Кукла Баба Яга

В нетрях интернета наткнулась на тряпичную Бабу Ягу.

Стало интересно смотать такую необычную мотанку. Смотала и ...просто таки влюбилась в нее! Теперь она одна из моих самых любимых кукол.

Поскольку знала о Бабе Яге не много, но читала, что взаправдошная она не такая уж и плохая, стала искать больше информации о ней. Много интересного нашла.

По-моему, ее персона заслуживает бОльшего нашего внимания и разумения. Ведь получилось так, что почитаемая в давние времена Богиня - хранительница Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей.

Итак, вот что нынче пишут:

Баба Йога (или как мы в детстве ее звали - Бабка Йошка))))

Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом).

Баба — Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба — Яга — соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.

На Русском Севере вплоть до наших дней сохранился древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ.

Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: Перепекаем подмена, выпекаем русака. После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.

…Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для того света, довести их до зрелости для существования в ином мире.

В сказке Гуси-лебеди брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.

...Основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?
Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена. Когда времена обращаются наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил.

Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями.

Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире.
Воспользуемся сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум".

Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.

 Лицо у куколки делается за принципом бабки характерной, только у Бабы Яги нос - маленькая палочка

Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Внешность Бабы-Яги подчеркивает ее принадлежность к иному миру - старая, уродливая, бородавчатая, с растрепанными волосами и огромного роста. Все, что уродливо, древние люди инстинктивно приписывали Темному Царству. Однако это - всего лишь маска, которую она надевает, чтобы еще раз показать опасность контакта с миром Мертвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мертвым.

Баба-Яга - хозяйка магии. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу.

Баба-Яга - это Черная Луна, хозяйка тьмы и чародейства. Ее образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богини, властвующие над смертью, воспринимаются как "отрицательные" персонажи.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд.

Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизмопускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. А поскольку в русских сказках сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению).

Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги.

 Баба Яга и ее дар - Волшебный конь

Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.

Автор куклы, представленной на странице - Свитана Цысар (личная страничка - www.svit-rosy.net.ua )

Кукла создана по мотивам авторской куклы Галины Бодякиной, г.Харьков. Мастер-класс - pelagea-kukla.ru

Прообраз Бабы Яги, как самой мудрой женщины в деревне, руководящей и организующей всю общественную жизнь, описан у Б.П.Синюкова www.borsin1.narod.ru/.

Урра! Наконец сделала Бабу Ягу. Правда пока без метлы, на улице уже темно за палочкой идти.

Вдохновили на создание Бабы Яги:) Такая вот у меня вышла...

Свитана, спасибо! Когда делаешь куклу, а ребёнок рядом пытается делать своими ручками тоже самое, даже Баба Яга получается доброй и немного озорной:)
Здесь на фото куклы: Баба Яга, зайчик - на - пальчик, сорока - белобока, сделанные ручками моей 6-тилетней дочкой благодаря этому чудесному сайту и его мастерицам.

Очень интересная статья! Благодарю! Хочу показать вам свой вариант куколки- мотанки Бабы Яги!✌

Вот ещё фото моей красотки, самой очаровательной ( вариант посадки Ёженьки на метлу).

  • Ваша Баба Яга сразила, честное слово - до того она яркая, запоминающаяся, и именно такая, какой она представляется!
    Спасибо за такую красоту!

    admin
  • Спасибо Вам за такой красивый отзыв! Безумно рада, что она Вам понравилась.))
    Надеюсь, нам удастся реабилитировать сказочную старушку, богиню - прародительницу))
    И надеюсь увидеть на станицах Рукуклы еще не одну такую куколку - чародейку))

    Свитана
  • ПС. Мастер - класс, к сожалению, сейчас не могу сделать (может позже, когда фотоапарат вернется). Могу лишь подсказать, что лицо у Бабы Яги делается за принципом Бабки характерной, с тем лишь отличьем, что у Яги нос - щепка - палочка. Сама же кукла - скрутка. Ну и горб можно примотать... В принципе, ничего сложного.

    ППС. Повторюсь, но я очень надеюсь увидеть здесь Ягушки, смотаные разными рукодельницами))

    Свитана
  • Свитана, Спасибо большое за замечательную статью! Я тоже пришла к похожему выводу, когда делала куклу Русалку - никак она у меня не получалась злобная и коварная! Надо будет теперь Ягушу сделать)

    Alena
  • Статья хорошая, только одно непонятно — откуда Дий Владимир и иже с ним берут подобные сведенья. Много лет назад, интересуясь современным мифотворчеством, я читала их литературу. Начало обычно «интригующее»: люди пишут, что раньше всякие сакральные и тайные знания были выбиты на золотых дощечках, потом их переписали на деревянные, потом на пергаментные листы, и всё это пропало в разных катаклизмах, кроме пары последних пергаментов. Их нашли и сейчас расскажут нам всю правду о наших славных предках. Далее следуют просто терабайты информации — подробная история с датами, именами героев, названиями мест, подробностями великих событий... И всё это — с последнего уцелевшего пергамента:)))

    Может, не стоит мешать подобный бред с народной культурой? Она и так уже немало опорочена разными толкователями... Переосмысление явлений, перерождение светлых героев в тёмные давно известно науке и названо демонизацией образа. Это есть во всех культурах и связано с тем, что прежние обычаи, отмирая и уходя в прошлое, переосмысляются и выворачиваются наизнанку. «Хорошее» (новое) обычно приходит на смену «плохому». Образ Яги очень древний, об этом говорит хотя бы её женский род. Не удивительно, что он пережил такое переосмысление.

    А кукла получилась очень хорошей:)

    кельт
  • Да, кельт, совершенно согласна - сегодня откуда-то внезапно взялось сразу целое море литературы с сомнительной информацией. Сомнительная в том смысле, что подтверждений нигде никаких нет; появилась - и всё тут. Показательно, что такая литература в озоне лежит в разделе под названием... Новые религии (современные религиозные течения - www.ozon.ru/catalog/1139289/)! И с этим полностью соглашусь - это уже сродни религии.
    Образ бабы Яги древнейший и сейчас оказывается, что он малоизученный - много нового найти можно, но только вопрос - кому доверять?.. Принимаем то, что нам по духу близко, с чем соглашаемся, и эту мысль начинаем развивать... Хотя это не говорит о том, что данное знание - 100% верное.

    Кукла действительно - великолепная!

    admin
  • Спасибо, кельт, за Ваши очень уместные мысли. Действительно, сейчас так много толкователей и мастеров, что не знаешь, кому верить и у кого учиться. А куклу народную так " обряжают", что диву даешься. Удивляет, что люди, мало знающие верят. Недавно увидела на ярмарке куклу (жаль, не сфотографировала). Женщина, продавшая ее, убеждала всех, что кукла - обереговая и очень привлекает деньги. Мол, кто ее купит, всегда будет с деньгами. Куклу она называла авторской, в странных по форме руках кукла держала китайский шарик (такие продают во всех магазинах рукоделия). Грустно стало!

    shpak
  • Кому доверять - вопрос несложный. Никому:) Принимать что-то на веру - верный путь к ошибкам. Уважать можно тех, кто добросовестно указывает источники сведений и открыто обосновывает свои выводы - так, что любой может проследить путь его умозаключений и проверить их. Не ПОверить, а именно ПРОверить!
    А обмануть легко того, кто сам этого хочет. Людям больше нравится верить в сказки и выдумки, а правда часто прозаична, неполна, наука не всегда знает ответы, нередко и ошибается из - за недостатка сведений... Ложь всегда правдоподобна, всегда отвечает на ВСЕ вопросы, всегда прикидываются правдой, часто подмешивая к себе истинные знания; она к тому же часто красива и поэтична, она похожа на мечту, в которую так хочется поверить; она обычно причудлива и разнообразна — на любой вкус:) И можно легко выбрать то, что «ближе по духу». т.е. люди ВЕРЯТ ТОМУ, ЧЕМУ САМИ ХОТЯТ ВЕРИТЬ, а совсем не тому, что истинно. Поскольку истина — вопрос не веры, а знания. При этом люди думают, что сами сделали выбор, а на деле — всего лишь попались на удочку тех, кто знает простейшие законы работы мозга и знает, как на этом сыграть.

    А баба Яга не такой уж малоизученный персонаж, о ней известно давольно много. У того же Проппа можно почитать... И идея этой статьи в целом верна.

    кельт
  • А бабуля-то моя, авторская) кому интересен МК смотрите на pelagea-kukla.ru/?page=6

    Гость (Galina)
  • Какая хорошая Баба Яга!)

    Гость (Galina)
  • Очень хочется посмотреть МК по этой кукле!))

    Гость (Galina)
  • Galina, источник вписала в начало статьи, но посмотреть не могу - не открывается у меня ни эта страница, ни главная сайта, попробую завтра, может сегодня что-то не работает... Напишите, как указать автора.

    admin
  • Галина, письмо получила, имя автора тоже вписала!

    admin
  • Захожу по ссылке без проблем, только что проверила

    Гость (Galina)
  • А у меня так и не открываетс я.я. правда, за городом, может с каналами что-то, такое встречается крайней редко. Но бывает. Колёсико крутится, но ничего не открывается - так пустая страница и висит.

    admin
  • Наталья, как-то неправильно вышло. Я ЗА то, чтобы было указано КТО АВТОР МАСТЕР - КЛАССА, ПО ПРИМЕРУ чьей авторской куклы смотана моя кукла, но Вы написали жирными буквами " автор - Галина Бодякина..." Простите, а я тогда кто этой кукле на этой странице? Просто статью написала?

    Гость (Свитана)
  • Поскольку Вами сформулированое предложение искажает представление об авторе конкретно ЭТОЙ куклы, прошу Вас изменить те жирные слова на " кукла создана по мотивам авторской куклы Галины Бодякиной"

    Гость (Свитана)
  • Свитана, сейчас поправлю.
    Сложно нынче с куклами:-))

    admin
  • Всё, я поправила текст, если лучше как-то по-другому написать - вы тогда в статье поправьте. Сейчас вроде всё на свои места встало.

    admin
  • Ох, Наталья, с куклами-то как раз очень все просто. Сложно нынче с их авторами...))

    Свитана
  • Да нет, ничего, всё в порядке, всё - таки куклы - это родные детища, к ним очень привязываешься, это я по себе знаю.:-) Очень много мы в них вкладываем, в каждую!

    admin
  • Ссылка на мастер - класс не открывается (Такая замечательная кукла! Так хочется сделать!

    Гость
  • Урра! Наконец сделала Бабу Ягу. Правда пока без метлы, на улице уже темно за палочкой идти.

    Ольга Тимофеева
  • И у меня ссылка не открывается. Жаль, очень понравилась кукла.

    Гость
  • Замечательная бабушка!!
    Особенно лицо нравится, очень характерная!

    admin
  • Ольга, отличная баба Яга у Вас получилась!)) Просто красавица))

    Свитана
  • Есть мастер - класс по очень схожей Бабе Яге (с ножками)) - stranamasterov.ru/node/171467
    Принцип почти тот же. Разница лишь в том, что в авторском варианте Пелагеи, в нос еще вставляется мааленькая щепочка. Ну а туловище в МК можно заменить скрукой, ножки ведь не обязательно делать.

    Свитана
  • Вдохновили на создание Бабы Яги:) Такая вот у меня вышла...

    OlgaRu22
  • Забавная какая! Мне очень нравится!:-) По-моему, она у вас добрая вышла. :-))

    admin
  • Спасибо!:) Она, действительно, добрая получилась, дочка забрала её себе, чтобы от " бабаек" защищала:)

    OlgaRu22
  • OlgaRu22, забавная у Вас Бабка Йошка получилась)

    Свитана
  • Очень хочется научиться делать такую куколку! Не подскажете, где можно посмотреть ход работы?

    Гость (Анна)
  • Посмотрите по ссылочкам в конце статьи.

    admin
  • Свитана, спасибо! Когда делаешь куклу, а ребёнок рядом пытается делать своими ручками тоже самое, даже Баба Яга получается доброй и немного озорной:)
    Здесь на фото куклы: Баба Яга, зайчик - на - пальчик, сорока - белобока, сделанные ручками моей 6-тилетней дочкой благодаря этому чудесному сайту и его мастерицам.

    OlgaRu22
  • Очень - очень здорово!! В 6 лет куколок, знаю, делать непросто, затягивать узелки, придерживать и завязывать, а тут такие аккуратные куколки!

    admin
  • Свитана, спасибо за очень интересную статью. Если можете, укажите, пожалуйста, ссылки на использованные первоисточники. Прообраз Бабы Яги, как самой мудрой женщины в деревне, руководящей и организующей всю общественную жизнь описан у Б.П. Синюкова

    Гость (Александр)
  • Внесли в статью.

    admin
  • Это баба яга весит у меня на входной двери после того как нам её подарили. Сказали что она оберегает дом от злых людей и завистников. Но после этого у нас с женой пошло всё на перекосяк и в итоге мы разбежались. Скажите пожалуйста может виновата баба яга??? Ответ высылайте на почьту,sergeyi.1971@mail.ru. Зарание спасибо и жду

    Гость (Сергей)
  • Моя сваха подарила чёрную куклу бабы яги моей дочке с зятем. С тех пор у них начались проблемы в семье. Может ли это быть из-за куклы? Я волнуюсь, потому как сваха не очень любит мою дочь. Что делать?

    Гость (Алёна)
  • Если сваха дочь не любит, подарки от неё особо лучше не брать, тем более своими руками сделанные. Пусть переставят куклу куда-нибудь, или на дачу отвезут. Главное, чтоб дарительница не обиделась.
    Ну или душевно подружиться с куклой можно попробовать; всё это по ощущениям.

    admin
  • Очень интересная статья! Благодарю! Хочу показать вам свой вариант куколки- мотанки Бабы Яги!✌

    Гость (Виктория)
  • Вот ещё фото моей красотки, самой очаровательной ( вариант посадки Ёженьки на метлу).

    Гость (Виктория)
  • Хороша бабулечка! Нарядная, на баба-ёжкин праздник собралась, наверное ))

    admin
  • Сладила бабульку Ягульку ещё в апреле, и она мне, за это время столько не желательных гостей в дом не пропустила! По истинне мощная мотаночка! Люди приходящие с плохими мыслями к нам в дом, далее порога ступить не могут, а некоторые и лбы расшибали из за того, что резко выметались из квартиры. Ягуля висит, аккурат на против входной двери и ревностно несёт караул, а за примерную службу была примирована совой, мухаморчиком и камешками!☺ Не иначе, как точно на праздник собралась!👐👐👐

    Гость (Виктория)