Книга Натальи и Сергея Квачей посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.

Предыдущая часть книги здесь - крутецкие матрёшки.

Глава третья

Дивные цветы Полховского Майдана

 Вехи истории промысла

Необычная это игрушка, какая-то слишком яркая и нахальная в своей незатейливости узоров и непредвзятой наивной красочности малинового, зеленого, желтого и синего с черной обводкой цветов. Полховмайданские тарарушки отличишь от любой другой народной игрушки, настолько они своеобразны. Чувствуется в их образном строе особая удаль, вольная воля, характерная для здешних мест свобода.

Возник этот промысел народной игрушки на юго-западе Нижегородского края в селе Полховский Майдан, что на границе с Мордовией. Еще до революции в Полховском Майдане почти в каждом доме токарили посуду, скалки, веретена. По примеру подмосковных, сергиевопосадских кустарей, с 1912–1914 года майданцы стали выжигать на поверхности изделий незатейливые узоры, и эта технология обработки древесины сохранялась до 1929–1930 годов. По преданиям, первый токарный станок в эти края был завезен крестьянином Никитой Авдюковым после войны 1812 года, а аппарат для выжигания привез из Сергеева Посада Павел Никитич Полин в 1912 году, до этого узор на дерево наносили раскаленной иглой. В голодные двадцатые годы полховмайданские бабы и ребятишки стали расписывать изделия на манер росписи деревни Мериново, что в Семеновском районе.

В первой четверти XX века изготовление игрушек в Полховском Майдане превратилось в доходное дело, ставшее хорошим подспорьем крестьянскому хозяйству. В 1929 году многие кустари объединились в артель, получившую в 1931 году название Красная заря, но оставалось много и надомников-индивидуалистов, которые точили не только посуду, но и детские игрушки. В Вознесенском районе, кроме деревянной токарно-расписной игрушки, была и топорно-щепная. Полховмайданские тарарушки – это кубышки, солонки, яблоки-копилки, грибки и кошечки-копилки, домики, мельницы, птички-свистульки, лошадки с возками или санями, каталки-вертушки, пасхальные яйца, матрешки, воздушные пистолеты-пугачи, детская посуда, игрушечная мебель.

В 1930–1933 годах в районе популярностью пользовалась роспись масляными красками. За 30-е годы сложился в Полховском Майдане свой оригинальный стиль свободной кистевой росписи игрушек масляными или клеевыми красителями по предварительному, во многом импровизированному, рисунку. Изображали цветы и птиц, незатейливые сельские пейзажи, отдельные архитектурные памятники. Красили изделия по непроклеенной поверхности, после высыхания краски блекли и узоры темнели. С 1933 года в селе, по примеру семеновцев, стали раскрашивать игрушки яркими анилиновыми красителями по проклеенной крахмальной грунтовке, что способствовало сохранению яркости красок и придавало изделиям празднично-нарядный вид. Такая техника росписи водными красителями оказалась менее трудоемкой, чем письмо маслом, и полюбилась сельчанам. В 1935 году многие мастера артели Красная заря прошли стажировку в Семенове, освоив приемы хохломской росписи, которую здесь использовали вплоть до 1947 года, но придавали ей свой местный колорит.

В 50-х годах товарооборот игрушек постепенно стал увеличиваться. Особенно славились игрушки Павла Емельяновича Сентюрёва, расписанные его дочкой Любой. Знаменитые сентюрёвские лошадки по красоте пропорций, выразительной стати силуэта и нарядной росписи нисколько не уступали традиционным городецким игрушкам.

В 1961 году артель была преобразована в фабрику игрушек Красная заря, с цехом в поселке Вознесенское. Начинает значительно расширяться ассортимент полховмайданских изделий и сфера сбыта. Продукцию фабрики стали вывозить на экспорт (59, 60). Наряду с государственными закупками, расписные шкатулки, бочонки, птички-свистульки, лошадки, возки и каталки, пасхальные яйца, копилки-грибки, кошечки, зайчики, маленькие домики и мельницы, пистолеты и другие тарарушки сами полховмайданцы в частном порядке возили в ближние и в дальние края, поделив регионы необъятной нашей страны на сферы влияния.

С 60-х годов мастерицы фабрики и села Полховский Майдан постоянно участвуют в организуемых Союзом художников выставках, как городских, так и областных; и в региональных, и в зарубежных экспозициях радовали посетителей произведения народных мастеров из Вознесенского района. Н. Рожкова, Г. Цветкова, Г. Рукавишникова, М. Каткова, Г. Азаматова и другие мастерицы продолжали развитие местных традиций, сохраняя характерные формы изделий и росписи. Полховмайданское искусство игрушки с этого времени получает всеобщее признание как своеобразный народный художественный промысел.

В 1975 году фабрика сменила название. Теперь в районе четко обозначились три центра посудного и игрушечного производства: производственное объединение Полхов-Майданская роспись с головным предприятием в районном поселке Вознесенское, село Полховский Майдан и деревня Крутец; в двух последних работали надомники-кустари, в производственном объединении – профессиональные художники, многие из которых имели специальное художественное образование. Все три центра, имея общую народную основу, обладали каждый своей уникальной стилистикой росписи, что давало возможность реализовать творческий потенциал района во всей его полноте – от наивно-примитивного до профессионального сувенирного искусства.

В 80-х годах фабрика Полхов-Майданская роспись переживала свой расцвет: увеличивался ассортимент изделий, с образованием экспериментальной лаборатории и музейного кабинета более разнообразными становились игрушки, роспись приняла свои оригинальные, вполне определенные черты, открывались новые цеха, создавались рабочие места, продукция предприятия все более и более получала признание. Изделия фабрики и кустарей стали популярными не только в СССР, но и за рубежом, они представлялись на выставках, ярмарках, без полховмайданских тарарушек не обходились ни один народный праздник или гуляние.

В 90-х годах фабрика превратилась в акционерное общество, а в 2004 году из-за нерентабельности предприятие закрывается, так как введенные государством налоги его попросту разорили. Многие мастера-токари и художницы становятся надомниками, иные просто ушли в другую сферу деятельности. Меняются вкусы, и наивное, по-детски чистое искусство Майдана и Крутца становится все менее востребованным, уступая место общерусскому декоративному стилю, заданному подмосковными игрушечниками. Крутец постепенно вообще прекращает свое существование как социальная единица, а Полховский Майдан, как до революции, становится центром производства белья – неокрашенных посуды и матрешек самых разнообразных форм. Полховмайданское бельё закупает теперь и Хохлома, и Подмосковье и многие другие промысловые регионы России. Красильщиц же, работающих в оригинальном полховмайданском стиле, становится все меньше: не выгодное это дело. Сохраняются авторская матрешка и изделия, расписанные по подмосковным образцам, в так называемом общерусском декоративном стиле. Пытается поддержать и развить промысел частный предприниматель Юртов Владимир Васильевич, сам прекрасный токарь и энтузиаст, патриот майданской росписи.

В какой-то степени история Полховского Майдана, как классического народного промысла, рожденного в трагическом XX веке самой стихией народной жизни, уже в прошлом. На новом этапе приходится во многом начинать все заново, по новому кругу, а искусствоведам и другим специалистам по народному искусству еще, очевидно, предстоит осмыслить и осознать такое явление, как Полховский Майдан и Крутец.

Статей по поводу полховмайданской росписи много, а вот научные труды, посвященные серьезному исследованию этого феномена народного искусства, можно по пальцам пересчитать. Самый значительный из них – это книга Т. С. Семеновой Художники Полховского Майдана и Крутца, в которой автор раскрывает особенности радостного мира народного искусства. Ю. А. Арбат, Г. Л. Дайн, М. А. Некрасова, А. С. Миловский, В. В. Бабаев и другие авторы отмечали самобытность, уникальность этого народного промысла. Презентация детской книжки Аллы Евгеньевны Костриной Малиновое чудо стала в Вознесенском всенародным праздником, на котором чествовали старейших токарей и художниц, демонстрировавших прямо на центральной площади свое мастерство. Празднику радовались дети и взрослые.

Произведения полховмайданской росписи находятся в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде, в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области и во многих других крупных и небольших музеях, в частных коллекциях России и за рубежом.

Чем же так привлекательна полховмайданская роспись?

Читайте продолжение.

Иллюстрации

Самовар с обжигом

Чаша с обжигом и росписью. ИКМВ

Полховмайданские изделия. 1970–1980-е гг. Из разных собраний

П. Е. и Л. П. Сентюрёвы. Большая и маленькая лошадки. Вторая половина XX в. МИХП НО

Полховмайданский базар в праздник. Р. п. Вознесенское. 2008 г.

Майданская тройка. Вторая половина XX в. ИКМВ

Кукла-водоноска. 1980-е гг. МИХП НО

Стадии полховмайданской росписи

Полховмайданские изделия с традиционной росписью. 1970–1980-е гг. МИХП НО