О куклах, етнографе и эмоциях, или Сердитый МАНИФЕСТ О Мотанке

У каждого свое понимание истины, и свой путь к ней...

5 лет вычитываю разное про украинскую куклу, из источников достоверных и сомнительных. Разговаривала с различными кукольниками, спорила. Конечно, с эмоциями, я ведь о том, о чем болит, спорила. Суммировала все прочитанное и услышанное. Очень хочется подвести итоги:

1. Относительно терминов. О.Найден пишет об узловой кукле (в основе головы которой узелок с наполнителем). Такая кукла фигурирует как с крестом, так и без, как в Украине, так и на территории России в самых разных вариациях. Более популярный термин мотанка собственно применяют к куклам как из ткани, так и из ниток, как с крестом, так и без. Поэтому путаница ...

2.Мотанка ведет свою историю от Трипольской культуры. Цитата Первооткрывателем трипольской куклы-мотанки можно назвать Викентия Хвойку, который в 1893 году впервые открыл остатки древней цивилизации на территории поселка Триполье отсюда motanka.in.ua/view cat.php?category=ljalka-motanka-trip% D1% 96lska Но любая кукла ведет свою историю от палеолита - антропомофних женских изображений. Но они были каменными / глиняными, и там будто ничего не моталось ...

3. Кукла-мотанка - это оберег. У того же А. Найдена одна из описанных им украинских кукол не фигурирует как оберег (в отличие от тех же русских). Я не нашла такой информации в одном достоверном источнике. Функции украинских кукол - обрядовая и игровая. Поэтому тот, кто утверждает, что это ТРАДИЦИОННЫЙ УКРАИНСКИЙ ОБЕРЕГ - просто обманывает. Хорошо, если по незнанию. Хуже, если умышленно.

Да, в такую деликатную вещь как рукотворная кукла, надо вкладывать любовь, вдохновение, душу ... Но в обереги на массовую продажу я не верю.

4. Крест вместо лица у куклы-это солярный символ, скрутка в основе головы-сварга (бесконечник). Здесь еще Даждьбога приплели www.verapredkov.info/msemya/mdeti/deti101. Если учесть, что вероятнее крест в узловую куклу привнесли выходцы с Кавказа. Там и вообще на Востоке куклы с крестами распространены, а у нас только в одном регионе. Век конечно неизвестно, но где-то 16-17, смею предположить. Так при чем здесь языческие символы? Это не более чем современное предположение, подозреваю, без нэоязычников не обошлось …

На эту тему есть масса интересного, например, что узловые куклы, как и сам узел, имели, очевидно, защитную силу. Узлы (фактически замкнутые магические круги) помогали в борьбе с нечистью. Например, в народной медицине часто использовали амулеты ( узлы, наузы) против сглаза. Узел также символизирует непрерывность, судьбу, он может завязать, что надуманно.

Есть информация, что перекрестье на груди у кукли связано с богиней Владычицей зверей— у нее такая же перевязь.Но это лишь предположения, пусть и интересные.

5. Языческое происхождение узловых кукол только в том, что ее далекими предками можно считать антропоморфные изображения божеств плодородия (см.п.2). Поэтому цеплять иконы и творить над куклой молитвы как-то не с руки ...

6. Следует ли изучать и знать историю происхождения и оригинальную технику узловой куклы, популяризировать и распространять? Как сказала мне одна кукольница: Можно заниматься только воссоздания прошлого, но тогда нас вряд ли поймут, как не понимает стихов Т.Г.Шевченко мой внук-второклассника, потому что реалии жизни сейчас другие ...
Правильно, зачем нам старое? Мы все равно не панимаем! Вперед, к новому. Будем безродными Иванами,  зато с  оберегами" ...

У А.Найдена (а ведь это он вернул из забытья столь обожаемую всеми мотанку),есть всего два предложения: Можно сделать предположения и по поводу того, что суботовские куклы относятся к домашним оберегам...и О преимуществе обрядовых функций над игровыми свидетельствует...наличие креста, ассоциированое с солярным знаком... Все, высказано два преположения. А выросли две теории, огромное количество статей, не удивлюсь, если диссертации.

Я психолог, и то что условно можно назвать обереготерапией одна из сфер моих профессиональных интересов. Учить делать обереги — хорошо. Это замечательное малоразработанное направление недирективной арт-терапии. Но если людям нужна помощь, то это одна история, а если частичка наследия украинского народа — совсем другая. Повторюсь, оберег можно облечь в любую форму, мотанка — это очень удобно. Но тогда это уже сеанс арт-терапии, а не мастер-класс по народной кукле. НУ НЕТ У НАС ТРАДИЦИОННЫХ ОБЕРЕГОВ! Уж лучше обратится к русским традициям. Там обереги хотя бы действительно традиционные.

Я делаю на продажу мало кукол, за весь прошлый год — штук 8, наверное. Очень боюсь превратится к кулоделательный конвеер. По этому заказов принимаю мало, и делаю долго. Делаю куклу всегда одну, она для меня становиться средоточием мыслей, королевой на время :).

Я долго шла к пониманию этих вещей. Вначале сама начиталась: Мотанке 7 тысяч лет!Ух ничего себе, думаю... Моему пути 5 лет, надеюсь, он продлиться долго. Знаете, моя самая сокровенная мечта — приехать в село, откуда родом моя бабушка, и отыскать таки хоть одку старушку, которая научит делать куклу, которой играла в детстве...

Я не проповедую истину, я не учу истине. Я делюсь своими мыслями. Даже если они не для всех удобны.

А вообще — меня нет. Я не существую... Я всего лишь чье-то предположение :)

  • Ух, как все сложно! Я как раз тоже собиралась попробовать сделать мотанку. Теперь не знаю, каким мастер-классом руководствоваться.

    Гость (Lar_net)
  • :) Да как раз все просто. Точнее, я пытаюсь объяснить, что не надо искусственно все усложнять. Если интересна узловая кукла,с которой, собственно все начиналось,то здесь (вторая в верхнем ряду)www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/A_little_about_the_Ukrainian схема, по которой можно сориентироваться (+фото как это делали бабушки).Если интересны современные куклы,то и здесь на сайте есть хорошие мастер-классы, если мало то пожалуйста еще
    З ниток і міні-вузлова
    vyshyvanka.ucoz.ru/forum/31-251-2

    Вузлова
    krasuni.ru/lyalka-motanka-yak-zrobiti-samim.html

    Вузлова з травами


    Мотанка з немовлям
    made-in-ukraine.info/mayster-klas-motanka-z-nemovlyam/
    В НЕТЕ Вам будут встречаться вот такие "перлы":"Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу – день Мокоши и воскресенье – день Рода, всех Богов – не следует делать куклу...Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю."(www.verapredkov.info/msemya/mdeti/deti101 )
    или такие :"При выравнивании куклы, обрезки лишних нитей говорим заговор:" нить отрезаю - все злое нехорошо от себя отсекает, когда нить перегние, все плохое плохо в землю уйдет. эти кусочки закапываем в месте где не ходят люди." (museumkamyanske.at.ua/news/ljalka_motanka_sekreti_ukrajinskogo_ljalkarstva/2011-04-03-80)
    Убедительная просьба - не воспринимать куклу как языческий или магический атрибут :)))

    olena tarasenko
  • Как мудрено! Олена, вы своим комментарием уже сами показали, что воспринимаете куклу тряпичную , как языческий и магический атрибут. До чего доводит модное увлечение!

    shpak
  • Конечно, мудрено. Проще прочитать несколько статей о "традиционом украинском обереге" (там все красиво, и, главное, просто), чем изучать работы этнографов.
    shpak,я в своих комментариях, собственно, прошу воспринимать такие вещи саркастически, а не как руководство к дейсвию.Думаю, ключевой была фраза "В НЕТЕ Вам будут встречаться вот такие "перлы"". Вы или что-то не дочитали, или что-то недопоняли...

    olena tarasenko
  • Олена! вы нетерпимая и раздражительная. куклы это не любят

    shpak
  • А я вот все думала - какая я...Вот мне и объяснили :)Правильно, лучшая защита-это нападение.Особенно когда заканчиваются аргументы, и с кукол переходят на личности :)
    Кстати, с куклами я уж как-то договорюсь...

    olena tarasenko
  • Вот и хорошо! Вы ведь психолог, а психологи в основном люди, с трудом понимаемые другими. Я согласна с вами, что куклы, т.е. процесс работы над ними - это замечательная арт-терапия, и не приемлю расплодившихся мастеров, которые за деньги проводят мастер-классы, ничего не зная об истории куклы, костюма, вообще этнографии...

    shpak
  • Как человек,"с трудом понимаемый другими", постараюсь попонятнее. То, о чем я пишу, материал для дискуссии. Если не понятно - лучше задать вопрос. Если не согласны, наведите свои аргументы.
    Не стоит такие статьи оценивать с позиции "хорошо-плохо", "нравится-не нравиться".Они требуют внимательного прочтения и четкой позиции. И уж тем более не стоит давать характеристики автору. Это неетично и смешно.
    Искренне сожалею, что Интернет не дает возможности передавать интонации и эмоции...было бы понятнее.

    olena tarasenko
  • вот и посмейтесь!

    shpak
  • Столько шума вокруг украинских кукол на рукукле... Зарегистрировалась, чтобы поддержать Лену Тарасенко, так как давно зареклась вставлять свои пять копеек на какие-либо форумы. Хочу сказать, что Вы, Лена, идете совершенно правильным путем и мыслите в совершенно нужную сторону. Только, мне кажется, что Вы очень нервничаете и переживательно к этому относится. Не стоит. Это борьба с ветряными мельницами. Так бывает, со всеми, кто читает книги :) Поверьте, единицы из украинских мастеров проштудировали Найдена, в лучшем случае картинки посмотрели. От того и все это засилье бреда, там где нет системных знаний - пустое место заполняется домыслами, умничанием, да просто выдумками. К счастью Найден и Орлова живы и здравствуют, Людмила Семеновна пишет новую книгу по украинской кукле, накопилось у них много нового ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО материала. Так что у читающих и ищущих есть шанс разобраться.
    А для того, чтобы разобраться в украинской кукле русским девочкам, да и украинским, нужно не перетягивать принципы русской куклы на украинскую, более того, я очень разделяю южнорусскую куклу от северорусской куклы, кажется, что они с "разных планет", а где уж украинская. А выражение "славянская кукла" - это пальцем в небо, это ни о чем, это так же как и "индоевропейские языки".
    Кстати, термин "мотанка" не использую принципиально, и учеников своих этому учу. Ибо это из области маркетинга, а не этнографии.
    Извините, если кого обидела.

    Гость (Shipilova)
  • Спасибо...а про мельницы - это до меня как раз сегодня дошло...эмоций, пожалуй,действительно много, но это от того, что тема - болит...
    энтузиастка :))теперь знаю - я такая не одна, это для меня главное.

    olena tarasenko
  • А у админа своеобразные представления о собственности: то на этом сайте появляется мой мастер-класс www.rukukla.ru/article/change/2011-04-25-2, сделанный для Рукотворов без моего ведома и разрешения сайта, первоначально - даже без ссылки на Рукотворы...Ну ничего, мы же не жадные...То статьи удаленные восстанавливаются... Если статьи на этом сайте автоматически становятся собственностью сайта, указывайте большими буквами на главной странице.

    olena tarasenko
  • :-) Если к статье привязаны комментарии и на статью есть ссылки с других страниц - то она уже не удаляется. Так сайт настроен. И по-моему - это очень верно. Потому как, значит, тема интересная, а что кто-то вдруг решил материал удалить - ну это надо ещё понять, почему так происходит. Это уже не обсуждение, а сбегание с вещами получается - неинтересно. :-)) Пусть будет - пригодится.
    Вы, насколько я помню, второй человек, кто статьи хотел удалить. Это уже более чем за 6 лет существования сайта.
    Если где-то чей-то МК встретился - всяко бывает, под статьёй надо подписать, откуда МК, чтоб информация не потерялась.
    Если честно - то я не хожу по интернету уже давно, материалы беру из книг, так что это что-то очень давнишнее, или кто-то из посетителей может публиковал.
    Скажем так - не очень люблю, когда слышится возмущение в том месте, где ему (на мой взгляд конечно) совсем не место - и повода не было.
    Мы вроде как кукол изучаем, а на сайте с завидной регулярностью появляются не то чтобы оскорбления, но обиды так точно. И мне это непонятно. Эдак ни до какого изучения у нас так и не дойдёт.

    admin
  • Мы вроде как кукол изучаем, а на сайте с завидной регулярностью появляются соооовсем не относящиеся к теме кукол комментарии и статьи. Если сайт стал площадкой для реализации чьих то амбиций и комплексов, и поучать, и излагать "истину" здесь важнее, чем исследовать конкретные материалы о кукле, то конкретным материалам о кукле здесь делать нечего.
    А "всяко бывает" - очень удобная позиция. Само как то появилось..."сбегание с вещами получается - неинтересно"? Вот и мне неинтересно...

    olena tarasenko
  • А вот это
    #
    Олена! вы нетерпимая и раздражительная. куклы это не любят
    17 марта 2012 17:37 shpak
    и вот это
    #
    ...Вы ведь психолог, а психологи в основном люди, с трудом понимаемые другими...
    18 марта 2012 17:30 shpak
    так просто умилило...

    olena tarasenko
  • Уважаемая Олена, простите мою неосведомленность, объясните, пожалуйста,что означает термин "выплетается" по отношению к мотанке ("выплетается лицо", "выплетается шея"...) Если Вы уже где-то про это говорили, сделайте, пожалуйста,ссылку, я и найду. Всего доброго!

    бабушка
  • "Выплетается лицо" - это, очевидно, о кресте на лице, который традиционно на раскрестье образует квадрат. О "выплетается шея" ни в отношении каких либо "мотанок" (из ниток, из лоскутков), ни в отношении собственно узловой куклы с крестом на лице никогда не слышала - там и шеи как таковой то нет...Предполагаю, что это термины, употребленные при изготовлении каких-либо авторских вариаций "мотанок".
    Уважаемая Бабушка, если у Вас есть ссылка на статью или мастер-класс, где эти термины употребляются, было бы весьма любопытно увидеть их, так сказать, в контексте.

    olena tarasenko
  • Олена, простите, я поспешила с вопросом, а теперь прочитала Вашу статью "Немного об украинской узловой кукле" более внимательно - и поняла, что "шея выплетается" у лухтака. Добавленные Вами фотографии мне всё объяснили. Спасибо!

    бабушка
  • :)))
    По доступной о кукле лухтак информации я поняла, что она исчезает...жаль.Вот бЫ кто мастер-класс вЫложил :)

    olena tarasenko
  • Олёна, подскажите, пожалуйста, как в украинской традиции делаются куклы для Рождественского вертепа - с лицами, безликие или с крестом на лице?

    бабушка
  • Тут стоит различать два понятия:ШОПКА - сооружение, символизирующее и имитирующее вертеп-хлев, в котором Мария родила Иисуса; там представлены фигуры Марии, Иосифа, младенца Иисуса, часто - ангела, также ягнята, ослик, иногда даже телята.В шопке фигурки (куклы)статичны.
    Собственно ВЕРТЕП - сцена для кукольного представления и сами куклы.
    У меня есть такая информация (взято отсюда bojky.wordpress.com/2011/01/13/%D1%80%D1%96%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%96%D1%87%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%96%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0/ перевод мой)
    "Основным видом рождественского обрядового обряжения является вертеп. В настоящее время на Бойкивщине бытует исключительно живой вертеп, который является более поздней формой по сравнению с кукольным вертепом.
    Украинских кукольный вертеп возник, по концепции И. Франко, под влиянием польской шопки и является комбинацией двух совершенно разнородных, не связанных до XVII в. элементов: народной светской кукольной драмы с ее смеховой культурой и церковной рождественской мистерии, в которой речь идет о рождении Иисуса, приход трех царей и Ирода.38 Эти две линии - светская и народная - ярко прослеживаются и в современном живом вертепе.
    Персонажный состав живого вертепа значительно меньше, чем кукольного - последний мог насчитывать более тридцати кукол. Обязательными участниками живого вертепа являются: "пастушки" (двое или трое), "цари" (трое), "ангел" (или два "ангелы"), "царь Ирод" и его "воин", "жид" (" Мошко ") и" жидовка "(" Сура ")," цыган "с" цыганкой "или" цыганенок "," смерть "," черт ", иногда" казак "(" запорожец ")," стрелок "," дед " и "баба" и др.. Очень редко в вертепе изображают "Деву Марию" и "Иосифа"; так же лишь в нескольких селах мы встретили зооморфные маски - "медведя" и "козы". Все эти персонажи, так же, как и в народной игре "Маланка", известной на Буковине и Гуцульщине, в народном воображении делятся на "чистых" и "нечистых". К последним относятся "жиды", "цыгане", "черт", "смерть".
    Сюжет вертепа разворачивается вокруг библейской истории рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В процессе фольклоризации вертеп, как и христианские колядки, приобрел многих украинских черт: "пастушки" одеты в украинские народные костюмы, вместо традиционных трех "царей с Востока" поклониться Иисусу приходят князья Роман, Даниил, Владимир Мономах или др.., "Казак- за Днепра "и" стрелок "(выразители идеи национального единства Украины) просят у маленького Исусика счастья и судьбы для Украины и т.п.."
    Таким куклам рисуют лица. Я слышала о суевериях,связанных с созданием куклы Марии - это,мол,несчастье приносит...:)))
    Современные авторы мотанок делают и шопки, и вертепы из кукол с крестами на месте лиц, но это - исключительно авторские варианты. Не знаю, как в отношении шопки - как по мне, странно делать христианских персонажей в виде неоднозначной по своему происхождению куклы...
    А опыт создания персонажей вертепа в виде кукол-"мотанок" у меня есть.Но поскольку для этой куклы органично все-таки женское, я делала женские персонажи - ангела, циганку,черта (скорее,чертовку:),смерть,пастушку.
    Кстати, мой мастер-класс на этом сайте - собственно изготовление вертепной куколки-чертика.
    Подчеркиваю:все шопки-вертепы из "мотанок" традиционными не являются!

    olena tarasenko
  • Олена! Спасибо Вам за такой обстоятельный и интересный ответ! Посмотрела и Ваш мастер-класс, и по ссылке познакомилась с Вашими куклами на "Рукотворах", долго разглядывала и отгадывала, кто есть кто.
    Очень удивилась такому большому количеству персонажей. С одной стороны, появление у Вифлеемской пещеры Владимира Мономаха, "Казака-за Днепра" кажется наивной фантазией, но в то же время так трогательно свидетельствует о стремлении народа быть ближе ко Христу, ну хоть "ходока" своего послать к Младенцу - попросить не чего-нибудь, а счастья для своей Родины...
    Ещё раз большое спасибо!

    бабушка
  • Ох!!! И как это я на Ваши статьи наткнулась! Как будто мысли мои прочитали! И огромное спасибо за интереснейшую информацию, мне, как начинающему куклоделу было очень познавательно. Еще раз спасибо!

    Гость
  • Согласна с подходами автора статьи. Столько всего понапридумают про кукол... Вы молодец, что нищете, находите и спасибо, что делитесь мыслями.

    Кулагина Сюзанна
  • Не смогла пройти мимо, знаю, что основная дискуссия прошла давно, но вот мои 5 копеек.
    Я тоже психолог, и иногда делаю кукол не только себе, а близким людям на подарок с определенными пожеланиями. Некоторым говорю, что кукла обережная, волшебная и т.д. - эффект плацебо никто не отменял.
    Следую ли я традициям - максимально! (долой иголки и ножницы, ткань рву, пояс плету на станочке или дерганьем).
    А вот путаницы и фигни в интернете много! И мастерклассы, на которых мастера несут полный бред, и агрессируют на участников у которых другие источники и учителя были, тоже встречала!
    Так что, выбор того КАК, КОГДА делать и ЧТО делать - выбор каждого!

    Гость (Дарья)
  • Согласна; я уже тоже устала от голословных заявлений, часто довольно бредовых, хочется серьёзных научных работ по кукле, как по народному костюму. Раньше мы бросались на любые слова, искали что-то новое и верили всему, но настало время разобраться и понять всерьёз. Потому что теперь уже снова больше вопросов, чем ответов.

    admin
  • Огромное спасибо за статью! Я случайно на нее попала, но как вовремя! Я тут как раз возмущалась Трипільською лялькою - мотанкою - она имеет, конечно, право на существование, но только как авторская кукла, как стилизация, вариация на тему Трипольской культуры. Но как можно утверждать, что история узловой куклы ведет свое начало еще с пятого тысячелетия до нашей эры?! Неужели доказательством этому могут быть глиняные скульптурки? Можно фантазировать на эту тему, но нельзя же вводить в заблуждение людей.
    Муж смеется надо мной - говорит, что я слишком серьезно к этому отношусь и что обывателю как раз и нужна такая простая, легко усваиваемая информация. Может он и прав)) Но очень приятно было узнать, что я не одна такая.

    Гость (Марина Буланная)
  • Древние славяне называли язычниками людей другой национальности, другого языка, не логично самих себя называть язычниками! Ваши исторические данные не достоверны! Очень странны ваши нападки на ляльку- мотанку, явно ,она древнее русских кукол , история Киевской Руси- более давняя ,чем России! А трипольская культура и подавно, не путайте её с палеолитом- во времена палеолита мотать не с чего было- ткани не было!

    Гость (люся)