Еще немного об украинской кукле

Несколько фото из книги Укра нська народна лялька А. Найдена

А еще - отрывок из книги Марка Грушевского Дитина у звичаях в руваннях укра нського народу (“Ребенок в обычаях и верования украинского народа”). Перевод на русский — мой. Сравните с русскими обычаями :)

У куклы играют только девочки. Порой от них не оторвешь и большой девки, замуж идет и в сундуке куклы везет - так любит это добро свое! Такие вещи не одобряются людьми, хотя с улыбкой прощаются. Ребята чисто враждебно на си девичьи забавы смотрят: иногда и уничтожают, и глумятся, как найдут где спрятаны куклы и прибор, поэтому и прячут уж их от парней! ..

Впрочем, ребята и сами порой поиграют куклами, а потом чего-то лукавый же соблазнит их, и надругаются над тем сокровищем или спрячу так, чтобы девочки поискали. В доме не раз и жалобы по кукол - отцы и матери орут за это на ребят.

Клад этот девочки держат в коробке какой-то, в решете небольшом, в цедилке (вид сита -О.Т.) заброшенном или в старом очипке (вид женского головного убора -О.Т.). Кукол-мальчиков не делают, а все девушек и молодух,-редко бабу и ребенка в колыбели. Обрывки ткани для того, чтобы делать эти узловые куклы, называются крам, крамнинки, крамки, прибир, приборинки. К ним еще пряжу держат.

Чтобы куклу сделать, сначала пожуют хлеба во рту, а из него лепят шарик, положат ее в тряпочку, завяжут как узелок ниткой, сформируют головку, а сверху подавят, чтобы получилось такое как очипок у молодухи или лента у девки. Как высохнет, вывязывают, как женщину, платком, или, как девушку вычешут косичку из пеньки и, взяв за лоб, сзади заплетут ее ... лентами. В узелок-головку, на месте, где он связан и где у куклы шея, вонзаются короткую палочку или еще больше обматывают ее, чтобы было за что зацепить рубашечку и крамки, похожие на грудь и живот. Рук нет, только рукава и уставки приделывают и керсетку (вид безрукавки — О.Т.) одевают. Далее на поясе наматывают веревочку или нитка спряденые тесно и с ним привязывают юбку, запаску или плахту, попередныцю или фартук.

Мастеря, поют, девушки - свадебные, а молодки — Ненькы или что похожее. 

Бывает так, что кукол и двадцать носит девочка за собой в ящике или в платочке каком и всех по имени зовет. Где домики делают или печи копают - там и куклы рассажены на видных местах. 

Старшие люди удивляются: Почему ребята к этому равнодушны так? Им топорик, нож, кнут нужны, с палочки нож сделает и будет носиться. Свое и девочка предвещает, и как куклы нет, оцваночок (что это -не знаю, предположитнльно-щепка -О.Т.) будет в полой носить. Каждое своему тянется, чья кому пол ....

  • Гуцулка особенно хороша!
    А в книге схемы, как делать кукол, есть, или просто рассказ?..

    admin
  • более-менее подробная схема - только узловой куклы. А еще есть такая картинка:

    olena tarasenko
  • Интересно, в верхнем ряду этого ч/б рисунка, вторая кукла справа - это грудь такая низкая (для бабушки), или кукла в положении?..

    admin
  • Об этой модификации отдельно ничего не сказано.Думаю, это просто один из вариантов, увиденных у бабушек-кукольниц в деревнях и зарисованых А. Найденом.Если это не бабушка,то многодетная мать точно:)судя по груди

    olena tarasenko
  • Головку формировать из пожёванного хлеба - надо же, а ведь удобно, как глина, потом засохнет, и форму держать будет.
    Спасибо за материал, интересно!
    На Руси не знаю, девчонкам тоже кукол от ребят прятать приходилось?..
    Вообще мне это кажется немного странным - как недостаток уважения и воспитания. Не думаю, что в обществе, где люди воспитаны и внимательны, такое бы допускалось. Припрятать куклу - ну может быть, но портить вещи, дорогие для других людей - это странно и мне это совсем не нравится.

    admin
  • А.Найден указывает, что такой конфликт между мальчиками и девочками из-за кукол - отголоски древнего конфликта между матриархальным и патриархальным. Со своей стороны смею заметить, что такая агрессия - скорее всего следствие зависти к таинственному миру кукольных игр, куда мальчиков активно не допускали. А возможно, так оборачивались попытки привлечь девичье внимание (негативное внимание лучше, чем никакое, а как привлечь позитивное - не знают. Ну не в свадьбу же с ними играть, в самом деле! Засмеют...)
    Кроме того, девочки собственно обыгрывали темы свадьбы и материнства, то есть касались вопросов взаимоотношения полов - тем для мальчиков "неудобных". Если внимательно наблюдать за современными детьми, и у них можно "подсмотреть" нечто схожее.
    Нашла в ЖЖ у Анны Вокиной любопытный материал о кукле Кунице. Может, она поделится с вами?
    vokina.livejournal.com/232108.html
    И сразу просьба: можно "для чайников" какую то схему ориентирования, где куклы народные (с указанием региона происхождения),а где авторские?

    olena tarasenko
  • olena, "народные" и "авторские" здесь - деление очень условное. Все хорошие авторские куклы станут народными, и имена авторов непременно забудутся - иначе бы у нас не было народной культуры, а были бы только авторские экспонаты в музеях. :-) Плохие и уродливые куклы - никогда не станут народными. :-)

    Я уже писала, что у меня аллергия на сочетание слов "авторские права", когда это касается кукол и культуры. Примерно то же относится и к словам "авторская кукла".

    Для меня авторская кукла - это те уродцы, которых можно иногда на выставках кукол наблюдать. Чем вычурнее и странне - тем "авторскее". :-)

    Когда кукла тряпичная и сделана в духе народной традиции - она народная, и всё тут!

    Предлагаю народную тряпичную куклу не делить на части. Сегодня много замечательных кукольников, которые придумывают прекрасных кукол - обычно в статьях на сайте это указано, если об авторе есть информация. Если нету - считаем, что кукла уже народная. Если кто-то знает, что эту куклу придумал он сам - ну конечно это надо дописывать. Но это не столь важно.

    Конфликт между мальчишками и девчонками встречается, к сожалению. Да и между только девчонками встречается. Но мне почему-то кажется, что так быть не должно. Кто-то сказал, что мальчикам не пристало в кукол играть - вот и проблемы. Потому что мальчики - по наблюдениям - очень любят играть в куклы, и в свадьбу, и в дочки-матери в том числе. Их же это всё тоже касается!

    Про Куницу почитаю, мне эта кукла незнакома.

    admin
  • По поводу кукол перефразирую:какие куклы старинные, а какие придуманы недавно.Для меня важен вопрос именно о куклах "из глубины веков" что называется.
    По поводу мальчиков-девочек: сейчас мы относимся к гендерным вопросам более лояльно, и у нас другие представления о том, что пристало мальчикам-девочкам. А статья - о старинных представлениях. Тогда все было жестче, разграничивалось более четко. Мальчика с куклами просто бы засмеяли. Подходить с современными мерками к старинным обычаям не стоит.

    olena tarasenko
  • Ну это да - представить себе мальчишку с куклами веке эдак в 18-19 невозможно, конечно.
    А меня интересует, что было совсем давно - так давно, что никто и не помнит. Ведь наверное же не всегда так было, как 100-200-300-500 лет назад. Вопрос в той давности, которая вас интересует. :-))

    По куклам - вы, видимо, пишете об этнографической кукле - когда передано точно как найдено. Всё дело в том, что куклы народные, и к какому времени они относятся - такого исследования я не встречала. Потому что даже среди известных как народные кукол есть более старые и более новые. И далеко не все куклы и их вариации до нас дошли, так что значительная часть "ново-изобретённых" кукол, скорее всего, уже бытовала.

    У новых кукол - наших времён, скажем так, как правило известны авторы - они указаны в статьях. Но таких материалов очень немного.
    Основная масса - куклы, восстановление по воспоминаниям бабушек и прабабушек, матерей. То есть не очень-то старые.

    admin
  • olena, я думаю, для определения стародавности куклы можно на облик смотреть - чем больше деталей, тем кукла новее по времени. Все древние куклы обычно очень условны и просты.
    Насчёт игр мальчиков в куклы - я читала, что на Руси до выхода из детского возраста (где-то лет до семи) в кукол играли все - и мальчики, и девочки. Потом уже всех учили делам соответственно полу.

    кельт
  • И. А. Бунин - «Христя»

    Христя угощает кукол на сговоре –
    За степною хатой, на сухих бахчах.
    Степь в горячем блеске млеет, точно море,
    Тыквы светят медью в солнечных лучах.

    Собрались соседки к «старой бабе» Христе,
    Пропивают дочку - чай и водку пьют.
    Дочка - в разноцветной плахте и в монисте,
    Все ее жалеют - и поют, поют!

    Под степною хатой, в жарком аромате
    Спелого укропа, возятся в золе
    Желтые цыплята. Мать уснула в хате,
    Бабка - в темной клуне, тыквы - на земле.

    olena tarasenko
  • Спасибо,кельт.Да, безусловно, в статье речь идет о мальчиках после половой инициации, думаю, лет с 8 до 12-13. Потом ребята уже понимали, зачем нужны девушки и отчего к ним так тянет:)))
    Нет, я не пишу об этнографической кукле.Я изучаю взаимодействие человека и куклы обереговой и обрядовой. Такие куклы есть у всех народностей в том или ином виде.И феномен наделения куклы (то есть подобия человека)сверхъестественный качествами - защищать, привлекать или отталкивать по необходимости, влиять на судьбу.Интересно и отношение к куклам современного человека.Мы ведь христиане зачастую весьма условно - веруем,но бабушкиными заговорами да дедушкиными обрядами не гнушаемся :)))
    На мастер-классах более охотно спрашивают, заговариваю ли я кукол, добавляю ли травки, а не историей и происхождением куклы интересуются.
    Процесс создания куклы-оберега отличается от создания просто куклы.Если во втором случае это просто рукоделие, то в первом-почти магия,доступная каждому...

    olena tarasenko
  • Меня тоже часто спрашивают, как разговаривать с куклой надо, и что говорить-приговаривать, когда куклу делаешь. Эти вопросы задают чаще, чем вопросы по конструкции. :-)
    Вот интересно, откуда наши бабушки-прабабушки наговоры брали: сами придумывали? Наверное из христианства тоже что-то могло быть.
    Может быть есть какие-то работы на эту тему?..

    admin
  • 1. Наговоров бабушек при изготовлении кукол в украинской традиции НЕ СУЩЕСТВУЕТ.И если кто-то что-то наговаривает - это его личное творчество.А не существует потому, что обереговая функция у украинской куклы всего лишь предполагается, в то время как обрядовая и игровая - доказаны, изучены и описаны.Единственное, что я встречала - когда девочки делали кукол из травы, приговаривали,обрывая траву:"На куклу тебя рву, счастье себе принесу".Но это детское творчество средины 20 в.
    У нас богатейшие традиции заговоров и обрядов защитной народной магии,но к кукле они отношения не имеют.Можно облечь оберег в форму куклы, но это уже из области либо магии(а сюда дилетантам лучше не соваться),либо арт-терапии (а это сайту вряд ли интересно).
    Мое мнение таково:украинские "бизнесмены от куклы",упорно пиарят тему оберега только лишь по тому, что он ЛУЧШЕ ПРОДАЕТСЯ...

    olena tarasenko
  • В частности, вот в это www.rukukla.ru/article/where/2011-03-02-2 НЕ ВЕРЮ (хоть я и не Станиславский). Сказка о бабушках и фазах луны - чистой воды коммерческий ход. "Особенный" товар с историей всегда успешнее продается. Комментам кельт к этой же статье - респект (простите за подростковый жаргон).

    olena tarasenko
  • olena, согласна - это действительно уже коммерция, конечно.
    Примерно то же самое сейчас делают большинство производителей обычных кукол-игрушек: Mattel (производитель Барби) и многие-многие другие, все именитые компании, уже довольно давно выпускают не просто кукол, а кукол "с историями". Часто с куклами идёт книжка с рассказом-приключениями этой куклы. Только потому, что да, так лучше продаётся! "Истории" есть уже даже у многих мягких игрушек. Повальная мода.

    И здесь примерно то же - чем "загадочнее" - тем интереснее - и тем финансово-успешнее.

    admin
  • О крестах удобнее писать здесь:
    - широкие черные кресты (с. Хрещатик Черкасского р-на;)
    - узкие черные кресты (с.Золотоношка историческая Полтавщина)
    - широкие черно-красные кресты (сс. Липове (Полтавщина), Суботив (Черкасская обл))
    - рудиментарние кресты вышитие

    olena tarasenko
  • правильно ли я поняла, olena, вид креста соотносится с определенной местностью? или это зависти от фантазии мастерицы?

    Гость (Елена Берг)
  • Да, одно село - один тип креста. Бабушки из одной деревни мотали один тип креста.

    olena tarasenko
  • В корне не согласна с О. Тарасенко по поводу фаз луны. Это очень важный момент в лажении мотаночек. Ведь не правильно выбрав фазу луны, можно куклу сладить не на добро, а во вред! Я не очень много успела сладить куколок- мотанок , едва к 200 число подходит, но точно знаю по своему опыту, что если соблюсти все традиционные правила изготовления мотанок, то куколка обязательно начинает " работать". В ста-семнадцати куколках, сделаных мною для людей, был положительный результат! Человек получал желаемый результат! Я не думаю, что 117 раз произошло совпадение.☺

    Гость (Виктория Киселёва)
  • Вот такой набор украинских куколок- мотанок, хочу представить на ваше обозрение. Берегиня выполнена традиционным узелковым способом, по типу столбушки.
    А обрядовые куколки , мужичок-Богач вместе с Крупеничкой,
    называются насыпные ( в мешочках цельное зерно насыпается, для будущего урожая).

    Гость (Виктория Киселёва)