Отзыв о книге «Традиционная кукла народов Пермского края»

Прошу не считать этот текст рецензией, для которой у меня нет ни достаточных знаний, ни материала. Это именно отзыв.

Книга очень хорошо оформлена - твёрдый и прочный переплёт, красивая обложка. Главная ценность книги - первичный материал. То, чего очень не хватает. А вот язык меня не порадовал - обычный стиль научных публикаций, скучный и нудный. Те, кто знаком с замечательной книгой Норы Галь «Слово живое и мёртвое», увидят здесь все признаки «канцелярита». Грамотность в целом хорошая, но в некоторых очерках всё же мелькает одна из лакмусовых бумажек для определения уровня грамотности - «представляет из себя» вместо грамотного «представляет собой».

Книга состоит из вступления и семи очерков. Первый посвящён археологическим игрушкам, последний - современному творчеству. Остальные очерки рассказывают о куклах разных народов края и почти целиком построены на полевых материалах этнографических экспедиций. К каждому из этих очерков есть приложение с описанием и схемами изготовления найденных кукол. Описания довольно краткие, но схемы в целом толковые, так что разобраться в технологии можно. Помогают и фотографии - они размещены отдельно на цветной вкладке. Всего в книге 10 русских кукол, 5 коми-пермяцких, 7 удмуртских, 6 марийских и 5 кукол татар и башкир (они объединены в один очерк).

Каждый их этих очерков начинается с диалектной лексики (к примеру, упоминается интересное название русской куклы - завертуха, рассматривается происхождение слова «акань» и т.п.), а в основном посвящён тому, как делали кукол (по сути это обзор разных конструкций) и как с ними играли или использовали в обрядах. Почти наполовину текст состоит из полевых записей, что особо интересно (фото в конце статьи). В очерке о коми-пермяцких куклах эти записи приводятся на двух языках - коми и русском.

В целом книга очень полезна и интересна. Авторы обращают внимание, что эта книга - лишь «первый опыт систематизации и представления фрагментарного и разрозненного материала по региональным вариантам народной куклы». Они опубликовали то, что известно сейчас, и уже это само по себе очень ценно (вот бы и наши этнографы поделились с народом тем, что собрали в экспедициях). Но, конечно, тема ждёт продолжения и новых исследований. 

Книгу стоит приобрести всем, кому интересны подлинные сведения о народной кукле. Добавлю, что с учётом маленького тиража - 1000 экз. - покупку лучше в долгий ящик не откладывать :)

Пример текста о русских куклах.

Пример урока.

Пример текста о коми-пермяцких куклах.

Пример урока.

Приложение к очерку "Традиции народной куклы в авторских проектах".

Приложение к очерку "Традиции народной куклы в авторских проектах".

Приложение к очерку "Традиции народной куклы в авторских проектах".

  • Отчего не публиковать? Пусть будет.
    За книгу спасибо, посмотрю.

    admin
  • Этой книги в продаже не нашла. Точнее, в магазинах есть, но в наличии нет. www.labirint.ru/books/124203/
    Видимо да, только на скачку.
    У этого автора другую книгу нашла, она сейчас есть, Театр кукол
    www.labirint.ru/books/162610/
    Не совсем, правда, народная кукла, но театр кукол - тоже хорошо. Сейчас создам статью.

    admin
  • Наталья! Не надо было! Неловко получилось. Мне хотелось не ошибки исправлять, а отвести от вас "стрелы", а получилось "как всегда". Простите меня!

    Гость (Двоешник)
  • М. Максимова, М. Кузьмина. "Лоскутики". М., ЭКСМО, 2004. Авторы этой книги - люди творческие, увлекающиеся и... добивающиеся успеха и признания в своих начинаниях. Есть их книги по садовому дизайну, вышивке, вязанию, а эта имеет подзаголовок: "Лоскутная грамота в картинках с подробным описанием приемов шитья. Около 150 лоскутных изделий: покрывала, подушки, куклы, картины, букеты". Формат - как у книги Г. Дайн "Русская тряпичная кукла". Книга адресована "будущим хозяюшкам", очень подойдет для занятий кружка. Цветные фотографии изделий, понятные схемы, размеры, четкие рисунки, живой язык, последовательность, обстоятельность - всё это располагает к тому, чтобы раскрыть книгу и немедленно начать её изучать. Хорошо, что почти треть книги посвящена подготовке к "игре в лоскуты" и конкретному изучению лоскутной грамоты: сначала предлагается запастись всем необходимым для работы, подготовить лоскуты, изучить цветовые сочетания, научиться выполнять простые швы, обрабатывать углы и срезы изделия, делать оборки, рюши, петли и т. Д. Такой подход, как мне кажется, внушает уважение к рукоделию вообще и конкретно к труду лоскутниц: становится ясно, что изделия свои они мастерят не "с бухты-барахты", а по определенным правилам. Есть и "Словарик домашней портнихи". Кукол представлено совсем мало, и они явно авторские. Но навыки лоскутного шитья обязательно помогут кукольницам и наряжать кукол, и мастерить для них интересные коврики, сумочки и другие предметы и аксессуары.

    Гость (Двоешник)
  • Вдогонку: Книгу "Лоскутики" предлагают в Интернете к скачиванию.

    Гость (Двоешник)
  • Ошибки - вовсе не конец света. Поправили - и хорошо. ☺
    Лоскутики тоже посмотрю, по описанию - мне нравится.

    admin
  • Лидия Мудрагель. "Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление". - СПб, Питер, 2015 (Серия "Ручная работа"). Формат 26х20, привлекательная на вид, изобилует иллюстрациями: это и фото кукол, и рисунки, и схемы. Содержание интересно многим, это даже из оглавления видно.
    Раздел "Народные текстильные куклы". Сюда входит мастер-класс О. Скляренко по кукле "Нэмовля" (украинский вариант пеленашки), фото кукол Е. Диковой, Н. Крутовой, О. Скляренко (с маленьким текстовым сопровождением) и фото (с текстом) кукол из коллекции Елены Елагиной.
    Раздел т"Антикварные текстильные куклы". Здесь представлены фото войлочных кукол итальянской фирмы "Ленчи" и немного рассказано о них.
    Раздел "Авторские текстильные куклы". Здесь рассказывается о куклах О. Андриановой, Л. Мудрагель, Я. Яхиной и О. Ляшенко. Куклы текстильные, но используются и многие другие материалы.
    "Старые страницы". Раздел интересен тем, что включает в себя "Описание и рисунки А. Геннерт" из книги "Игрушки из ткани",1926г. И "Выкройки текстильных кукол" А. Н. Изергиной и М. Н. Бартрам. Описания подробные, выкройки без размеров, но понятные.
    "Как сделать текстильную куклу". Сюда входят "Практикум по росписи текстильного лица", "Практикум по созданию усложненной головы текстильной куклы", "Практикум по созданию куклы из эластичного трикотажного полотна", "секреты" Н. Косаревой:"Как сделать лицо кукле", "Вышивание лица", "Создание парика". В этом же разделе советы Ирмы Иванченко по фильцеванию фигуры куклы, советы Ирины Дюжевой по оформлению кукольной прически, мастер класс по установке пластиковых глаз в технике "Скульптурный текстиль" для портретных кукол, описание способов шарнирного крепления, "Практикум по росписи текстильного лица" и еще кое-что.
    Мне книга понравилась. Она ёмкая, щедрая, красивая. Конечно, на "долю" народной куклы страничек отведено мало (с 13 по 24), но кукольники - народ любознательный и, конечно, найдут в этой книге и пользу, и новые идеи, и приобретут новые навыки.

    Гость (Двоешник)
  • Чего-то отзывы об этой книге не очень
    www.labirint.ru/books/414040/
    По картинкам посмотрела, некоторые куклы мне понравились, а некоторые да, совсем уж на любителя.

    admin
  • Узнавать новое люблю именно из книг, поэтому насчет того, что материал, представленный в книге Л. Мудрагель, дескать, "надерган из Интернета", как написано в одном из отзывов, сказать ничего не могу: я там не так часто "пасусь", чтобы узнавать все лужайки. Да, мне тоже далеко не все "здешние" куклы по душе, да ведь их совсем не обязательно копировать, главное - освоить интересную технику, а образ создать уже и по своему усмотрению можно. Но назвать книгу "бесполезной" (и "содержание - ноль") - несправедливо. Мастер-классы и практикумы вполне доступны и начинающим (если, конечно, это не младшие школьники), и тем, кто уже кое-что умеет и хочет освоить что-то новое. Рисунков много, советы деловые, схемы доступные, язык понятный.

    Гость (Двоешник)
  • Согласна, техника мне нравится, можно поучиться, а вот образы уже дать свои. Не до всего сам додумаешься, что в книгах есть.

    admin
  • Дона, перечитала обсуждение, но мне все же не понятно, в чем именно вы не согласны с оценкой книги?
    И понимаю, что не по теме, но какую вы видите связь между стремлением к совершенству языка у Норы Галь и нетрадиционной ориентацией ее внука? Вопрос заинтересовал.

    Гость (Светлана)
  • Дайн Г. Л. «Детский народный календарь». Илл. Л. Ермиловой. Сергиев Посад, 2010.
    Как хороши книги Г. Л. Дайн! Рассказывать о них – удовольствие! И в то же время они настолько емкие, что рассказ о содержании книги занял бы места едва ли не столько же, сколько сама книга… Поэтому, отложив восхищенные комментарии и подробное перечисление достоинств «Детского народного календаря», напишу лишь по теме сайта.
    Здесь есть описания и рисунки кукол: кукушки, вербного ангелочка, огородного чучела, кукол из соломы, голубца из соломы, моховика, коня на палочке, кукол девочки и мальчика, Кулёмы, пеленашки, куватки, куклы на палочке, куклы-колокольчика, куклы-скрутки, куклы-скалки, зернушки, крестушки, Кузьмы-Демьяна, куклы-мишки, птичек, овечки из ваты, свадебных неразлучников, тульской свадебной парочки, пеленашки из папье-маше, «Балаганчика», ряженой коровки,, бойцовской куклы, кукол из глины.
    По книге можно мастерить поделки и игрушки: кораблики, цветы и веточки из бумаги, крестики, вырезные подзоры, банченые веники, лоскутные мячики, вертушки, трещотки, погремушки, свистульки, плетенки, балаболки, кнутик, поясок, звезды из лучины и из бумаги, Рождественскую звезду, вертеп, сумку-лакомку, пирамиды-иллюминации, елочные бусы, фонари из соломы.
    Можно научиться (по описаниям и рисункам) печь разные «жаворонки» , пичужки на Сороки, хлебное солнышко, с разнообразными узорами «тетерки», «кресты», Благовещенские просвирки, Вознесенские «Лесенки», Троицкие «Колосья», «Венки». Рождественские «козули», а также украшать ткань печатными узорами.
    Есть в книге и мастер-классы, очень много иллюстраций прекрасного художника Л. Ермиловой, фотографий из музея «Детский народный календарь», который находится в Хотьковской школе.
    Про язык книг Г. Дайн можно говорить только с восхищением. Мне он напоминает язык В. Пескова («Шаги по росе» и др,) и А. Стрижева ( «Календарь русской природы»). Впрочем, тут у разных людей «нарисуются» разные ассоциации. Одно бесспорно: эта книга-сокровище создана мастером, профессионалом – с любовью к своему делу и с уважением к читателю.

    Гость (Двоешник)
  • Кое-что о понимании идеализма - вдруг пригодится кому.
    Вот цитата из статей И. Ильина: люди - то ли по либеральной наивности, то ли по оптимизму, то ли по глупости - верили в «свободную игру добрых и злых сил» и полагали, что «от злых сил в жизни бывает большая польза». За долгие годы ... мы могли окончательно убедиться в том, что «свободная игра» добрых и злых сил ведёт к победе именно ЗЛЫХ (выделено И. Ильиным) сил, и что предоставление свободы злу есть или сентиментальная глупость, граничащая с предательством, или лукаво-умышленное злодеяние. Конец цитаты.
    Вот что я писала под псевдонимом Марии в обсуждении статьи о куклах Вилмы:
    Вы пишете: «все проявления имеют право быть». Это вот и есть распространённая ныне и самая страшная ошибка. За которую человечество будет горько расплачиваться. Потому что имеют право быть не все проявления, а только хорошие ... зло — это сигнал, что путь, при котором это зло образуется, неверный и гибельный, и надо принимать меры, срочно сворачивать, пока не поздно. А если не делать этого и говорить, что и зло якобы нужно... Оно всё и заполонит в итоге. Конец цитаты.
    Вот что написано у меня в обсуждении этой статьи:
    Но беда в том, что если человек не стремится сделать как можно лучше, он сделает только плохо. Утрачивая стремление к "идеалу", человек утрачивает и просто хорошее. Конец цитаты.
    Так вот, идеализм состоит в постоянном стремлении к лучшему. Если этого нет, то неизбежно будет повсеместно распространяться худшее. Это закон, известный издавна и осознанный многими.
    Но стремиться к лучшему может и разумный человек, и откровенный дурак. Вот тут и появляется на свет вторая разновидность «идеализма» - дурацкая и пошлая карикатура на него. Это прекрасно выражено в удивительной по меткости поговорке: дай дураку стеклянный х**. Поскольку дураков на свете больше (по поговорке: дураков не сеют и не жнут - они сами растут), то в жизни человек чаще сталкивается с идеализмом в понимании и исполнении дурака. Конечно, такой идеализм пугает и отвращает, и человеку начинает казаться, что стремление к лучшему само по себе вредно и опасно. И он отказывается от этого стремления из благих побуждений, но тем самым даёт свободу для распространения худшего.
    Как же быть? И дурацкий идеализм плох, и без стремления к лучшему никак не обойтись. Разумный приложит усилия и сам найдёт настоящий - качественный, здоровый и жизненно верный - «идеализм», найдёт то лучшее, к чему следует стремиться. Во всём, в том числе и в кукольном творчестве.
    Но это ещё не всё. Дурак стремится к лучшему безоглядно, во что бы то ни стало и прямо сейчас (к примеру, запретит детям играть с Барби, потому что она не лучшая игрушка). Тот, кто не знает настоящего идеализма, но напуган дурацким, вообще откажется от стремления к лучшему (к примеру, станет покупать детям все игрушки подряд и радоваться, что не совершает насилия). А разумный понимает, что стремиться к лучшему надо постоянно и неуклонно, но учитывать при этом окружающую действительность (к примеру, если он живёт в мире, где много низкосортных игрушек, он заранее научит детей различать это, и когда придёт время, ему не придётся ни отнимать у них Барби, ни покупать им её).
    Возьмём теперь оценку этой книги. Оценка дурака (таких тут нет, слава богу) - раз книга не идеальна, на костёр её и немедленно! А авторов заклеймить позором!
    Итог: он упустит возможность обогатить свою жизнь новыми знаниями и отвратит от себя нормальных людей.
    Оценка того, кто опасается идеализма (пример - админ): в книге много полезного, а на недостатки (плохой язык) можно закрыть глаза, это мелочи по сравнению с пользой книги.
    Итог: он обогатит себя новыми знаниями, но при этом подпортит свою речь и приобретёт единомышленников, которые увидят в его оценке оправдание плохому качеству (недостатки не столь существенны, главное - хоть какая-то польза), тем самым снизится планка качества в умах людей, и это будет вклад, пусть маленький, в общее падение культуры.
    Оценка того, кто стремится к лучшему (пример - кельт): в книге много полезного и ценного, чем можно и нужно воспользоваться, но нельзя забывать о вреде языку, который нанесёт эта книга, это очень важно.
    Итог: он обогатит себя новыми знаниями, оградит свою речь от порчи, предостережёт от этого тех, кто способен услышать предостережение, и тем самым удержит планку качества на должной высоте (нельзя закрывать глаза на недостатки, тем более, в таком важном деле, как язык).
    Таким образом, причислять всех без разбора «идеалистов» к дуракам нет никаких оснований: кроме «дурацкого» и вредного идеализма в мире есть и здоровое, жизненно важное стремление к лучшему, без которого не удастся сохранить ни культуру, ни образование, ни семью, ни государство (установка «все проявления имеют право быть» неизбежно приведёт к тому, что распространятся именно худшие проявления).
    В наше время полно примеров снижения планки качества - посмотрите хотя бы, сколько последователей у Фоменко и Носовского.

    кельт