"Мастерская" народных кукол

Недавно мне в руки попала книга Цыгвинцевой О.А. Мастерская народных кукол. Впечатление чудовищное. Книга заявлена как методическая разработка по изготовлению народных кукол для педагогов, работающих с дошкольниками, которая в числе прочего позволяет в дошкольном учреждении сформировать и сохранить терпимое отношение к культурам различных народов. Не интерес, заметьте, а всего лишь терпимое отношение. Книга состоит в основном из конспектов занятий, каждое занятие посвящено одной кукле. Кроме схемы изготовления куклы и описания работы в каждом конспекте обязательно перечислены цели и задачи урока, материалы (названные оборудованием), новые слова (раздел словарная работа) и предварительная беседа, знакомящая детей с культурой народа, которому принадлежит кукла. Вот дословно и полностью некоторые из таких бесед.

Марийская кукла. (На первом месте среди задач урока - познакомить детей с культурой марийцев, вот знакомьтесь)

Марийцы живут по течению Волги. Марийцы почитают свои праздники, в выходные дни всегда надевают красивую, праздничную одежду. Традиционно дети марийцев играли с чурками, костями, травами, самодельными куклами.

На этом всё.

Вот ещё одна "предварительная беседа", к уроку по ненецкой кукле нухуко:

Самодийский народ проживает в Восточной и Западной Сибири, этот народ отличается усердием, терпением, аккуратностью, соседствует с хантами и манси. Куклы изготавливают из клювов водоплавающих птиц. У ненцев водоплавающая птица имеет особое значение, она чувствует себя отлично в воздухе, так как, по их мнению, это мир, куда уходят души умерших, и в воде - это проводник между миром мёртвых и живых.

Утка и гусь обожествлялись, так как они, улетая и возвращаясь, приносят потомство - это новое воплощение ушедшего предка.

Кукла - это посредник между миром живых и мёртвых. Условия жизни северного народа очень тяжёлые. На младенца надевали один мешок из меха оленя ворсом к телу, а другой - ворсом наружу, укладывали ребёнка в колыбель из берёсты и крепили её поперечными упряжками. Таким образом, ребёнок был крепко зафиксирован в оленьей упряжке.

Что тут скажешь... Полный бред. Даже в конспектах никто не отменял логику изложения мысли и грамотную речь. Кроме стилистических ляпов, которыми книга пестрит сверху донизу, автор не знает значение слова упряжка, если думает, что упряжками можно что-то привязать.

Или вот это:

9 мая — праздник победы советского народа над фашистами. Во время войны были разруха, голод, никаких игрушек не было. А во что же играли дети во время войны? Родители изготавливали из ткани пупсика — малышка-голышка. Такие куклы радовали детей и помогали пережить страшные годы войны.

Даже не знаю, что сказать...

Нередки и вот такие перлы:

Главным СОЛНЕЧНЫМ божеством был бог ДОЖДЯ.

Возможно, разгадка этой странной фразы в том, что автор что-то слышал о Дажьбоге...

В России коней вязали из ржаной соломы, потому что пшеница была основной сельскохозяйственной культурой.

А рожь выращивали, видимо, нарочно для соломы... Пшеничная, наверное, не годилась...

Раньше работницами называли женщин, которые работали в поле, работницы использовали красный цвет, например, вышивку на рубахе.

Видимо, в качестве оборудования?

Покосница — это женщина, которая косит сено.

Автор, видимо, не знает, что косить — работа мужская, женщины на покосе работали не косой, а граблями. В словаре Даля, кстати, нет слова покосница, а для обозначения женщины, которая косит, было слово косариха, известное всего в нескольких губерниях.

Теперь посмотрим на описание техники изготовления кукол. Вот как нужно делать всем известного ангела:

  1. Взять квадратный лоскут ткани и положить в середину вату.

  2. Сделать узловую конструкцию, получится голова.

  3. Посередине туловища сложить ткань гармошкой и зафиксировать крестообразно.

  4. Расправить крылья.

Многие другие описания ещё хуже — не говоря уж о безчисленных стилистических и пунктационных ошибках, из этих описаний совершенно невозможно понять ход работы. Нередко они неполны — то начала не хватает, то конца. К примеру, совершенно ничего не сказано об особом головном уборе туркменской куклы. И таких ляпов много. Рисунки тоже очень плохи и не способны что-либо объяснить, часто не соответствуют описаниям. Впрочем, посмотрите сами — внизу статьи есть фотографии некоторых страниц.

Исправить все безчисленные ошибки этой книги невозможно, книга эта — одна сплошная ошибка. Превосходный образец безпросветной глупости, чудовищного невежества, косноязычия и халтуры. Чему может научить детей такая книга?..

Якутская кукла

Туркменская кукла

Кукла хызымских хантов

Ненецкая кукла

Мартинички

  • Да - а - а, тут, и правда, добавить нечего!
    Вопрос - куда смотрят редакторы (хотя бы!!), или редакторов просто нет?.. Ведь многие из ляпов (хотя бы стилистических) можно было исправить. Правда, суть от этого не особо изменится - ведь описаний кукол-то нормальных нет, хотя кукол в книге заявлен целый список!
    Обидно - информация вроде и есть, а на самом деле, её нет. И лучше б даже и не было, потому как переврано много, и не разберёшь, есть ли тут изначальная информация, или нет.
    Ужас, конечно.
    Я каждый раз радуюсь, когда новая книга по кукле выходит, ведь они далеко не все ко мне в руки попадают, и слава богу, что не попадают.:-((
    На волне интереса к тряпичной кукле чего только не выходит, оказывается...

    admin
  • Наташ, тут редактор может сделать только одно - не пропускать книгу. Исправить её невозможно - книгу нужно просто переписывать заново, причём другому автору. Вся книга полна бреда - что стилистического, что этнографического, что технического, что общечеловеческого... Пригладить это нельзя, можно только выбросить:(

    кельт
  • Просто ужас! Бред необразованного человека, а уж в куколке кызымских хантов, мне особенно понравилась фраза из предварительной беседы: У северных народов размер кукол маленький, около 12 см. Такие размеры связаны с жилищными условиями. А на скольких см. Жили бедные люди?

    Елена Безуглова
  • Да, пожалуй исправлять тут и правда нечего. Можно было поправить падежи, но книгу это никак не улучшит.:-)
    Бедная народная кукла!
    Забавно получается - когда народ сам начинает писать о народной кукле, выходит вот такая красота.:-))

    admin
  • Елена, в этом как раз есть смысл (в виде исключения). Образ жизни северных народов - постоянные перекочёвки, поэтому дело не в размере жилища, а в объёме и весе груза. Чем меньше, тем лучше - это существенно, ведь они и так перевозят почти всё - жилища, смену одежды, утварь, шкуры, запас еды... В специальных кладовых хранят только то, что не по сезону (летние или зимние покрышки для чумов, к примеру)... А лишний груз - лишние нарты... Так что сундук с куклами, как у нас - непозволительная роскошь:)

    кельт
  • Спасибо за полезную информацию! Я в этнографической части - полный профан и невежа! Меня интересует, в большей степени, костюм, история костюма и всё, что с ним связано (узенькая направленность), а Вы, кельт, профи во всём!

    Елена Безуглова
  • Я немного знакома с технологией изготовления нухуко и историей этой куклы. Считаю статью об изготовлении этой куклы в цитируемой книге не только страшным невежеством, но и оскорблением культуры народов Западной Сибири и Крайнего Севера. И еще хочу дополнить автора кельт - да, конечно, чем меньше вещей, тем лучше, но при этом у детей было много кукол, целые семьи с бабушками, внуками, тетями и т.д. Плюс чум для кукол плюс деревянные олени, собаки, нарты и все это дети везли сами, в собственных нартах. Это давало навыки, необходимые при кочевой жизни. Так что я не согласна, что кукол было мало.

    Гость (Мила)
  • Мила, совершенно согласна с Вашей оценкой и спасибо за дополнения. Маленькая поправка - мы говорили не о количестве кукол, а об их размере:) Мила, а Вы не могли бы поделиться сведеньями о кукле нухуко? Очень интересно.

    кельт
  • Кельт, я бы хотела откомментировать как педагог. Я вела кружок по кукле, и я могу оценить работу с другой стороны.
    У меня, конечно, трудные дети (в основном, дети мигрантов), но постарше. Но как объяснить даже русскоязычному школьнику (про дошкольника помолчим) послойное навивание ниток я не понимаю. И главное, зачем!!! Хотя словарь это хорошая идея для педагога.
    Интересно, что в разделе оборудование нигде не указана карта РФ. Без карты работать тяжело. А еще желательно прихватить картинки с изображением пейзажей, этнических типов, костюмов и быта.
    Как она предполагает уместить куклу в одно занятие, я не понимаю. Это тоже тяжело и детям и педагогу. кто-нибудь что-нибудь обязательно не успеет. Работа на скорость - работа на износ.
    И еще меня не радует явно лишние действия. Зашивать скатку... Так делали, но тут не тот случай.
    Беседа про ненцев составлена неудачно, как и многие другие. Лучше рассказать про что-нибудь одно, но развернуто. А так - это ничем не связанные предложения.
    Про 12 см это просто прелесть. Игровая кукла должна быть удобной (Покровский, Бартрам), А удобство определяется не жилищными условиями, а во многих случаях телом человека. 12 см - это ладонь с пальцами.
    НО написать грамотную методическую разработку очень тяжело. Педагогические приемы плохо укладываются в слова. Предварительные беседы явно напоминают опорный конспект (это не повод его вставлять как есть, но...). С детьми говорят совершенно по-другому, нежели пишут методички. Как это подать я вот так сходу не скажу.
    Идею вот Вы сами попробуйте написать, а я посмотрю я специально озвучиваю как верх глупости. Потому что трезво оценивать свои способности и не писать бред, не каждый умеет. Но подобные породукты методической деятельности, к сожалению, требуют не охов и ахов, а конкретных идей, рекомендаций, приемов.

    Мария
  • А!!! УУУ!!! Почему я не прочла ранее ваши отзывы??? Заказала на OZONE эту книгу, к счастью, недорого - 136 руб. вместе со всем заказом доставка бесплатна, поэтому не жалко будет выбросить, хотя на ТАКОЕ и этих денег жалко! Скоро придет, добавлю еще что - нить к отзывам наверняка, так как сержусь уже заранее. Меня прельстил длинный заявленный перечень с обещанием пошаговой работы с детьми. В наше время столько хорошей информации о куклах, что даже не могла представить, как ее можно донести неграмотно... А больше всего злюсь на невежество и наглость - заявить книгу и обмануть всех читателей нагрузив бездарностью.

    Гость (Heinos)
  • :-)) Вы правильно сказали - хорошей информации много, но много и не очень хорошей.:-)) Поделитесь потом впечатлениями, интересно. Благо, книга недорогая, так что для того, чтоб полистать, купить можно, не жалко. Хотя хотелось бы хороших книг, конечно.

    admin
  • Купила я эту книгу. Хочу сказать, что еще не держа ее в руках, сомневалась - смогут ли современные дошколята делать таких кукол, которые заявлены в книге? А книгу писал педагог! И книга в основном для педагогов. Чему можно научить детей, если у нас такие педагоги? Ужасная книга. Хорошо, что в интернете подняли эту тему. И так много ложной, искаженной информации о народной кукле, а тут еще такая неграмотная книга! Я уже не один раз пыталась разобраться, найти правдивую информацию о куклах. Знаю, что это порой очень трудно. Но, прежде чем писать методические разработки, необходимо 100 раз все проверить. Не так уж и трудно в наше время побеседовать с людьми занимающимися традиционной куклой. Обидно за город С.- Петербург, где есть замечательные кукольницы, за издательство с названием «Детсво - пресс», обидно за детей, которых будут учить по этой методичке.

    Гость (Auntietata)
  • Ну набросились на человека! Мне лично тоже не всё понятно в этой книге, но это ЕДИНСТВЕННАЯ книга, которая знакомит с технологией изготовления НАЦИОНАЛЬНОЙ куклы. Ни у кого больше такого нет. В основном, это русские или украинские куклы. И всё. Я сделала несколько кукол по этой книге и очень довольна результатом. А что по поводу ошибок, так за собой нужно повнимательнее следить: слова беЗпросветный и беЗчисленный пишутся с буквой С. Вывод: не вздумайте выбрасывать книгу, кто там собирался это сделать. Книга очень нужная и интересная. Пусть кто-нибудь попробует создать что-нибудь подобное, а мы посмотрим и покритикуем может быть.

    Гость (Ирина)
  • То есть если жителю севера, где не растут фрукты, мы решим подарить несколько пакетиков инвайт со вкусом персика, он должен быть нам благодарен за это? Принцип хоть что-то, неважно что губит любую жизнь и любую культуру.

    Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало.
    Два важных правила запомни для начала -
    Ты лучше голодай, чем что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
    Омар Хайям.

    Видимо, такие книги будут появляться и впредь, раз есть те, кто считает их полезными. А жаль.

    Гость (Мария)
  • Что вы, что вы! Буковку Зэ тут принСипиально ставят (есть такое направление в грамотействе - чтобы беса не прославлять). Правда, прославляется он, вонючий, не этой буковкой, а нашим зловредным друг к другу отношением. Господи, помилуй, я вот тоже туда же...

    Гость (Двоешник)
  • Кстати о приставке: без - приставка со смыслом, а буква С - всего лишь оглушение звука З перед глухими согласными. Так проще писать - как слышится. кто-то, может, и боится беса прославлять, а кто-то просто не хочет портить грамматику, несмотря на правила, которые, кстати, постоянно меняются. Информацию лучше на научных сайтах собирать, а не там, где беса боятся:)

    Гость (Мария)
  • И правильно! Законы вот тоже меняются - не уследишь. Не будем их соблюдать, не всем же закон писан!

    Гость (Двоешник)
  • Ну что ты, Двоешник! Всегда соблюдай все правила и законы, ведь они у нас все разумны, справедливы и гуманны, ибо писаны лучшими умами человечества!
    Что до книги, так если по ней учиться, что-нибудь да выйдет, но никак не национальная кукла. При этом кучу нервов и сил потратишь, пытаясь догадаться что и как. Всё равно что есть щи треснувшей ложкой - хотя в рот что-нибудь и попадёт, но по-настоящему щей не попробуешь, да ещё язык поцарапаешь и сам уделаешься.

    Гость (Лесовик)
  • Странно, все ругают эту книгу, но никто не советует, что можно приобрести взамен. Чтобы и туркменские куклы были, и башкирские, и киргизские... А?

    Гость (Лариса)
  • А взамен часто ничего и нет. Но - это не значит, что плохое лучше, чем ничего. Написать хорошую книгу не сложно, что подтверждают многочисленные качественные МК, выложенные в интернет обычными людьми. Вся беда в том, что для книги нужна информация - первичный материал. А его нет. Не публикуют. Далеко не у всех есть возможность собирать этот материал самостоятельно - ездить по деревням, музеям и т.п. А те, кому такой материал достался, сидят на нём, как собаки на сене, публикуя самую малость или давая уроки. Доступа к этому материалу у ШИРОКОЙ публики нет. Подчеркну специально для любителей защищать авторские права - речь не идёт о личных выводах авторов, текстах, диссертациях и т.п. Речь именно о ПЕРВИЧНОМ материале, который в каждой уважающей себя науке стремятся опубликовать, чтобы с ним могли поработать и другие. Для появления книг о куклах нужно, чтобы музейные работники опубликовали список кукол, найденных этнографами, с точной информацией о смысле куклы, месте бытования и технологии изготовления. Поверьте, это намного легче, чем составить списки флоры или фауны. А эти списки есть и постоянно обновляются.. Это бы остановило разгул в приписывании куклам разного рода магических свойств и прочей чепухи. И появились бы хорошо написанные книги.

    Гость (Мария)
  • Согласна - писать для журналов, делать МК, информации достаточно. А для книги - нет. Потому что на домыслы уже в них не сошлёшься, а точной информации, какая должна быть в книге, с источниками и ссылками, её просто нет. Действительно, нужно ездить по музеям и искать, но куда ехать, и будет там то, что ищешь, и передадут ли - неизвестно.
    Достаточно легко можно издать книжку со схемами кукол, но нужны хоть какие-то проверенные описания, потому что они нужны и интересны, а вот с этим - беда. Поэтому и не движется дело.

    admin
  • Я попала на эту страничку в поисках материала именно по туркменской кукле, поскольку в купленной мной вышеназванной книге отсутствует описание головного убора. Я всю жизнь интересуюсь народными костюмами и народными куклами. У меня большая колекция кукол со всего мира. Время от времени я предпринимаю очередные раскопки материалов по теме кукол. Соглашусь, что книга не просто скудна на материал, в ней много колоссальных ошибок самого различного плана. Однако, как выше уже было замечено, это единственная книга, в которой собрано такое большое количество народных кукол. Я сразу для себя сделала вывод, что за подробностями буду ходить в Интернет. И я не согласна, что легко можно издать подобную книгу. Мастер-классов и описаний русских и украинских кукол достаточно. У меня даже есть книга по беларусским куклам. Настоящий шедевр, правда! Но ведь этим далеко не ограничивается культурное наследние даже отдельно взятой Российской Федерации, в которую входит огромное количество народов и народностей. Эта книга мне дает почву для дальнейшего изучения и раскопок, а это уже немало. Кстати, материала про головной убор туркменской куклы я пока так и не нашла... А хотелось бы. Может кому-то посчастливилось найти такой материал?

    Гость (Antonina)
  • Учитель географии, воспитатель школы-интерната. Купила книгу в Санкт-Петербурге, не где-нибудь - в Российском Этнографическом Музее, да-да www.ethnomuseum.ru/ Купила ни одну, а целую коллекцию. Очень интересует эта тема, так как про ненецкие нухуко знаем всё и ещё больше (с закрытыми глазами можем сшить, рассказать и объяснить), куколку с пальчик народа ханты тоже можем весело сшить (на вырост)! Знакомы с другими уграми. Про русские традиции осведомлены...
    А теперь совет для многих с Крайнего Севера, с самой-самой верхушки планеты: уважаемые взрослые люди, не источайте гнев свой так рьяно, пожалуйста. Скромнее и вежливее будьте. У всех есть право на ошибки. Напишите автору письмо через издательство. Выскажите всю критику в лицо, прямо и без издевательства. Книга с недостатками, географическими и этнографическими ошибками, методическими оплошностями - увы и это да. Но вы будьте умнее - сами свою хорошую книгу напишите. Мы прочитаем и порадуемся за вас.
    Удачу зааркань. Печаль застрели.
    Гляди прямо. Ходи ровно.
    И живи просто – тихой жизнью…
    /выписка из извечного закона тундры/
    ПС: лично мне книга (вместе с другими из РЭМ) дала огромную пищу для размышления и проблески для фантазии, как учителю географии и руководителю Школьного Научного Общества. Спасибо ☺

    Гость (Людмила)
  • Людмила, поделитесь пожалуйста техникой изготовления нухуко.

    Гость (Зинаида)
  • Людмила, написать свою книгу - идея хорошая. Но подскажите, где взять достоверную и качественную первичную информацию? Не все живут в больших городах, не все могут ездить в экспедиции. Вы можете делать нухуко с закрытыми глазами - так поделитесь с народом. Будет откуда сведенья почерпнуть тем, кто хорошие книги о куклах хочет писать.

    кельт
  • А мне вот интересно, где же автор насобирала столько материала по куклам народов СССР. Даже такая известная кукольница как Марина Мишина, мне кажется, не обладает таким объемом информации.
    И об авторе нет абсолютно никакой информации в сети - возраст, место проживания.
    Судя по фотографиям в книге, куклы сделаны не совсем аккуратно. Это может говорить или о достаточно молодом возрасте автора или о небольшом опыте работы с куклами.
    Закрадывается сомнение. Возможно куклы воссозданы автором по фотографиям.

    Гость