Из чего делать народную куклу?

В интернете всё чаще натыкаешься на такие вот рассуждения:

если бы у наших бабушек под рукой оказался тот бросовый материал, что у нас с вами (пластиковые бутылки, слюдовые мешки, целофановые пакеты....) использовали ли бы они их для своих быстрых кукол или нет??? И решила, что использовали бы! Поэтому, думаю, что такие куклы можно отнести к народным.

Я взяла трикотажку, мой любимый исходный материал Но есть люди, которые высмеивают меня за это. Мол, не по правилам. А кто такие правила устанавливал? Мастер работает с тем, что имеет под рукой.

Одна особа сказала, что она ни за что не будет делать кукол на основе пластиковых бутылок. А другая называет таких, как я "Любителями трикотажа". Ну, а кто кого заставляет работать с таким материалом. Не делайте из бутылок, не используйте ткани, которые носите сами. Ищите на здоровье старинные тряпки...

Принцип выбора материала "из того, что есть" - мой любимый. И, как мне представляется, самый что ни на есть традиционный. Только раньше под рукой было домотканое полотно и природные материалы, а сейчас - в том числе и трикотаж, пакетики и бутылочки.

Взято отсюда - pelagea-kukla.ru/451-kukla-pogremushka-shurshalka-mk-zinaidy-letinoyi-polotsck-belarus.html?page=1#comment-2694

Как это расценивать? Что тут правильно, а что нет?

Начнём сначала. Сейчас кукольное движение делится на два больших потока — реконструкцию и свободное творчество. У каждого из них есть и достоинства, и недостатки. Реконструкция хороша тем, что позволяет лучше прочувствовать настроение человека прошлого путём точного воспроизведения его творений. Но она не сохраняет традицию, а всего лишь консервирует её для определённого времени. Кукольное дело, как и любое другое, таким путём сохраниться не может, ибо сохраниться дело может только в сердце человека, постигшего его суть. Постигнуть суть любого дела невозможно только повторением известных образцов — необходимо ещё своё, личное, творчество. Думаю, всем понятно, что любая традиция, особенно рукодельная, не может вдруг замереть и перестать меняться. Остановка развития равноценна гибели, и сохраняться при этом будет не сама традиция, а всего лишь память о ней.

Поэтому кукольному делу необходимо развитие, а значит, необходимо и творчество. Но свободное творчество — не всегда благо. Может быть свобода от нелепых и ненужных догм, от отживших канонов — такая свобода обновляет традицию, даёт ей новую жизнь. Но может быть свобода и от ответственности, и от понимания. Творчество по принципу что хочу, то и ворочу всегда разрушительно, мелко и низкопробно. Вот теперь, имея всё это в виду, поговорим о том материале, из которого можно делать народных кукол.

Для реконструкторов определённой эпохи совершенно необходимы и материалы той эпохи или материалы, сделанные по приёмам той эпохи. Естественно поэтому, что кукольники-реконструкторы собирают старинные и рукодельные ткани и используют только их — такой подход полностью соответствует их цели — повторить. Неестественно другое — то, что принципы реконструкции они слепо переносят на создание современных народных кукол, т.е. кукол, создаваемых в наше время в духе старой традиции. Для человека, который хочет создать народную куклу сейчас, не обязательно скрупулёзно повторять то, что было создано раньше, и не обязательны поэтому старинные материалы. Но зато обязательно другое — понимание, что именно несёт в себе традиция народной культуры и куклы в частности. В этом вся сложность вопроса — снова надо разбираться, различать, понимать и т.п. Опять надо решать, что в духе традиции, а что не в духе; что можно, а что нельзя... Это так утомительно, и не проще ли просто творить, как душа и руки подскажут? Нет, не проще — бездумное существование для человека невозможно и губительно: бездумная жизнь всегда печальна, несчастна и неудачна; бездумное действие всегда ведёт к плачевному итогу... Разум и интуиция вовсе не противники, они дополняют друг друга; подлинное творческое озарение невозможно без больших знаний и глубокого понимания.

Поэтому попробуем разобраться. Обратите внимание, я намеренно это подчёркиваю: то, что написано ниже, написано для тех, кто хочет создавать кукол в духе народной традиции. Те, кто хочет делать просто куклу из чего угодно, могут дальнейшее не читать.

Что такое мусор?

Куклы и мусор. Куколки - простые столбушки, наряд - два квадратных лоскута от старого одеяла, обыкновенная обвязка и пара швов.

Да, все давно заметили, что раньше под рукой у человека всегда была природа, и подручными материалами были её дары. Теперь времена изменились, и под рукой у человека блага цивилизации: пластиковые бутылки, коробочки из-под киндер-сюрпризов, полиэтиленовые пакетики и т.д. и т.п. Это стало новым миром человека и вполне закономерно, что он это использует. Хорошо это или плохо?

Мне доводилось наблюдать за чайками лет 25 назад и совсем недавно. Чайки были морскими птицами, но времена изменились, появились новые источники пищи, и чайка превратилась в птицу помоек. Это естественный процесс. Чайка не думает — она берёт то, что даёт среда и предпочитает то, что взять легче.

Но человек-то — не чайка (предполагается, по крайней мере), человек должен мыслить, иначе какой же он sapiens? И когда появляются новые материалы, предполагается, что он должен не слепо хватать, что дают, а подумать и решить — приемлемо это или нет. Ведь материал, как и образ куклы, служит отправной точкой мысли, толчком для воображения и началом цепочки ассоциаций: берёста, старая льняная ткань, шерсть, зола и прочее задают направление в природу, вызывают в памяти берёзу, поле, огонь, нежный пушистый мех животных... весь родной нам мир. То же самое делает и пластиковая бутылка — ведёт наши мысли к тому, что связано с ней, - к фантам и спрайтам, к свалкам, к огромному плавучему острову из мусора в Тихом океане...

Но вот наш народ в большинстве своём особой разницы не видит, поскольку ему нравится жить среди помоек. Несколько лет назад мы работали на Ямале и часто летали над тундрой на вертолёте. Пролетаешь над ненецкой стоянкой — стоят пара чумов, несколько нарт, а уйдут ненцы — останется лишь след от упряжек и ни одной мусоринки. Подлетаешь к русскому посёлку, его ещё даже не видно, а внизу на километры раскинулась помойка — со всех сторон, как оправа. Вот вам наглядный пример состояния души и мировоззрения людей из разных миров. И не надо говорить, что помойки никому не нравятся, а просто, мол, ничего не поделаешь. Кому НА САМОМ ДЕЛЕ не нравятся — тот делает.

А теперь перейдём от образа чистой тундры к знакомым для нас картинам родного леса. Оглянитесь вокруг: чуть где заезд — там же и свалка; даже в самых отдалённых уголках, где есть хоть какая-то дорога — свалка; рядом с самым маленьким озерком или речушкой — свалка... Все наши жилища сейчас – от деревенского дома до мегаполиса – все в центре помоек. И мы даже радуемся этому – как удобно, мусор можно выбросить прямо рядом с домом! И что оставляем мы после себя? Везде, где мы побывали, - помойки, помойки, помойки... Что ж удивительного в том, что нам нравится мастерить кукол из мусора — это часть нашей жизни.

Недавно одна умная и чуткая девочка гуляла с мамой по лесу и радовалась, как же в лесу хорошо. И вдруг наткнулась на свежую свалку... Сквозь слёзы у неё вырвалось в отчаянии: Мама, ну почему так?! Ну почему люди всё портят?! Что могла объяснить ей мать? Что есть люди, а есть нелюди? Что равнодушных и тупых нелюдей слишком много? И что земля их носит, а мир таков, что эти нелюди могут всегда испоганить любой уголок родного леса?.. Уж если этой девочке предложить сделать куклу из пластиковой бутылки, она содрогнётся от ужаса, вспоминая своё безсильное горе.

Раньше бутылки и другие сосуды делались надолго и часто были произведениями искусства. Их создавали для того, чтобы СОХРАНИТЬ содержимое. А пластиковая бутылка или пакет созданы для того только, чтобы донести содержимое до потребителя и БЫТЬ ВЫБРОШЕННЫМИ. И в них всегда ощущается эта временность, ненужность, дешевость и недолговечность.

А чем же плох журнал, спросят меня, ведь это та же бумага. Отвечаю: он тоже ведёт мысль к тому, чем наполнен — к дурацкой рекламе, пустым статьям, убогим мыслям и прочему. Раньше на внутренней поверхности берестяной трубочки писали свои родовые знаки, позже вкладывали молитвы, а теперь докатились до не нужной никому писанины, место которой в макулатуре.

Интересно, что, задаваясь вопросом, использовали бы или нет наши предки тот бросовый материал, что в таком изобилии есть у нас, современные люди не очень-то понимают, что между нынешним мусором и бросовым материалом прошлых веков огромная разница. Наши предки не знали того мусора в чистом виде, который окружает нас. Любой продукт жизни или дела был ЕСТЕСТВЕННЫМ сырьём для какого-нибудь другого продукта. "Отвратительные" помои после мытья посуды превращались в сытное пойло для скота, напоминая человеку о вкусном молоке, сыре и мясе; навоз (и от скотины, и от человека) становился органическим удобрением, хранящим в себе будущий урожай (до сих пор в произведениях писателей прошлого века можно прочесть про "уютный запах скотного двора, овевающий старого скотника"); черепки от разбитого горшка измельчались и шли в глиняное тесто для будущих изделий, придавая им новые свойства, и т.п. Зола шла на щёлок, калийное удобрение, но главное — она всегда напоминала человеку о домашнем очаге и обо всём, что с ним связано — о семье, роде, доме, тепле и защите, счастье быть среди своих - тех, кто любит тебя и понимает... Недаром именно золой наполнены многие куклы.

Для наших предков в кукле важен был не только внешний образ, но и наполнение, и часто ТО, ЧТО ВНУТРИ, БЫЛО ВАЖНЕЕ ТОГО, ЧТО СНАРУЖИ. И любой материал для кукол никогда не был просто и только сырьём — всегда он был ещё и знаком чего-то хорошего, нужного, важного и правильного.

А теперь ответьте на вопрос — стали бы люди с таким мировоззрением, имей они под рукой мусор (настоящий мусор, какой знаем мы — тот, который никому не нужен и который никому не жалко выбросить), вкладывать его внутрь куклы? Стали бы наполнять своё творение никчёмной дрянью? Стали бы ставить в красный угол замаскированную под куклу пластиковую бутылку или давать детям погремушку из шуршащего пакетика? Стали бы писать свои священные родовые знаки фломастером на этом пластике? Думаю, ответ очевиден.

Могут возразить, что и современный мусор можно сделать сырьём для каких-нибудь поделок точно так же, как естественные отходы. Так же, да не так: естественные отходы и так уже являются сырьём, их не надо таковым делать. Это закон природы, которому они следуют, а мы в попытках куда-то пристроить НЕНУЖНЫЙ пластик, всего лишь подражаем этому закону, подделываемся под него, ещё больше увеличивая долю фальши в созданном нами мире.

Для человека, живущего в природе, разница настолько бьёт в глаза, что ощущается телесно. Передать это ощущение тем, кто им не обладает, невозможно. И вот почему. Живую природу современный горожанин видит крайне редко (по сравнению с человеком прошлого), он гораздо чаще видит природу на картинках — в книгах, по телевизору, в интернете... Чаще настолько, что картинка начинает казаться более настоящей, поскольку мозг привыкает работать именно с ней. Не раз мне доводилось с удивлением и ужасом наблюдать, как горожане восхищаются фотографиями пейзажей и слепо проходят мимо мест, где были сделаны эти снимки. Развитие мозга сильно зависит от той среды, в которой человек живёт и информацию из которой его мозг обрабатывает. Мышление, само мировоззрение, даже подсознательные представления о мире очень сильно зависят от среды обитания. Мы — биологический вид, мы рождены для жизни в природе, не рядом с ней, а внутри неё. И замена этой среды меняет человека невероятно. Соответственно меняются и его вкусы, ценности, подход к творчеству и прочее... Это мало кто замечает и почти никто не верит, что эта разница настолько велика. И вот человек, слепо проходящий мимо живой природы, даже не осознавая этого, берётся творить куклу, созданную теми, кто жил одной жизнью с этой природой. Думаете, у него получится что-то похожее?

А теперь подумаем о самом принципе делать кукол из того, что под рукой. Так ли он всеобъемлющ? Так ли он важен был для наших предков? Для любого рукоделия, а не только для кукол, сырьё подбирали вдумчиво и тщательно. Мужчины нередко часами искали в лесу нужную коряжку — хоть для прялки, хоть для простой мутовки; для кукол подбирали лоскутки, ходили в лес за нужной палочкой, если её не находилось среди дров; даже для простеньких куколок на скорую руку, сделанных в поле, отбирали травы. Никогда не хватали, что попало, лишь бы блестело, шуршало, гнулось или что там ещё привлекает современных людей в ярком мусоре нашего времени. Рукоделие не было способом утилизации отходов, и поэтому мусор никогда не служил для него сырьём!

Если понимать это, можно брать материал и из дорогого магазина тканей, и со свалки, важно различать — что ты с этой свалки несёшь: мусор или сокровище.

Материал, который человек выбирает для своей куклы, соответствует его внутреннему миру, созвучен душе. Повторюсь — раньше материал не только не брали случайно, больше того — его выбирали не просто по пригодности для дела, но и по той идее, которая с ним отождествлялась. Сейчас мусор настолько стал частью мира человека, что не все даже ощущают его мусором и легко дают детям как игрушку. Вот уж воистину — времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Жаль только, что эту фразу понимают очень примитивно — мол, так и должно быть — и мало кто задумывается, в какую же сторону мы меняемся вместе с временами...

Встречаются и такие возражения — мол, для «быстрых» кукол, предназначенных для того, чтобы отвлечь ребёнка, который мешает родителям что-то делать, не выбирали материал, а крутили кукол из того, что попадалось под руку, и это, мол, говорит о находчивости наших предков, и это правильно и хорошо. Однако же, говорит это всё не столько о находчивости, сколько о другом. Не буду касаться воспитания, при котором надо чем-то отвлекать ребёнка, чтобы не мешал — у хороших родителей не бывает такой задачи, их ребёнок всегда занят делом, интересным для него, и никому не мешает.

Хочу заострить внимание на другом — КТО ЖЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ТО, ЧТО ПОД РУКОЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ИМЕННО МУСОР, А НЕ ЧТО-ТО ИНОЕ? Ответственны за это только сами люди: сначала они этот мусор покупают, потом не выбрасывают, а потом вполне закономерно говорят - ну вот, раз уж он оказался под рукой, то из него куклу и сделаем. Человек сам решает, как ему жить, в том числе выбирает и то, что держит рядом с собой и что у него под рукой оказывается. Если рядом всегда и в первую очередь есть мусор, значит, человеку он нравится.

И думать тут надо не только о том, из чего делать куклу, но и по большому счёту о том, рядом с чем жить и чем наполнять свою жизнь и жизнь своих детей. Здесь тоже не так всё просто — многие, к примеру, уверены, что игрушку для ребёнка можно делать из чего угодно, главное — сделать её с любовью. Многие уверены, что природные материалы в домах держать и не надо — природу можно вне дома посмотреть: сбегать в лес потрогать палочку, а дома поиграть пластиковой бутылкой. Какая, мол, разница? А разница огромна: одной лишь «голой» любви недостаточно — без понимания и знаний она не принесёт добрых плодов. Дети вынуждены жить в том мире, какой создали для них любящие взрослые, и вынуждены впитывать в себя впечатления этого мира. Горько, что не все взрослые понимают, насколько важны эти впечатления и не все видят качественную разницу между прикосновением к живому дереву и к искусственной пластмассе.

Ручная работа

Ещё хочется сказать пару слов о фабричном материале. Многие кукольницы с удовольствием используют всякие ленточки-тесёмочки, цветочки и прочую околошвейную мелочёвку, и настаивают на том, что это прекрасно и замечательно. А другим не хочется всё это брать, как-то не ложится оно на душу или не годится куколке. В чём же тут дело? Поверхностные умы увидят в таком нежелании только ханжеское неприятие современного или заводского, упёртое стремление сделать куклу понародней. Они не видят разницы между самодельной и фабричной тесьмой или видят превосходство последней. На самом деле разница тут почти физиологическая.

Мы рождены в мире природы, мы жили в этом мире примерно две сотни тысячелетий, а наши генетические предки и того дольше. И мы впитали в себя одно отличительное свойство живой природы, проявляющееся даже в кристаллах. Свойство это - неравномерность. Посмотрите на листву — каждый лист на дереве одинаков по очертаниям, и эта повторяемость очертаний создаёт чёткий ритм. Но в то же время ни один лист не повторяет в точности другой, если наложить их друг на друга, и это тоже заметно глазу, и именно эта небольшая непохожесть, наложенная на более зримый чёткий ритм (можно сказать, ритм с большей длиной волны), делает его живым, смягчая излишнюю чёткость.

То же самое можно сказать о ручном шитье — едва заметную неравномерность стежков мы безотчётно воспринимаем как свойство жизни, точно такое же, как неравномерность листвы, и простая строчка кажется поэтому живой. Фабричные изделия такого лишены, их безупречная штампованная чёткость делает их мёртвыми. Недаром до сих пор есть немало мастеров шитья, признающих только ручную работу — они очень тонко чувствуют эту разницу.

Кроме того, стежки много могут рассказать о человеке — они меняются от настроения, возраста, характера и почти так же особенны, как почерк. Такими же особенными получаются и куклы.

Часто возражают — мол, у наших предков не было таких возможностей, какие есть у нас — не было магазинной тесьмы, ленточек, бижутерии и всяких разных рукодельных припасов. Глупо, мол, отвергать такие преимущества. Но такие возражатели почему-то совсем не думают о том, что за возможности были у наших предков.

Для нас возможность почти всегда связана с деньгами, почти всегда это возможность КУПИТЬ. Таков наш мир. И нам невдомёк, что для наших предков возможность — это прежде всего возможность СДЕЛАТЬ. И это гораздо шире, это даёт на порядок больше свободы и намного больше радости. Радость ручного труда, кстати, надо испытать самому — это ещё одна малопонятная черта для нас, привыкших мерить ценность работы затраченным временем и ценой изделия...

Скажу ещё пару слов о работе руками, это важно. Мы ручной труд воспринимаем всё ещё как суровую необходимость в трудной жизни предков, и отзывы о радости ручной работы скорее исключение, чем правило. Однако же, потребность в рукоделии у человека намного сильнее, чем кажется, и причина этому тоже почти физиологическая. Работа руками и мышление неразрывно связаны. Кому интересно, почитайте работы Ф. Кэшинга, который жил среди зуни и вернул свои руки к их первобытным функциям, заставляя их проделывать всё то, что они делали в доисторические времена, с теми же материалами и в тех же условиях, которые характеризовали эпоху, когда руки были так связаны с интеллектом, что они действительно составляли его часть. Он увидел сходство в языке жестов и членораздельной речи, причём сходство было в строе обоих языков (ручного и звукового), т.е. было почти грамматическим. Так что наша речь — тоже своего рода рукоделие.

Работа руками помогает работе мысли — это заметили давно и многие. Недаром большинство учёных прекрасно владели ручными ремёслами, казалось бы, никак не связанными с их работой, и с удовольствием тратили время на них. Сейчас ручной труд опять появляется в нашей жизни. Отчасти вот почему. Во всяком рукоделии есть одно огромное и важнейшее достоинство: неспешность. В нынешней городской жизни люди ежедневно проделывают множество дел, на поверку совсем не нужных человеческой душе. Этими делами они подменяют настоящую жизнь — жизнь, которая должна течь через сердце и ежесекундно напоминать человеку о радости бытия. Это редко кому сейчас удаётся. Отними у нынешнего суматоха все его дела — и он будет маяться и томиться, не зная, куда себя деть, поскольку жить – просто жить – он не умеет.

Но вот такой человек берёт в руки иголку, вдевает нитку, завязывает узелок, делает первый стежок... Потом ещё один, ещё один, ещё... И увлёкшись, он вдруг замечает, что на душе становится легко, замедляется и прекращается быстрая скачка поверхностных и пустых мыслей, человек поднимает голову от шитья и вдруг видит, как медленно и величаво плывут облака, какой радостной зеленью поблёскивают листья деревьев, как красиво высветил солнечный луч тонкие нити паутинки... Человек замечает, что вокруг него – настоящий и прекрасный мир, и что жизнь дана ему именно для этого мира. И начинает жить.

Ручные швы многим уже не кажутся рутиной, скучным делом, от которого избавиться бы побыстрей. Даже в самом простом, обычном, давно известном шве, можно найти новое и интересное. Вдумчивый мозг проникнет в тайну любого шва – не просто выучит и запомнит порядок выполнения, нет – поймёт, почему и как шов получился именно таким, какие переплетения нитей породили его... Шов перестанет быть для него сочетанием определённых движений – за ними он разглядит идею, почувствует рождение шва, увидит внутренним зрением одновременно изнанку и лицо, переживёт все путешествия иголки и неизбежно изобретёт на основе этого понимания много нового.

Вышивка полностью меняет облик ткани.

Два простых шовчика сделали куклу другой.

Подумайте только — сколько рукодельных приёмов было в распоряжении человека! Любая женщина умела шить (а чтобы научиться хорошо шить, надо лет 5 при хороших руках), владела десятками разных швов. Сколько узоров можно из них составить! Простую тряпочку можно превратить вышивкой в любую нужную тебе узорчатую ткань (не говоря уж о том, что такую ткань можно соткать). Не обязательно, конечно, вываливать на каждую куколку всё, что умеешь, но если умеешь многое, то даже один простенький шовчик (на который надо несколько минут, кстати) сделает эту куклу особенной, единственной и неповторимой и главное — именно такой, как задумывалось.

Лоскуток для одежды Деда Мороза найден в мешке выброшенного тряпья. Посох - кусок проволоки и стеклянная звёздочка - обломок ёлочной игрушки.

Кукла Доны. Посмотрите, как вышивка преобразила невзрачную ткань, какой нарядной стала кукла.

А сколько может дать кукольному мастеру умение вязать! Тесьма, вязаное полотно, кружева, шнурочки, соединительная или краевая обвязка... всё это в дополнение к радости от ритмичных движений спиц или крючка (о влиянии ритмичных движений (от качания на качелях до соития) на наш мозг тоже известно довольно много, и интересующийся найдёт сведенья). А сколько разных кружев можно сплести обычной иглой, не говоря уж о плетении на коклюшках.

Каждая женщина знала и простейшие навыки плетения, кручения, сборки... Как украшает кукольную одёжку даже незамысловатая сборочка, а ведь очень просто сделать её ещё и зубчатой. И радостно, и легко сплести или скрутить поясок из ниток нужного цвета и толщины, нужной ширины и плотности кручения.

Фибула для медвежонка из куска медной проволоки.

Магазинное (на платье) и ручное (платок) кружево. Фибула сделана из обрезка латунной трубочки.

Представьте только, насколько интереснее делать кукол, если умеешь не только шить, вязать, вышивать, плести (и из ниток, и из берёсты, и из трав, и из ивовых прутьев — многие приёмы плетения одинаковы), валять и ткать, а ещё и работать с металлом, лепить из глины и т.д. Нужна кукле корзинка — пожалуйста, нужны лапоточки — проще простого, кринка понадобилась — и это сделаем... Причём, всё это будет не просто рукодельным, а подходящим именно для этого образа, только для этой куклы. А для игры можно и печь слепить из глины, и даже затопить её по-взаправдашнему, и попросить отца, мужа или брата мебель смастерить, или самой сшить мебель, простегав для жёсткости лоскутки (мы ведь и стегать умеем, да не просто так, а узорами)...

Неужели лучше перебирать мешки покупных припасов или искать что-то подходящее в магазинах? Не прикрывают ли нынешние "богатые возможности" нашу рукодельную бедность? Наши предки были намного богаче нас, ибо человек богат тем, что он УМЕЕТ, а не тем, что ИМЕЕТ.

Невозможно, повторюсь, объяснить словами, но если вы своими руками создаёте из тряпочек цветок, чтобы украсить куклу, в ваше творение перейдёт тот образ, что был у вас в голове во время этой работы — образ прекрасного цветка, и именно его увидят другие; а если прилепляете на куклу магазинную пластиковую штамповку, пусть она даже гораздо больше похожа на цветок, у вас получается пустая бронзулетка. Так что же - спросят меня - совсем нельзя пользоваться ничем магазинным? Ну, конечно, можно, больше того — порой красивая тесёмка или ленточка могут подсказать идею будущей куклы, и такое бывает :) Не всё магазинное и современное плохо, и я вовсе не призываю вернутся в пещеры, шить костяными иглами и нитками из жил, но — я призываю ОТЛИЧАТЬ хорошее, верное, светлое, правильное от наносного, чуждого, ненужного и потому уродливого.

Я призываю внимательнее смотреть, больше думать, призываю не тянуть куклу в свой мир за ручку, а наоборот — идти за ней, следовать за её образом, вникать в её мир, добираясь до сути того мировоззрения, которое она отражает. Мировоззрения тех, для кого многие нынешние цели и стремления чужды, непонятны и противны; кого природа научила любить красоту, а не её колорит; кто никогда не возьмёт больше, чем ему необходимо; кто умеет жить в тишине и не заскучает в лесу без развлечений, потому что глубина его души позволяет видеть мир глубже настолько, что нам трудно представить. Та же глубина — в простых кукольных образах, и её надо просто выразить своим языком, но для этого СНАЧАЛА НАДО ЕЁ ПОНЯТЬ. А вот чего делать НЕ НАДО - не надо её ни подправлять, ни улучшать, ни приукрашивать, используя для этого всё без разбора и так же бездумно, как пресловутые чайки.

Никто никому не запрещает творить, никто не отрицает массовую культуру, но надо быть готовым к тому, что уровень этой культуры будут оценивать. Подлинными носителями культурных традиций во все времена признавались те, кто создавал самое прекрасное, самое верное и истинное, чьи творения не только отражали лад и гармонию мироустройства, но и показывали людям, к чему стремиться, звали за собой.

Единственное, к чему я призываю — развивайте чувство меры, чувство красоты, будьте строже к себе, скиньте непробиваемую броню ложной самонадеянности и задумайтесь. Тогда вы всегда будете понимать, что именно вы творите — светлый образ или карикатуру на него. Ещё раз подчеркну — статья для тех, кто хочет создавать кукол в духе народной традиции. Она никак не касается любителей современных арт-объектов.

  • Пока прочитала только начало статьи - с выдержками тех, кто любит использовать пластиковые бутылочки и пакетики - уже слов нет. Сейчас почитаю дальше, просто уже наболело - люди просто НЕ РАЗЛИЧАЮТ, и это - страшно!
    В старину, между прочим, каждая тряпочка была ценной. А почему-то именно из них кукол делали, а вовсе не из мусора, который в домах, несомненно, тоже собирался в большом количестве.
    По - моему, это всё - пережитки советского воспитания - не - воспитания: стухло и воняет - да ничего страшного, съедим, не помрём! И дитям покушать дадим, чего уж там, не баре какие! Таких бабушек много, к сожалению, и от таких охота держаться подальше.

    admin
  • Основная проблема, насколько я понимаю - в плохом вкусе. Точнее, в его отсутствии. Сколько раз удивляло наличие в магазинах просто некрасивых, негармоничных, ну одним словом - ПЛОХИХ мягких игрушек, которые соседствуют на полках с замечательными и милыми созданиями. Тоже фабричными, но совсем другими! Люди проходят мимо полок, и часто выбирают... Плохие игрушки!
    Какое там уметь рукодельничать - даже выбирать из готового оказывается не так-то просто!
    Видимо, действительно - игрушки, как и всё вокруг нас, что мы строим - собираем вокруг себя, душе созвучно. Замученные и уставшие люди, наверное, просто выключаются, и для них уже вообще всё что угодно перестаёт иметь значение. Непросто всё...

    admin
  • Здравствуйте, Наталья и Ольга! Рада вас слышать. Как всегда, Кельт, ваши статьи повод задуматься и по-другому взглянуть на некоторые вещи и мысли. Есть вещи и мысли открытые некоторым, но закрытые для других. Я не могла определиться с некоторыми взглядами на куклу, мне надо было их увидеть в устах другого человека, поэтому очень благодарна за ваши откровения. Так много думаю, узнаю, учусь, что уже полгода не могу сделать куклу. Всё есть, сажусь и... Не верю себе..., откладываю вс ё.и. опять, думаю, узнаю, учусь. Бывают периоды в жизни души, когда нужно ждать и вынашивать. Вот и в эти выходные собралась заняться куклой, а тут ваша статья, и опять всё отложила, думаю. А ещё надо было прочитать Гоголя Портрет, прочитала и нашла, что это произведение абсолютно созвучно вашим статьям. Теперь под впечатлением... Спасибо, вновь я вам повторю пишите, пишите, и опять пищите об этом. Лично от меня глубокая признательность за этот труд.

    Гость (Elena)
  • Бывает, что куклы не делаются, и бывает, что довольно долгое время. По себе замечаю, что затык часто из - за тканей возникает - не нравятся лоскутки и их сочетание, и всё тут! Не заставишь себя куклу сделать.:-) А бывает, добудешь откуда-либо несколько хороших тряпочек - и приходит вдохновение, куклы начинают сами делаться.
    Попробуйте лошадок пошить, как тут в статьях рассказано
    www.rukukla.ru/article/trya/2011-01-21-2
    www.rukukla.ru/article/trya/Mezenskaya_horse
    www.rukukla.ru/article/change/Brothers_bronze_skates
    Год лошади ведь предстоит, а лошадки всегда хорошо делаются.

    admin
  • Хороший совет. Мне тоже знакомо состояние, когда не можешь начать какое-то дело, вроде бы простое и понятное. Тогда я делаю самую простую куклу, вроде стригушки. Такую, чтобы не отвлекаться на подбор лоскутков, отделку, сложные узлы и т.п. Это помогает сосредоточиться на глубоком и полнее ощутить его. Потому и люблю простых кукол:)

    А вообще не бойтесь - пробуйте и делайте:) Всё сразу понять и осознать невозможно, лучше постепенно. Со мной был такой случай: я боялась глубины и не могла плавать там, где не доставала до дна. Пугала меня не столько возможность утонуть, сколько то, что водная стихия была уж очень чужой мне, незнакомой, посторонней. Я никак не могла почувствовать её. И вот как-то на море я захотела узнать её поближе: несколько дней приходила на полузатопленный волнорез, где наверху воды было по колено, а по сторонам открывалась трёхметровая бездна, садилась, опускала лицо в воду и разглядывала незнакомый мне мир. И уже через пару недель могла нырять с нескольких метров вниз головой:)

    Многих своих ранних кукол я позже переделывала, и они менялись вместе со мной, по мере понимания. Очень хорошо ещё начинать с какой-нибудь совсем детской игрушки - погружение в детство тоже здорово помогает:) В детстве мы все сильнее чувствуем настоящее и подлинное, а это и есть самое главное в народной кукле.

    кельт

  • Пищу вторично в первый раз статья не прошла, наверно из - за дальности.
    Спасибо за статью уж очень вовремя, я все думаю, что мне так тяжко сделать куклу на газете, а вот он и ответ. Я проработав много лет в доме Творчества чего не поведала, поделки и костюмы из бросового материала, да вот только из природного, делают каждый год выставки а из того другого как-то было.
    Кельт все правильно раньше люди были МУДРЫЕ, и то все что окружало, было важно, и конечно бережно относились к каждому лоскутку. И вот пример, я росла не в древности правда но в детсад не ходила и иногда жила у тетки - крестной хатка у нее была древняя - древняя с соломенной крыше. Как же там было хорошо, домотканые половики, а на них коврички из лоскутков, и на кровати тоже покрывала - одеяла из лоскутков здесь и цветоведенье и гармония, и моя подготовительная школа. А как же кукла, разве она имела менее воспитательный процесс?
    Проводила как-то в школе логики (5 - 6 лет) урок было две куклы одна красивая современная пластмасска, другая Маша очень простая тряпичная глаза пуговки ротик нарисован. Ребята брали в руки сначала одну куклу потом другую, в конце занятий на вопрос какую же куклу они хотели бы весь класс одобрил Машу. Детки утверждали, что с ней интересно играть можно и поспать она красивая, теплая, мягкая и наверно главное сделана с любовью.
    Мальченка, с которым я вожусь с пол года (ему уже пятый год) оценивает каждую мою куклу, заходит и сразу проявляет интерес, очень ему нравится кукла на крестовине каждую он оценивает по своем, некоторых берет настолько бережно, как будто они из стекла. Мама его утверждает, что он часто просится к нам и потом как бы более тихий что ли.

    Arina
  • Да, современные игрушки яркие и красивые, но они какие-то не такие, как надо - действительно, с домашними игрушками дети тише и спокойнее, мягче. Из современных есть кое - что интересное и хорошее, но очень мало.
    А уж старинные интерьеры с рукотворными вышивками - кружевами - это совсем особенное. В такой дом если попадёшь-то как в сказке оказываешься.

    admin
  • Благодарю за статью, Кельт!
    Мне тоже очень сложно понять зачем использовать журналы, пакеты, пластиковые бутылки в создании ТРЯПИЧНОЙ народной куклы. Есть сообщества людей, которые увлекаются подделками из того что есть под рукой - там это всё приветствуется. Меня всегда восхищает изобретательность и творческий подход из ничего сделать что-то и для этого совсем не обязательно экспериментировать с материалами, которые чужеродны для тряпичной народной куклы.
    Современные психологи рекомендуют выбирать для своего ребёнка куклу, которая бы представляла собой максимально обобщённый образ – чем меньше «продумана» игрушка, тем лучше развивается фантазия ребёнка. Желательно, чтобы куклы были сделаны самой мамой или вместе с ребёнком. Материалы для куклы лучше выбирать натуральные, приятные на ощупь. Кукла должна быть мягкой и податливой, чтобы её легко было тискать и обнимать, изменять ей позу – этим условиям лучше всего удовлетворяют тряпичные куклы. Выражение лица куклы – нейтральное, чтобы ребёнок «изменял» её эмоции по игровой ситуации. Набивка головы и туловища куклы должна отличаться по плотности - голова должна быть значительно плотнее, нежели тело. Ведь у человека голова значительно «твёрже» тела. Мастерицы народной тряпичной куклы говорят, что голова у народной тряпичной куклы должна быть твёрдая, как грецкий орех. Тем более, что что натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весит очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объёме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире: кора дерева шершавая, камень гладкий, песок сыпучий, вода не держит форму.
    Уже и современные исследования говорят о том, что для создания куклы лучше использовать натуральные материалы, а мы всё в мусоре продолжаем копаться и никак не решаемся его просто выбросить.

    Гость (Алина)
  • Пищу повторно в первые разы статья не прошла, наверно из - за дальности.
    Спасибо за статью уж очень вовремя, я все думаю, что мне так тяжко сделать куклу на газете, а вот он и ответ. Я проработав много лет в доме Творчества чего не поведала, поделки и костюмы из бросового материала, да вот только из природного, делают каждый год выставки а из того другого как-то было.
    Кельт все правильно раньше люди были МУДРЫЕ, и то все что окружало, было важно, и конечно бережно относились к каждому лоскутку. И вот пример, я росла не в древности правда но в детсад не ходила и иногда жила у тетки - крестной хатка у нее была древняя - древняя с соломенной крыше. Как же там было хорошо, домотканые половики, а на них коврички из лоскутков, и на кровати тоже покрывала - одеяла из лоскутков здесь и цветоведенье и гармония, и моя подготовительная школа. А как же кукла, разве она имела менее воспитательный процесс?
    Проводила как-то в школе логики (5 - 6 лет) урок было две куклы одна красивая современная пластмасска, другая Маша очень простая тряпичная глаза пуговки ротик нарисован. Ребята брали в руки сначала одну куклу потом другую, в конце занятий на вопрос какую же куклу они хотели бы весь класс одобрил Машу. Детки утверждали, что с ней интересно играть можно и поспать она красивая, теплая, мягкая и наверно главное сделана с любовью.

    Arina
  • Я полностью согласен с автором статьи!.. Сам стараюсь использовать натуральные природные материалы!.. Когда создаю куклу, то вхожу во взаимодействие и общение с материалами из которых твлорю.. Это непередаваемо.. Меня поймут те, кто испытывает тоже самое..)) создание кукол в духе народной традиции это важнейшее ядро настоящего Мастерства... С уважеием Мастер Творец.

    Гость (Творец)
  • Материалы да, значат очень и очень много. Куклы на полене заметно отличаются от кукол на скрутке из журнала. Как минимум - по весу. А на самом деле, отличие глубже - оно чувствуется.
    Особенно разницу замечают дети. И с большим интересом помогают искать веточки - палочки для кукол, подбирают лоскутки. Чтоб они с такой же радостью бутылки пластиковые для кукол собирали - это себе представить трудно.:-)

    admin
  • Благодарю и не просто, а благо дарю. Спасибо и низкий поклон.

    Гость (Раиса Майорова)