Кукла Пеленашка

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-пеленашку. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-пеленашку. Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Смотрите также вариант шитой куклы-пеленашки.


Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником.

Первый раз я эту куколку увидела, наверное, в Музее этнографии. Там у нас есть такая мастерская народных ремесел Параскева. Вот у них на стенде. А научилась делать ее по книге Русские обряды и традиции. Народная кукла авторы Котова И. Н. и Котова А. С. Спб. Изд. Паритет 2003 г. Как и многих других кукол. Поэтому мне и не хватает образов, которые передаются по прямой передаче знающими людьми.

Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов. А кто такие злые духи я не знаю. Но мне кажется, что это духи, которые застряли здесь ради мести или других недовыполненных задач. Те, которые подселяются в чужое тело. Но это все надо изучать и исследовать.

Могла она быть оберегом при родах. Ее подкладывали стонущему мужу роженицы взамен младенца, опять же для отвода глаз злым духам. И еще одно применение - клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила. О материнской силе тоже ничего не знаю.

Отзывается, что она как-то связана с богатырством. Привести душу в мир большая задача. Последнее применение я попробовала проверить на себе. Представила, что у меня на коленях лежит пеленашка. (Настоящей под рукой не было) И вот интересно! Грудь и живот потяжелели. Я ощутила себя кормящей матерью! Но я рожавшая женщина. Представила себя девушкой. Тут отвечала душа. Возникло чувство нежности и заботы. Но это надо проверять. Думаю, Куколка несет в себе образ материнства. И я хотела поделиться своими открытиями при ее делании.

В изготовлении Пеленашка проста. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-иный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас наши парни видели в бане. Но тот человек сказал, что одевает только в баню от сглаза. Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка.

Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова.

Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончикито потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно. И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве.

Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.

Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.

Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка. А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности. Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.

Автор Сомнея, С-Петербург, фото куклы закрутки - Дайма

Информация от Веджены:

Про младенцев - конструкции у всех разные, у калужского непропорционально большая голова. Калужский и тульский (пеленашка) крутятся ДО родов, даже можно ещё не беременной женщине (например, новобрачной), чтобы пргласить душу ребёночка. Калужский делался недели за две до родов, он был оберегом колыбельки и прятался потом в сундук до следующего ребёночка. Вятский младенец, да не один, а семь сразу, крутились ВО ВРЕМЯ родов между схватками, как оберег перехода идущей души через Врата между мирами. Если роженица не успевала или не могда сама - помогали родственницы.

Конструкции Пеленашек (которые до родов) принципиально различаются между собой тем, что тульский - закрутка, а калужский - узелковая кукла. У вятского Младенца (тоже закрутка) вообще всё обережье заключено в конструкции - там внутри, под пелёнками, всё красными крестами защищается и есть оберег на позвоночник.

Почитать можно также здесь - community.livejournal.com/tn_kukla/1347.html

Выдержка из книги З.И. Зиминой.

Делают куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Иногда в середину вкладывают основу из круглой палочки. Ткань плотно скручивают в скатку. Затем ее перетягивают посередине специально изготовленным пояском или ниткой. Завязывают узел, символизирующий пуп — средоточие жизненной силы. Концы у пояска, как и пуповину ребенка, обычно откусывают. Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, заворачивают плотно в пеленку и обертывают свивальником.

мои пеленашки (старые работы - 2008 года)

пеленашка на полене, большая куколка, локтевая, тяжёленькая и баюукать можно (моя работа, зима 2008)

мои пеленашки, середина 2008г

Пеленашка и Вепская кукла, автор - Vestochka.

Украинская пеленашка - обязателен крест из ниток или ленточки на лице. Если кукла-оберег, то обязательно крест, но у пеленашек младенцев креста нет, но сейчас практически все мастера его делают - єто как визитка украинской традиционной куклы.

Начало изготовления Пеленашки

Формируем голову и одеваем платочек

Пеленаем, закрепляем платочек

Заворачиваем в цветную тряпочку и завязываем - вот и результат - кукла-Пеленашка!

Младенчик Вятский из галереи Ариды, источник - arida.gallery.ru/watch?ph=gAO-0h8L

Вятские младенчики, тоже галерея Ариды.

Кукла от Колик, тоже галерея Ариды, arida.gallery.ru/watch?ph=gAO-pLZ7 (Публикую здесь, т.к. очень в тему - для малышей).

Куколка от Lesena. Пеленашка. Лежит в зыбке, на настоящем сене. Зыбку меня научила делатьмама, она сама из деревни, все ее братья и сестры и она сама спали вотв такой старинной колыбели. Зыбка прикреплялась веревками к вбитому впотолок крюку, который размещался у печки и раскачивалась оченьсильно, почти по всему дому, с большой амплитудой.

  • Очень замечательные работы!!! Но ведь рисовать кукле лицо нельзя! Или можно?(рис. 2)

    Гость (Анна)
  • Можно конечно. Смотря для чего куклу делаете; если для игры-то девочки, как правило, первым делом рисуют куклам лица. Так что рисовать можно.
    А если обереговую, обрядовую-то рисовать не нужно, пожалуй.

    admin
  • Все понравилось. Есть дети и внуки. Но я никогда не знала ничего о культовой кукле. Думаю надо эту тему включать в школьную программу. Спасибо

    Гость (Наталья)
  • Очень хороший сайт, все легко и просто! Спасибо

    Гость
  • В чем разница между закруткой и узелковой куклой?

    Гость