало

В Подмосковье самым крупным центром производства деревянной игрушки был Сергиев Посад. Здесь, в Троице-Сергиевой лавре и в поселениях вокруг монастыря еще с XV века занимались резьбой и токарной обработкой дерева, изготавливая иконы и киоты, ковши и веретена. Соответственно игрушки были токарного производства или "токарщина" (яблоки-груши, шары, ведерки и бочата.) и вырезные -"топорщина". Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Мастера Сергиева Посада имели свой почерк в изготовлении резных игрушек. В качестве заготовки использовалось трехгранное полено, верхняя часть его вырезалась более тщательно, нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными срезами. Дамы и гусары, разносчики и монахи, солдатики и гусары - вот характерные персонажи Подмосковья.

"По своему характеру, - пишет исследователь русского сувенира Л.Н. Соловьева, - эти игрушки тяготеют к традициям языческой столпообразной пластики. Стилистически "барыни-дуры" и гусары близки деревянным идолам…" Если в Сергиевом Посаде игрушки обязательно раскрашивали, то в соседнем с монастырем селе Богородское мастера стремились к наилучшему выявлению природного существа дерева и при изготовлении игрушки использовали естественные его формы, обыгрывали рисунок древесины, сучок или развилок веток. Как и Новгородские игрушечники, богородские мастера делали и подвижные игрушки, это всем известные "богородские кузнецы", плоские фигурки, нежестко скрепленные с планкой и между собой и снабженные балансом. Динамичность, выразительность и юмор, легкость исполнения - вот что обусловило и распространенность этой игрушки в прошлые века и популярность как сувенира в наше время.

Еще о родственных связях полен и снова о куклах

Говоря о деревянной игрушке в России, хочется упомянуть еще одну "самую русскую" куклу - носатого Петрушку, несколько столетий бывшего самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом. Так что, наш Петрушка - не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник.

Слева - куклы М.Мишиной

И все-таки современные деревянные "суставчатые" человечки, так популярные уже несколько лет в России, и стилистически и фактическии происхождение свое ведут от западно-европейского марионеточного театра, создавшего богатейшие кукольные традиции в своих странах, претворившиеся сейчас в целую кукольную индустрию. Русская кукла развивалась другими путями (в том числе деревянными).


ТРОИЦКО-ПОСАДСКИЕ ИГРУШКИ
(первая половина XIX века)

Оперся рукой на шашку, Излучающую жар, —

Из обычной деревяшки Сделан мастером гусар.

Мастер в Троицком посаде Жил сто лет тому назад,

И игрушки хлеба ради Вырезал он для ребят.

На мундире эполеты — Загляденье! Неспроста

Величав и разодет он В разнозвучные цвета.

Ну а рядом с ним — в тюрбане, С ярко-розовым пером

И узорами на ткани — Дама в темно-голубом.

Хороши, округлы лица! А за ними век иной,

Вырисовываясь, снится — Ослепительно живой!

В. Василенко