Что такое народная кукла - 2
или откуда берутся НЕнародные куклы
В статьеЧто такое народная кукла
я так и не дала чёткого ответа на этот вопрос, теперь созрели некоторые соображения. Помог, как в математике, способ от противного
(противоположного), поскольку НЕнародных кукол появляется всё больше и больше, и попытки понять, что именно в них не то, помогают осознать и смысл народной куклы.
Раньше я уже упоминала о трёх витках развития светского искусства. Сейчас куклы сворачивают с прямой искусства народного на спираль светского. Происходит это по многим причинам, в корне которых - разница в мировоззрении современного горожанина и крестьянина прошлых времён. Начались эти изменения не сейчас, а очень давно, но проходили медленно и постепенно, исподволь, и потому были малозаметны. Разрушение крестьянской куклы началось с разрушением крестьянской жизни и стремлением жить если не в городе, то хотя бы как в городе
. Народная культура, в т.ч. и кукла, давно утратила глубокий смысл, и в головах её носителей сохранялись лишь обряды, проводимые или по инерции, или из суеверия. Эти обряды — всего лишь потёртая оболочка древней идеи, а долго ли может храниться пустая оболочка?
Если раньше куклу крутили для обряда, и главным был именно этот обряд, то сейчас куклы ставят на полку, и в лучшем случае они служат лишь напоминанием об этом обряде, о котором нередко мало что знают достоверно. Т.е. если раньше куклу крутили для дела, и главным было именно это дело, то сейчас она нужна для другого.
Что же случилось? Почему так изменились куклы? Потому что изменились цели, с которыми куклу создают. Посмотрим на основные признаки народной куклы, которые она утрачивала. Первым начал меняться облик. Если раньше кукла была образом человека, но не подражала ему раболепно, то под влиянием городской культуры куклы стали обрастать подробностями и деталями, которых становилось всё больше и больше. Из сжатого и ёмкого образа, почти намёка, кукла превратилась в чучело человека, в его подделку: ручки, ножки, огуречик... Кукла утратила свою самобытность, свой собственный облик, и сразу же изменилось отношение к ней. Ты моя куколка досужая
- ласково говорили в былые времена русские крестьяне ребёнку или жене. А с появлением магазинных игрушек куклой стали называть щеголеватую, но глупую и бездушную женщину
, и недаром. Неспроста появилось и выражение кукольное лицо
- неживое, неискреннее, похожее на анатомически правильную, но неподвижную маску. А притворную и пошлую человеческую проделку
презрительно сравнивают с кукольной комедией... Разница очевидна.
Чем вызвано желание приукрасить куклу, добавить деталей? Мозг, привыкший только к поверхностной информации, не может проникнуть вглубь и тем насытиться — а того, что лежит сверху, ему быстро становится мало. Кажущаяся простота народной куклы прискучивает людям — увлечённые вначале, они вскоре устают делать одних и тех же
травниц, куваток, столбушек... Им надоедают незамысловатые скатки, юбочки из лоскутков, светлые невыразительные
лица – и хочется чего-то посложнее
- пришить ручки-ножки, сшить-расшить наряды, привесить украшения, раскрасить лицо... Дальше – больше: обозначить пальчики, ноготочки, не просто нарисовать лицо, а вылепить ему какое-то выражение, телу придать определённую позу...
А дальше люди начинают принимать за красоту сложность, тонкость, даже вычурность отделки, восхищаясь умением мастеров в шитье, плетении, вязании, вышивке... Так появляются сложные куклы с изысканным, тщательно и детально сшитым убранством. Многим очень нравится украшать кукол — цветастыми узорами, бусами, лентами, разными предметами... Так появляются кричаще-яркие китчевые поделки, чаще всего сувенирные. И кукла пропадает, превращаясь в лучшем случае в витрину для показа ручной работы, а в худшем — в вешалку для бронзулеток
: пластмассовых цветов, фруктов, предметов... Всё это привычно для современного человека, всё это — часть его мира, и он не видит, не чувствует, что это чуждо народной кукле, что мир, из которого она пришла, совсем другой.
Что ещё можно увидеть, разглядывая кукол? То, о чём пойдёт речь дальше, чаще всего замечают дети и выражают просто и безхитростно: кукла — хорошая. Что это значит? В каком смысле она хорошая — аккуратно сделана, нарядна, красива?.. Нет, просто хорошая. Среди кукольных образов нет ни одного злого, противного, дрянного, мерзкого или скверного, нет ни одного негодяя или злодея. Эти куклы живут в своём особом, светлом и правильном, мире — мире лада и красоты. Это разительно отличает их от других кукол — театральных, художественных... И, конечно, это тоже неспроста.
Куклы родом из древности, и в них сохранилась одна идея, которую до сих пор несёт и наш язык. Вслушайтесь: негодяй, негодник — тот, кто не годится ни на что путное, испорченный... Недостаток, изъян характера — плохое качество человека. Почему наши предки выбрали именно такие слова? Потому, что негодный по своим качествам человек мыслился изначально хорошим, который становится плохим, если из него, хорошего, что-то изъято (изъян) и теперь этого ему недостаёт (недостаток). Т.е. болезнь тела или духа возникает тогда, когда из хорошего вырван какой-то кусок и получился изъян – причина и суть всего плохого. Этот изъян надо заделать, чтобы снова стать хорошим – выздороветь. До сих пор мы говорим исцелить в значении вылечить – сделать снова целым (целый
в древнерусском значило здоровый, непорочный). Человек создан хорошим и создан быть хорошим — вот основа такого мировоззрения. Именно эту мысль сохраняют и народные куклы, именно таковы все их образы.
Современным людям это уже непонятно. Недавно Фотина показала кукол, среди которых была кукла для привлечения покупателей на ярмарке
- мужик в обнимку с бутылкой. Какой образ несёт эта кукла? Если нужно заработать побольше денег, тогда всё правильно. А если цель — привлечь внимание к сокровищам народной культуры, тогда мастеру стоит задуматься — почему именно такая кукла привлекает покупателей и каких покупателей она способна привлечь? Я бы не подошла. Ещё интересный вопрос — как объясняют эту куклу детям? Но это не единичный пример, а ещё одна черта орнаментальной стадии развития искусства — дробление единого образа на множество мелких и чаще всего далёких от светлой ясности.
Почему это происходит? Подобные образы многим людям кажутся характерными, а красивые и добрые — пресными. Вспоминается фраза, с которой начинается Анна Каренина
— все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Толстой сравнил понятия разных уровней, положив их на одни весы, и вместо мудрости от этого получилась ложь. Счастливые люди живут в мире лада и красоты — в мире, где нет места любым уродствам, злу и неправде. Эти люди похожи, потому что правда — одна. Только высокие души могут достичь её. Несчастные — барахтаются в мелком мирке обмана, притворства и лжи. Ложь витиевата, многолика, её проявления разнообразны, поэтому несчастье людей этого мира полно хитросплетений, из которых легче лёгкого создать сюжет. Люди такого мира и тянутся к хорошему, и не могут себе его представить, и только поэтому жизнь среди красоты и лада кажется им скучной — они просто не знают, что им там делать.
Суть такой жизненной правды
прекрасно выразил И. Губерман:
Чтобы плесень сытой скудости
не вползла цвести в твой дом -
из пруда житейской мудрости
черпай только решетом.
В этой мути житейской мудрости
лишь при большом везении можно выловить истинную жемчужину. Так пусть ваши куклы будут этой жемчужиной, а не той мутной жижей, которую брезгливо будут отцеживать потомки. Конец этого пути — на лотках торговцев сувенирами, где изуродованные, выхолощенные куклы будут играть роль популярного бренда
. Мерзостью и мертвечиной будет веять от них. Кто видел такие сувенирные лавки в местах скопления туристов, тот знает, что лавки эти — прекрасное рвотное средство.
Склонность людей жить по старому, проверенному, укладу, особое предназначение кукол в их жизни не давали развернуться мелкому творчеству в прошлом. Обычные люди просто повторяли древние образцы, и только немногие большие художники в разные времена привносили что-то новое, что приживалось в веках и по душе было всем.
Сейчас люди разрешили себе творить. Это правильно, ведь желание творить — естественная потребность человека. Но есть одно НО — творить можно только по своему образу и подобию. На многих сайтах пишут я вкладываю в куклу всю душу
, ещё чаще после подобных фраз ставят несколько восклицательных знаков. Но это ещё не показатель народности и верности творений. Палачи тоже вкладывали душу в своё дело. Готова ли душа для того, чтобы творить народную куклу или она способна рождать только бездушные и пошлые карикатуры на народное искусство?
Вернёмся к признакам народной куклы. Уже перечислены самобытность и условность облика, красота светлых образов, осмысленность бытия (куклы созданы для дела), к ним можно добавить ещё несколько:
простота. В народных куклах нет никаких сложных конструкций, никаких проволочных каркасов и т.п., что сейчас уже нередко встречается среди кукол, которые преподносятся их авторами как народные. Устройство кукол очень просто, но эту простоту часто принимат за небрежность и думают, что скрутить куклу можно абы как. Нередко идут ещё дальше — приписывают народу любовь к косорукости и несуразности — мол, народность можно подчеркнуть кривыми швами или небрежно скрученной скаткой, как придётся повязанным платком... Так нерадивые хозяева выдают обыкновенный бардак за худождественный безпорядок. Простые скрутки могут быть в сшитой и украшенной вышивкой одежде — это ничуть не противоречит народности, ведь девочкам, будущим мастерицам, надо было на чём-то учиться, набивать руку. И лучше всего навыкать в игре с куклами.
целостность. Народную куклу нельзя разобрать на части, открутить ручки, вынуть глазки... Целостность облика — естественна для людей, живущих в природе и чувствующих единство окружающего мира в каждое мгновение своей жизни. Мир современного человека состоит из отдельных кусков, как конструктор, в нём любую часть можно вынуть и переставить на другое место безо всякого ущерба для системы, в этом мире ничего не говорит о единстве и целостности. Суть любого народного искусства — в его единстве с природой, все национальные черты уже вторичны. Эту простую мысль в городе понять невозможно.
единственность. Это самая непонятная для нынешних людей черта. Народные куклы — куклы семейные, они сделаны не на продажу и не потоком, их прелесть — в неповторимости создавшей их семьи, они так же принадлежат ей, как запах дома, который не продашь и не купишь...
Если кукла соответствует одному признаку, но противоречит другому, она не может быть народной. Но главное не в этом. Можно долго перечислять отличительные черты, подгонять куклу под определённые правила и так и не понять, в чём же тут суть. А суть — в разном мировоззрении. Мы и наши предки — люди разных миров. Сейчас модно играть в этнографические игры, люди с удовольствием переодеваются в народные
одежды, посещают славянские деревни
, пробуют блюда по старинным рецептам
и думают, что подобная бутафория поможет им почувствовать близость с нашими предками. Но они упускают главное — душу. Душа их при всех внешних переодеваниях остаётся преданной современной городской культуре, далёкой от природы и от древних народов, жизнью которых эта природа была. И любые, даже самые тщательно воспроизведённые по древним технологиям атрибуты, ничем не помогут, если человек не захочет задуматься, не захочет увидеть ту разницу в восприятии, что делает нас и наших предков существами разных миров: большинство всех образов, значимых и очевидных для людей прошлого, для современного человека не понятны и значит — незаметны. Какие мысли, какие чувства древних людей сделали творения их рук именно такими? Только ощутив это, мы сможем сохранить их наследие.
И хочется немного добавить о понимании кукол. Жизнь наших предков многим кажется чуть ли не совершенством. В любом проявлении этой жизни, в любой бытовой мелочи люди стараются найти глубокий философский смысл. Многие древние обряды продуманны, сложны и законченны, в них обусловлены и объяснены каждое слово и движение, каждая деталь костюма... Восхищённому, но поверхностному взгляду это кажется полнотой и мудростью, к которой тянет приобщиться. Потом к известным из этнографии сведеньям (особенно если сведенья эти скудны) невольно добавляются свои мечты, догадки и представления о лучшей жизни, и в итоге получается некий эликсир счастья, очень красивый и вкусный, но далёкий от действительности и потому — безплодный. Так вот появляются разные легенды, простые игровые куколки обрастают невероятными историями, сочиняется множество правил их изготовления и т.д., и т.п.
Вот образчики таких рассуждений.
И здесь возникает вполне логичный вопрос - зачем для самой простой детской куколки такие сложности? Ведь было же чем набивать голову - очесы льна, старые мягкие тряпочки, зачем же заморачиваться со скручиванием ткани?
Ответ был найден мною в книге Галины и Мариии Дайн "Русская тряпичная кукла". В главе "Чем набита твоя голова?" рассказывается о различных конструкциях кукольных голов, и, среди прочего, подчеркивание в некоторых куклах именно спиральной конструкции кукольной головы или самой куклы. Авторы пишут: Спираль- древний символ плодородия и блага, символ накопления положительной энергии.
Кроме того, посмотрите на снимки космоса – практически все галактики, в том числе и наш Млечный путь, имеют спиралевидную форму, так что спиральный узор можно толковать как призыв высших, космических сил участвовать в судьбе того, для кого куколка делается. Источник - pelagea-kukla.ru/323-otdarok-na-podarok-kukolka-blagodarnosti-master-klass-aleksandry-omelchenko-g-slavyansk-na-kubani-krasnodarskiyi-krayi-rossiya.html
Ивовые прутики перевяжем нитью, возьмём 3-4 прутика, для прочности. И к ним примотаем голову.
Почему я взяла ивовые прутья? Верба, ива – это, во-первых, символ Мирового дерева, а, во-вторых, символ огромной жизненной силы, потому что она способна развиваться без корней.
Верба – одна из первых зацветает весной. Она также является средством от разных болезней. Верующие люди считают, что верба, которую осветили в храме, обладает уникальной силой.
Для объёма, перевьём туловище куклы газетой или бумагой, и перевяжем красной нитью. Источник - pelagea-kukla.ru/333-pasxalnaya-kukla-iz-yayitsca-mk-zinaidy-letinoyi-polotsck-belorus.html
В первом случае человеку очень хочется объяснить любое непонятное явление исключительно высшим смыслом. А ведь всё просто — гораздо легче покрыть лоскутом какую-то готовую форму (к примеру, скатку), чем аккуратно умять расплывчатую ветошь в круглый шарик. Детским пальчикам не усложняли, а упрощали задачу. Во втором случае человек не видит разницы между священной
вербой и газетой. Если в кукле так важен "символ огромной жизненной силы", тогда при чём тут газета? Как можно её примешивать? Если материалы для изготовления куклы не имеют значения, тогда к чему такой пафосный рассказ о смысле вербы?..
Сейчас многие кукольники задаются вопросом — народные у них куклы получаются или не народные. Думаю, каждый сможет сам решить, какую куклу он создаёт.
Позднейшие дополнения к статье
народные куклы в петербургском стиле
- худосочные бедолаги, бледные, вытянутые, как растения без света. Возможно, авторы пытаются путём показной истончённости тела выразить утончённость души?.. Но получается не "изысканная эстетика профессиональной художественной школы Санкт-Петербурга", а всего лишь жалкая болезненность. Вполне закономерно, что подобные образы рождаются именно в городской среде — человеку свойственно отражать в творчестве то, что он видит вокруг себя: мир, в котором живёт. Разве это неправильно? Конечно, правильно: берите образы своего родного мира и отражайте их на здоровье в своём творчестве. Но совершенно неправильно и недопустимо другое — народную-то куклу зачем тянуть в этот чуждый ей мир? Народные куклы — из мира природы, красоты и здоровья, а попытка притянуть их в городской быт уродует, искажает их основу, корёжит и уничтожает самую суть. Естественно, что простые деревенские женщины не находят для подобных творений ни одного хорошего слова и вывод делают единодушный — детям такое страхолюдство
давать нельзя.
Давно известно, что создать что-то новое можно только отойдя от стандартов старого. Мозг, привыкший к поверхностности и легковесности, понимает это как разрешение изменять внешний вид куклы, и только. А главного он увидеть не в силах — даже самые резкие перемены облика не должны противоречить основной идее. Смысл всего нового — лучше, понятнее выявить эту идею, может быть, перевести её на язык своего времени, но не исказить. Именно здесь проходит тонкая грань между искусством и мракобесием.
К примеру, снеговичок, зайчик или маленькая куколка-убоженька с тонкими ножками-шнурочками — это мило, это по-детски трогательно. А вот куклак в образе мужика с тонкими ножками-макаронинами — это несомненное уродство. Если стремиться к подлинной красоте, чувство прекрасного подскажет разницу, ну а если всего дороже оригинальное решение
, то вкус, испорченный недостойной целью, не сработает
.
Такие вот произведения прекрасно отражают состояние "души" нынешнего нашего народа...